Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 28.05.2009

Приватизировать, пока не опередили. "Русмет". 28 мая 2009

28.05.2009 - 15:15
Кабмин Украины решил уже в нынешнем году приватизировать 99 государственных шахт. Такое неожиданное в условиях кризиса решение направлено на то, чтобы воспрепятствовать активной теневой приватизации угольных предприятий.

В начале мая 2009 года правительство Украины опубликовало постановление № 430 "О предотвращении кризисных явлений в угольной отрасли". Если опустить несущественное, то основной смысл документа заключается в том, что Кабмин поручает Минуглепрому и Фонду госимущества в кратчайшие сроки разработать и принять положение о проведении открытых аукционов по продаже имущества государственных угледобывающих предприятий. В сумме с уже задекларированным намерением правительства приватизировать в нынешнем году 99 подобных объектов, это, по идее, означает, что процесс в отрасли пошел. Причем, если оглянуться назад, то можно прийти к выводу, что сдвинуться с места заставила его исключительно "теневая" приватизация.

Три попытки, которые провалились

Попытки массовой приватизации в украинском углепроме имеют давнюю и печальную историю и неизменно связаны с именем нынешнего премьера Юлии Тимошенко. Первый раз об этом настойчиво заговорили в январе 2001 года. А уже 9 мая 2001 года на расширенном заседании Кабмина, тогдашний вице-премьер по ТЭК Юлия Тимошенко в качестве антикризисной меры (кризис в украинском углепроме – вещь перманентная) среди прочего предложила именно массовую приватизацию.

Однако идея по вкусу не пришлась. Сначала против нее резко выступил тогдашний министр топлива и энергетики (в тот момент углепром не имел своего министерства и подчинялся Минтопэнерго) Сергей Ермилов. Потом ее раскритиковал тогдашний губернатор Донецкой области Виктор Янукович. А когда Юлия Тимошенко все же приняла программу реформирования отрасли, тогдашний Президент Украины Леонид Кучма просто уволил непонятливого вице-премьера. На этом первая попытка массовой приватизации в угольной промышленности Украины благополучно закончилась.

Второй раз о поголовной продаже государственных угольных шахт с аукционов всерьез заговорили в 2005 году. Застрельщиком процесса стала тогда уже премьер Юлия Тимошенко со своей программой реформ "Уголь Украины". В качестве главы правительства у нее было значительно больше возможностей, чем в первый раз. Однако итоговый результат от этого не изменился. Массовая приватизация угольных предприятий в Украине так и не началась из-за разногласий с Президентом Виктором Ющенко.

В третий раз идея тотальной угольной приватизации воскресла после возвращения Юлии Тимошенко в кресло премьер-министра на исходе 2007 года. Госпожа премьер в третий раз подтвердила свою приверженность к передаче большей части государственных угольных предприятий в частные руки. Как следствие уже в марте 2008 года Минуглепром Украины обнародовал новую "Концепцию реформирования угольной отрасли", в которой легко угадывался римейк программы "Уголь Украины" трехлетней давности. В документе было черным по белому написано, что "государство (в лице Верховной Рады – прим.автора) должно максимально быстро устранить все существующие законодательные препятствия и разблокировать процесс массовой приватизации в угольной отрасли". После этого Кабмин планировал немедленно провести серию открытых аукционов и продать государственные угольные предприятия, сгруппированные в 22 специальных лота.

Ирония судьбы заключалась в том, что, формально представляя большинство в парламенте Украины, Юлия Тимошенко и ее правительство так и не смогли сдвинуть с мертвой точки принятие отдельного закона о приватизации объектов топливно-энергетического комплекса, т.е. угольных шахт. Дело в том, что согласно Закону Украины "О приватизации государственного имущества", объекты топливно-энергетического комплекса приватизируются в порядке, предусмотренном отдельным (в смысле – другим, а не этим) законом. А вот данного отдельного закона на эту тему в Украине как раз и не было. Было несколько законопроектов, зависших на разных стадиях прохождения парламентских процедур, но и только. Т.е. прямая массовая приватизация в углепроме была невозможна.

Передовой опыт…

Впрочем, оставался еще один путь. Его использовали отечественные металлургические группы для так называемой "теневой" приватизации угольных предприятий, добывающих коксующийся уголь. Сама по себе идея проста до предела. Частный холдинг инвестирует в государственное угольное предприятие средства. Чаще всего это техника и оборудование. В условиях, когда государственные шахты сидят на голодном пайке, такое предложение дает возможность шахте динамично развиваться и наращивать добычу угля. Тем более, что с другой стороны уже есть постоянный покупатель на этот уголь – инвестор.

Фокус схемы в том, что оборудование дорогое, а уголь – дешевый, и долг шахты перед инвестором стремительно растет. Затем возможны варианты, но всегда с одинаковым исходом: инвестор в условиях невозможности погашения долга шахтой становится ее владельцем.

Классикой здесь является такой случай. Начиная с весны 1999 года, 38 украинских шахт, добывающих коксующийся уголь и входивших в состав государственных холдинговых компаний "Донуголь", "Макеевуголь", "Краснодонуголь" и "Добропольеуголь", заключили долгосрочные договора с донецкими компаниями "АРС", "ИСД", "Данко" и "Эмброл-Украина" на реализацию инвестпрограмм. В обмен на добытый шахтами коксующийся уголь эти компании с июля 1999 года по май 2000 года поставили шахтам оборудования для вновь вводимых лав примерно на 200 млн.грн. Ну откуда у бедных государственных шахт 200 млн. грн.?

Примечательно, что Юлия Тимошенко последовательно выступала против таких схем. Вот и в мае 2008 года ее Кабмин принял постановление, которое запретило заключение любых инвестиционных проектов на госпредприятиях. Т.е. эту лазейку Кабмин прикрыл. Как оказалось, и для себя.

А тем временем украинские шахты и без массовой приватизации медленно, но уверенно переходили из государственной собственности в частную. Чтобы понять масштабы процесса, достаточно сказать, что сейчас в углепроме почти 40% добычи угля в Украине приходится на долю частных шахт. Если же брать коксующийся уголь, то доля частных шахт тут вообще доходит до 60%. Крупнейшими частными угольными компаниями в Украине являются входящая в состав металлургического холдинга "Метинвест" компания "Краснодонуголь", входящая в состав энергетического холдинга ДТЭК компания "Павлоградуголь", входящая в состав металлургической группы "Донецксталь" (экс-"Энерго") компания "Покровское" (бывшая шахта "Красноармейская-Западная № 1"), а также условно государственная, но реально давно уже частная "Шахта им.Засядько".

Приватизация с "черного хода"

В сложившейся ситуации Минуглепром придумывает приватизационную инновацию. Если Кабмин запретил инвестпроекты, то можно вести… совместную деятельность. Уже 3 июля 2008 года в Минуглепроме состоялось закрытое совещание по вопросам привлечения инвестиций в угольную отрасль. В нем приняли участие 12 директоров шахт, 17 представителей компаний-инвесторов (причем, некоторые были уже реальными инвесторами) и четверка тогдашних заместителей министра угольной промышленности Украины Виктора Полтавца – Александр Францишко, Юрий Грядущий, Анатолий Корзун и Геннадий Чобанян. Мероприятие показало две вещи. Во-первых, украинские металлургические группы по-прежнему очень заинтересованы в покупке профильных угольных активов. Во-вторых, что схема "инвестиции в обмен на собственность" по-прежнему благополучно работает.

"К нам обратились представители Мариупольского меткомбината им.Ильича, корпорации "ИСД", меткомбината "Запорожсталь" и холдинга "Метинвест" с просьбой инвестировать в государственные шахты, – заявил тогда Виктор Полтавец. – Мы понимаем, что без инвестора мы отрасль не поднимем и сейчас работаем над их предложениями, разрабатывая варианты, каким образом их можно было бы реализовать, не нарушая законы…". И механизм был найден.

Так, в рамках договора о совместной хозяйственной деятельности в обмен на инвестиции компании-инвесторы получали право управления угольными предприятиями. Далее, в случае положительного решения вопроса о приватизации угледобывающего актива, компания-инвестор получала, как минимум, приоритетное право на покупку, а как максимум – право на покупку вообще без конкурса. Кстати, там вдруг выяснилось, что входящее в группу "Приват" предприятие "Экойл" уже вложило в развитие государственной шахты "Белозерская", входящей в ГП "Добропольеуголь", 78 млн. грн.

Успешному развитию событий помешала целая серия скандалов. Сначала потенциальные инвесторы, не получившие желаемые активы, заявили о "попытке скрытой приватизации в углепроме и умышленном занижении стоимости активов". Затем в середине августа 2008 года появилась информация, что руководство госпредприятия "Ровенькиантрацит" якобы провело соответствующие переговоры и 8 августа 2008 года заключило договор о совместной деятельности с российской компанией "Проспецинвест", представляющей интересы своей материнской структуры – российского угольного холдинга "Сибирский антрацит". Информацию опроверг лично министр угольной промышленности Украины, но от этого легче не стало. Пикантность ситуации была в том, что на знаменитом закрытом совещании представители "Сибирского антрацита" были и о чем-то даже с Минуглепромом договорились. Словом, процесс от греха притормозили, а потом о нем подзабыли. А потом наступил кризис…

Тревожный звоночек

Вопрос о приватизации шахт внезапно опять всплыл после того, как 17 апреля 2009 года 74 шахтера на шахте № 22 "Коммунарская" государственного ОАО "Шахтоуправление "Донбасс" отказались подниматься на поверхность, требуя погашения долгов по зарплате. Разбор полетов показал, что государственная шахта как бы и не государственная вовсе…

Еще в сентябре 2008 года Виктор Полтавец реорганизовал государственное ОАО, состоящее из двух рентабельных шахт, в просто ОАО "Шахтоуправление "Донбасс". Соучредителями выступили шесть частных компаний, пять из которых представляли группу "Донецксталь". Однако поделить доли в уставном фонде стороны не смогли, и министр угольной промышленности в феврале 2009 года отменил свой предыдущий приказ о создании на базе ГОАО "Шахтоуправление "Донбасс" просто ОАО. Но к тому времени "Донецксталь" уже серьезно вложилась в шахту и оспорила решение Минуглепрома в суде. Интересно, что если бы не четырехмесячный долг по зарплате на предприятии, то о происходящем мало кто узнал бы.

"Подобная приватизация – случай далеко не единичный, – заявил глава Независимого профсоюза горняков Донбасса Николай Волынко. – К примеру, недавняя авария на шахте "Новодзержинская" непосредственно связана со спецзаказом теневого инвестора на добычу крупной партии угля".

Что, где, кому

Видимо, предчувствуя, что дальнейшее промедление может привести к тому, что и продавать скоро будет нечего, Кабмин решил поторопиться. К тому же, недавняя покупка "Метинвестом" американской угольной компании UCC ясно показала, что заинтересованные украинские компании могут скупиться и заграницей.

Список на приватизацию у Кабмина был готов еще 8 декабря 2008 года. Причем, чтобы уж точно что-то продать, от продажи лотами решили отказаться и продавать предприятия по отдельности. Крупнейшими в перечне являются компании "Добропольеуголь" (добыто в 2008 году 4,1 млн. т угля), "Макеевуголь" (3,32 млн. т), "Луганскуголь" (2,7 млн. т), "Львовуголь" (2,85 млн. т), "Донецкая угольная энергетическая компания" (2,65 млн. т), "Антрацит" (1,9 млн. т.), "Краснолиманская" (1,72 млн. т), "Селидовуголь" (1,64 млн. т), шахтоуправление "Донбасс" (1,56 млн. т), "Красноармейскуголь" (1,22 млн. т) и "Донбассантрацит" (1,2 млн. т). В составе всех вышеперечисленных компаний есть "хромые утки", но в целом активы лакомые. К примеру, в составе ДУЭК есть шахты "Трудовская", им.Абакумова и им.Скочинского с запасами угля соответственно 80, 84 и 150 млн. т.

Кроме того, в апреле 2009 года в список на приватизацию были добавлены 38,62% акций ЗАО "Центральная обогатительная фабрика "Донецкая", 38,25% ОАО "Центральная обогатительная фабрика "Добропольская", 41% ЗАО "Центральная обогатительная фабрика "Углегорская", 38,25% "Центральная обогатительная фабрика "Октябрьская", а также 100% ОАО "Государственная холдинговая компания "Укруглепромтранс" и кое-что еще. Примечательно, что в нынешний реестр не вошли бесперспективные (в смысле продажи) шахты, такие как "Перевальская", № 17-17 бис, "Винницкая", им. Гагарина и др. И это уже не стыкуется с задекларированными ранее намерениями Кабмина избавиться, прежде всего, от малопроизводительных шахт с добычей менее 500 т в сутки.

Что касается потенциальных покупателей, то они в принципе известны. На активы ДУЭК, скорее всего, будет претендовать структуры, близкие к "Метинвесту". Во всяком случае, ДУЭК должен компании "АРС" более 60 млн. грн. Похожая ситуация и на шести шахтах "Орджоникидзеуголь". Что касается активов ГП "Львовуголь" и "Волыньуголь", то их владельцем скорее всего станет ЗАО "Львов Систем Энерго", которая в процессе аренды единственной обогатительной фабрики в Западной Украине – ЦОФ "Червоноградская" – не уставала в нее инвестировать. А без этой фабрики покупка угольных активов в регионе – чистое безумие. На активы ГП "Донбассантрацит", видимо, будет претендовать ДТЭК. Хотя последняя, возможно, предпочтет прикупить активы ГП "Луганскуголь". Что касается госхолдингов ГП "Красноармейскуголь", ГП "Макеевуголь" и ГП "Добропольеуголь", то здесь может быть "рубка" ведущих украинских "безрудных" меткомпаний – корпорации "ИСД", меткомбинатов "Запорожсталь" и "Арселор Миттал Кривой Рог", та также ММК им. Ильича, к которым может примкнуть "Метинвест". Первые даже в условиях жесточайшего дефицита финансов вынуждены укреплять свою сырьевую безопасность. Последний же может захотеть повторить свой финт с железной рудой и стать монополистом в Украине еще и по углю.

Так что дело за малым – таки начать приватизацию. -- Русмет

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>