Кризис, перерастающий в крах? "Русмет". 3 июня 2009
03.06.2009 - 16:02
По мнению экспертов, уцелеть во время кризиса смогут, скорее всего, не все украинские металлургические группы
Преждевременная радость
Несмотря на некоторое оживление ситуации на мировых рынках стали в апреле-мае, весенняя стабилизация для украинских металлургических предприятий, по большому счету, оказалась миражом. В частности, в первые четыре месяца 2009 года производство стали в Украине сократилось в сравнении с тем же периодом 2008 года на 39%. Причем, крупнейшие ее производители – меткомбинаты "Арселор Миттал Кривой Рог", им.Ильича и "Азовсталь" – сильнее всего и сократили производство (44%, 49% и 44% соответственно).
Злую шутку с украинскими металлургами сыграл и Нацбанк Украины, который в мае внезапно решил укрепить украинскую гривну. В результате курс доллара по отношению к ней почти мгновенно упал с 8,05 до 7,65 грн. Это также весьма негативно сказалось на состоянии металлургических предприятий. Как известно, в общем объеме производства украинской металлургии доля экспорта превышает 70% и чем ниже курс доллара по отношению к гривне, тем дороже и менее конкурентоспособна украинская продукция на мировых рынках. И уж конечно, явно не на пользу металлургии пойдет реализация ближайших планов правительства увеличить цену коксующегося угля, добытого на государственных шахтах, от $50 до $110 за т (без НДС).
В такой ситуации эксперты уже даже начали прикидывать, какие же из украинских металлургических компаний ближе остальных к краху. Тем более, что, как известно, лето – наиболее активное время для всякого рода слияний, поглощений и продаж. Самыми слабыми звеньями украинской металлургии большинство экспертов считают "украинский филиал" российской группы "Евраз", Мариупольский меткомбинат им.Ильича и, как это ни странно, корпорацию "ИСД". Причем, у каждого из трех вышеперечисленных действующих лиц совершенно разные причины, которые привели их в нынешнюю нелегкую ситуацию.
"Ильич" и "Евраз": технологии подводят
Обычно и небезосновательно считается, что наиболее слабым местом металлургической группы (по крайней мере, в Украине) является ее необеспеченность сырьевыми ресурсами, т.е. железорудным сырьем и коксующимся углем. В принципе, это верно. Однако кризис, сохраняя важность данного фактора в целом, отодвинул его с первого по значимости места. В нынешней кризисной ситуации сырья вокруг – хоть залейся. Проблема в другом: невозможно сбыть продукцию. Таким образом, конкуренция производителей за рынки сбыта выводит на первый план технологическую оснащенность предприятий и сортамент производимой продукции. И вот здесь украинское предприятие российской группы "Евраз", как говорится, "влетело по полной".
Производственные мощности Днепропетровского метзавода им. Петровского, купленного группой "Евраз" в декабре 2007 года, уже на момент покупки имели уровень износа в пределах 70-80%. Несмотря на то, что вся украинская металлургия изношена довольно сильно, это максимальный показатель среди профильных предприятий Украины. Это и не удивительно, ведь в последние 20 лет в модернизацию предприятия практически ничего не инвестировалось. Изменить здесь что-то "Евраз" то ли не захотел, то ли просто не успел. В итоге заводу практически ничего не светит в принципе.
Конечно, учитывая, что данная покупка для "Евраза" как российской группы была скорее принципиального, нежели экономического плана, завод им.Петровского может еще какое-то время продержаться на плаву за счет внутренних ресурсов группы "Евраз". Тем более, что большинство украинских активов "Евраза" довольно сильно завязаны на предприятия корпорации "ИСД", которой сейчас тоже не сладко, и которые россияне не прочь прикупить…
Вторым вероятным кандидатом на "вылет" эксперты называют Мариупольский меткомбинат им. Ильича. Кроме того, что предприятие вынуждено закупать большую часть сырья на стороне (что, как известно, явно не плюс), комбинат является одним из мировых лидеров по производству стали мартеновским способом. (Как известно Алчевский меткомбинат вместе с "Запорожсталью" и Мариупольским меткомбинатом им.Ильича дают более 65% всей украинской мартеновской стали, а сама Украина производит, примерно, 55% всей мировой мартеновской стали). Это делает комбинат ну очень энергоемким и затратным производством. Ведь энергозатраты на производство мартеновской стали в украинских реалиях превышают таковые при производстве стали кислородно-конверторным способом почти в 20 раз.
Мариупольское предприятие уже определилось, что будет менять мартены на конвертеры и даже приняло решение построить себе конвертерный цех из трех конвертеров общей мощностью 3,6 млн. т стали в год. Но вот беда – необходимых на это $600-650 млн. у комбината нет. В связи с кризисом и отсутствием средств даже введение в работу установки вдувания пылеугольного топлива в доменную печь было передвинуто с 2009-го на 2010 год. Кроме того, специализация комбината на плоском прокате сыграла с ним злую шутку. Наиболее тяжелая ситуация на мировых рынках сейчас как раз с этой продукцией. Спрос на нее продолжает падать…
В принципе, руководство ММК им.Ильича несколько лет держит в уме вариант продажи предприятия и даже предприняло в последнее время некоторые шаги, направленные на консолидацию активов. С покупателем здесь особых проблем не будет. К примеру, "Метинвест Холдинг" спит и видит, как интегрирует свой расположенный в том же Мариуполе меткомбинат "Азовсталь" в единую производственную цепочку с ММК им.Ильича.
"ИСД" - в долгах как в шелках
Видеть вторую по объемам производства стали в Украине корпорацию "ИСД" в такой компании довольно странно. Но тем не менее…
Отсутствие собственных сырьевых активов всегда было одним из наиболее уязвимых мест "ИСД". Пытаясь решить свои проблемы, компания стала пионером в использовании всяких экзотических схем снабжения своих предприятий сырьем. К примеру, именно "ИСД" первой среди украинских компаний в 2007 году стала ввозить ЖРС из Бразилии. Однако, начав импорт сырья морем, корпорация столкнулась с логистическими проблемами, которые пока так и не смогла решить. Конечно, будь у "ИСД" достаточные финансовые ресурсы, все вопросы так или иначе нашли бы свои ответы. Однако финансы стали еще одной проблемой "ИСД". Причем, главной проблемой.
Дело в том, что изначально топ-менеджмент компании выбрал довольно рискованную и агрессивную стратегию развития. Суть ее заключалась в том, чтобы за счет привлечения максимального количества кредитных ресурсов предельно форсировать модернизацию собственных металлургических активов. Так как модернизация – процесс длительный, а деньги брались, как правило, короткие, погашать финансовые обязательства перед кредиторами было решено за счет… получения новых кредитов, т.е. перекредитовываться. Привлечение же новых кредитных ресурсов до окончания модернизации производств и начала "отбивания" денег, должна была обеспечить эффектная динамика роста объемов сбыта металлопродукции в сочетании с ростом цен на эту самую продукцию на мировых рынках.
Сказано – сделано. Корпорация начала мощную программу реконструкции и расширения производственных мощностей на заемные деньги. По данным самой "ИСД", общий объем инвестиций, запланированный на период 2005-2011 годов, составлял $2,7 млрд. Причем, пик вложений пришелся как раз на 2008 год. В этом году корпорация вложила в модернизацию $1 млрд. Однако тут грянул кризис, банки перестали кредитовать промышленность, и рефинансировать уже взятые кредиты общим объемом в $3,3 млрд. корпорации отказалось неоткуда.
Более того, большие долги в сочетании с проблемами со сбытом (общими у всех металлургов) привели к тому, что международные рейтинговые агентства Moody"s Investors Service и Fitch Ratings снизили рейтинги "ИСД". В частности, Fitch в середине весны нынешнего года присвоило корпорации долгосрочный рейтинг "В-" с прогнозом "негативный" и отозвало рейтинги компании. В этой связи примечательными являются две вещи. Во-первых, по методологии агентства, после "В-" (рейтинг спекулятивной категории) следует "ССС" ("обязательства выполняются, но дефолт компании представляется реальной возможностью"). Во-вторых, до этого, Fitch понизил рейтинг "ИСД" с уровня "В+" до "В" с прогнозом "негативный" в ноябре 2008 года. То есть, налицо динамика бодрая и печальная. В качестве комментариев к отзыву рейтингов "ИСД" в Fitch заявили, что "опасаются, что в 2009 году компания не сможет выполнить финансовые обязательства по погашению порядка $500 млн. задолженности".
"А ваша Галя – балованная…"
Кроме того, согласно прогнозам рейтингового агентства, в 2009 году "ИСД" сократит производство стали на 30% и в результате, вероятно, будет иметь показатель чистый долг/EBITDAR на уровне 3-3,5x при предусмотренном кредитными соглашениями 2,6x. "Обычно по условиям займов, если отношение превысило предусмотренный уровень, кредиторы начинают волноваться, – пояснил ситуацию аналитик инвестгруппы "Сократ" Дмитрий Хорошун. – Они могут потребовать досрочного погашения части долга". Еще одним следствием падения рейтингов "ИСД" будет невозможность привлечения относительно более дешевых кредитов за рубежом. Последнее означает, что для того чтобы рассчитаться с долгами, "ИСД", как минимум, скорее всего, придется расстаться с некоторыми своими активами. А как максимум…
Примечательно, что некоторые эксперты считают, что эта схема, задействованная "ИСД" теоретически могла сработать, если бы не кризис, который "срубил ее на корню". Однако проблемы начались у "ИСД" гораздо раньше мирового финансового кризиса.
Первое официальное подтверждение о наличии переговоров между российским "Газметаллом" и "ИСД" о слиянии прозвучало 18 февраля 2007 года. Момент был очень тяжелым для "ИСД". Компания уже "похоронила" план рентабельной доставки ЖРС из Бразилии морем и еще не имела договоров на поставку ЖРС с "Метинвестом" и тем же "Газметаллом". Словом, она была фактически без руды. Кроме того, в том же феврале председатель совета директоров "ИСД" Сергей Тарута заявил, что на корпорации "висит огромный кредитный портфель" в $1,5 млрд. Причем, заявление было сделано на презентации получения "ИСД"… очередного кредита в $150 млн. от Европейского банка.
Однако переговорщики были в разных весовых категориях. "ИСД" на тот момент "весила" $5-7,5 млрд., тогда как "Газметалл" – более $14-16 млрд. Статус "младших братьев" владельцев "ИСД" не устраивал, и каждый остался при своих проблемах.
А уже в декабре 2007 года российская группа "Евраз" купила все горно-металлургические активы украинской группы "Приват" (в т.ч. половину Южного ГОКа), и проблемы с обеспечением ЖРС некоторых предприятий "ИСД" потенциально еще более обострились. Практически немедленно "Евраз" сделала "ИСД" предложение, аналогичное тому, что сделал ей ранее "Газметалл". А летом 2008 года, когда стороны были в двух шагах от сделки, "ИСД" подписала договор с "Арселор Миттал Кривой Рог" о создании многоцелевого консорциума. Вырисовывалась интересная комбинация на троих: "Евраз" + "ИСД" + Arcelor Mittal вокруг недостроенного Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР). Однако позже, когда ситуация по КГОКОРу опять зашла в тупик, "Евраз" отказался от покупки активов "ИСД". Тем более, что стороны по разному видели "вес" собственных активов. А тем временем финансовая ситуация у "ИСД" ухудшалась. И 22 июля 2008 года "ИСД" впервые не получила очередной кредит в $125 млн. от ЕБРР…
С началом кризиса корпорация начала предпринимать действия, аналогичные другим предприятиям. Она начала увольнять и отправлять в неоплачиваемые отпуска работников меткомбинатов (и украинских и зарубежных), останавливать цеха, замораживать проекты и целые производства. Все это могло бы помочь "ИСД" пережить трудные времена, если бы не долги. Кстати, о долгах.
Плата за риск
В середине мая 2009 года появилась информация о том, что днепропетровское ООО "Литис" заявило о своем намерении приобрести долги входящего в корпорацию "ИСД" Днепровского меткомбината им.Дзержинского. Анализ деятельности "Литиса" позволяет уверенно предполагать его близкую связь с группой "Приват". Той самой, которая продала группе "Евраз" ее нынешние украинские металлургические активы и той самой, которая в данный момент является миноритарным акционером "Евраза". Зачем группе "Приват" долги комбината им.Дзержинского – вопрос риторический. Вхождение на предприятие через скупку его долгов – любимая схема работы владельцев "Привата". А наличие в активе "Привата" этого комбината легко позволяет интегрировать его в украинские активы "Евраза". Впрочем, здесь возможно море вариантов, причем один интереснее другого. А является ли происходящее легким дерибаном или попыткой полноценного поглощения "ИСД", покажет ближайшее будущее. -- Русмет