Колыбель горной промышленности Донбасса погрузилась в рецессию.
Головные в стране шахты по добыче энергетического угля, сконцентрированные в Луганской области, вышли на путь финансового обезвоживания. Главным результатом этого процесса станет снижение объемов добычи. При этом отсутствие рынков сбыта и сворачивание кредитования привело к тому, что ведущие металлургические, химические и машиностроительные предприятия Луганщины работают вполсилы
УГОЛЬ, КОТОРЫЙ ДОБЫВАЕТСЯ САМ ПО СЕБЕ
Проводя анализ угольной отрасли, "k:" опросили пять профильных холдингов региона, которые объединяют три десятка шахт. Подавляющее большинство шахтеров-респондентов, добывающих энергетический уголь, назвали ключевой проблемой своих предприятий отсутствие необходимой суммы оборотных средств. Из-за этого они не способны вводить в строй новые лавы и тем самым поддерживать прошлогодний уровень добычи. Так, "Свердловантрацит" в текущем году планировал потратить на техническое перевооружение проходческих работ и закупку новой проходческой техники около 320 млн. грн. Однако на сегодняшний день эти планы остаются на бумаге, зато снижаются объемы добычи. Так, если в августе 2008-го "Свердловантрацит" добывал почти 21 тыс. т угля в сутки, то сейчас — около 19 тыс. т.
Аналогичная ситуация складывается на "Донбассантраците". По данным замдиректора по производству Владимира Гаврика, в этом году компания планировала ввести в эксплуатацию три лавы, но из-за отсутствия средств не может ввести в строй ни одной.
Не могут ввести в строй лаву на "Первомайскугле", работы по подготовке которой велись два года. У "Луганскугля" нет средств оснастить подготовленные забои. Во всех случаях необходимо финансирование со стороны Минуглепрома, который не дает денег, ожидая коррекции госбюджета.
Финансовое обезвоживание угольщиков привело к тому, что многие шахты сворачивают реализацию инвестиционных и производственных программ, благодаря которым они могли бы нарастить объемы добычи и как результат — снизить затраты на добычу. К примеру, по данным "Луганскугля", благодаря реализации вышеупомянутых задач объединение могло бы нарастить объемы добычи вдвое — до 12 тыс. т. Но из-за отсутствия средств холдинг показывает противоположную динамику. Если в августе 2008-го "Луганскуголь" ежесуточно добывал около 9 тыс. т, то сейчас — 6 тыс. т. Если бы сейчас это объединение работало на уровне прошлого года, то разница между затратами на добычу и ценой реализации, по данным "Луганскугля", была бы на уровне 25%, а не свыше 50%, как сейчас. То же самое отмечают на "Донбассантраците". По данным предприятия, за счет ввода в строй трех лав оно могло бы нарастить объемы добычи на 1,5–2 тыс. т — примерно до 6 тыс. Такой же точки зрения придерживаются на "Первомайскугле", который, будучи исключением из правил, сейчас наращивает объемы добычи на 600 т/сут. — до 2 тыс. т. "Объемы наращиваем благодаря тому, что в строй вступает шахта "Тошковская". Мы ее подготовили еще в марте прошлого года и только сейчас запускаем. Считайте, оборудовали год. Но если бы в плюс к этому мы пустили в строй и "Горскую" (которую сейчас не за что оборудовать. — "k:"), то ежесуточный объем добычи нарастили бы до 3–3,5 тыс. т/сут., и тогда нам не нужны были бы такие деньги, которые мы сейчас ждем от государства. Дайте нам оборудование, мы сами себе будем зарабатывать", — говорят в "Первомайскугле".
Пока же можно констатировать, что одни угольные холдинги начинают потихоньку копить долги по зарплате, а другие — сокращать людей. Так, на "Свердловантраците" задолженность за февраль до последнего времени составляла около 75 млн. грн. (при этом "Уголь Украины" должен объединению за его продукцию почти 70 млн. грн.). На "Лисичанскугле" сумму долгов не уточнили, оговорившись, что она существует "в объеме нескольких десятков миллионов гривен". На "Первомайскугле" долги перед шахтерами составляют около 30 млн. грн. На "Донбассантраците" долгов по зарплате нет, но объединение за кризисный период сократило численность сотрудников на 340 человек — до 9270. "Свердловантрацит" и "Лисичанскуголь" пока ограничиваются сокращением вакансий. Как будет дальше — спрогнозировать невозможно.
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
У предприятий химического сектора области, строго говоря, нет общей хронической проблемы (как у шахтеров). Впрочем, они находятся в не менее удручающем положении. Так, рубежанский химический завод "Заря", специализирующийся на производстве взрывчатых веществ (в основном тротила для производства боеприпасов), с ноября прошлого года переведен на четырехдневный режим работы. Этот факт прямым образом сказался на уровне зарплаты его штата, но даже при этом предприятие имеет задолженность перед сотрудниками: на "Заре" работают почти 500 человек, которым не выплачено около 500 тыс. грн. Основной причиной такого расклада на предприятии называют трехкратное сокращение объемов производства, которое вызвано снижением спроса на продукцию, а также ужесточением конкуренции на этом специфическом рынке. Так, если летом 2008-го, по данным "k:", "Заря" производила взрывчатки приблизительно 600–800 т/мес., то сейчас — на уровне 200 т/мес. "Основной потребитель нашей продукции Павлоградский химзавод (Днепропетровская область. — "k:") покупает, но существенно меньше, чем прежде. А после того как были сняты все ограничения и квоты на импортную продукцию, наметились операции по завозу в Украину российского тротила", — утверждает источник "k:", заслуживающий доверия. По его словам, такая поставка была осуществлена в адрес Павлоградского химзавода в начале текущего года. При этом собеседник "k:" отметил, что ПХЗ выгоднее покупать российскую продукцию, потому что в РФ любое химическое сырье (включая тротил) почти на 40% дешевле украинского.
На ГП "Химический завод "Южный", специализирующемся на производстве различных химических препаратов для лакокрасочной, металлургической, химической промышленностей, дела немного лучше, чем у "Зари". По данным "k:", за период с сентября 2008-го по настоящее время загрузка производственных мощностей этого предприятия снизилась вдвое по сравнению с докризисными месяцами. Так, в 2–2,5 раза рухнул выпуск карбамидоформальдегидных смол, изомеров моно- и динитротолуола, серной кислоты. А выпуск некоторых других видов продукции прекращен полностью. Как результат, если в сентябре 2008-го "Южный" произвел 5,879 тыс. т всех видов выпускаемой продукции, то в марте нынешнего года — всего лишь 4,064 тыс. т, что составляет около 20% от проектной мощности. Помимо этого "Южный" был вынужден пойти на ряд непопулярных мер — сократить численность сотрудников (с сентября 2008-го уволено 464 человека), параллельно перейдя на четырехдневку, а также свернуть реализацию инвестпрограмм.
На "Лисичанской соде", монополисте по производству бикарбоната натрия (пищевой соды), говорят о том, что на текущий год не намечали крупных инвестпрограмм, поэтому предприятию, по сути, нечего замораживать. При этом "Лиссода" сообщает о двукратном падении объемов производства. Например, если в докризисный период завод производил продукции в объеме 24 тыс. т/мес. на сумму порядка 38 млн. грн., то по итогам января-февраля 2009-го было произведено в общей сложности немногим более 20 тыс. т, на 35,8 млн. грн. "В марте ожидаем объем производства на уровне 16 млн. грн. После повышения цены на тепловую энергию с декабря прошлого года наша продукция стала неконкурентоспособна. Таким образом, мы ушли с рынков Северной Африки, Вьетнама, Индии, юга России (Ростов, Краснодар, Ставрополь)", — сообщил "k:" гендиректор "Лисичанской соды" Александр Бондаренко. Из-за такого расклада предприятие с нового года работает четыре дня в неделю и было вынуждено сократить численность штата на 130 человек, до 2068. При этом "Лиссода" планирует "оптимизировать" свой штат и в дальнейшем, доведя до конца 2009-го численность сотрудников до примерно 1,5 тыс. человек. Кроме того, по данным источника "k:" в дирекции "Лиссоды", сейчас предприятие рассматривает возможность остановиться с апреля "на реконструкцию". "Люди будут переведены на зарплату в 2/3. Когда решится вопрос с погашением задолженности по НДС (государство должно заводу более 10 млн. грн. — "k:") и с ценой на газ, тогда и восстановим производство. А сейчас будем смотреть по конъюнктуре рынка", — сообщил "k:" источник на "Лиссоде".
В ближайшее время может исчезнуть одно из бывших ключевых химических предприятий Луганщины — рубежанский "Краситель". Его мощности еще с начала 2000-х использовались на 2–4%. Из-за этого примерно в то время было возбуждено дело о банкротстве предприятия. Этот процесс длился вплоть до 10 марта 2009-го, когда суд вынес решение о ликвидации "Красителя". Новому собственнику активов "Красителя" — ООО "Логрус-Кемикл" Владислава Плахуты так и не удалось вывести на должный уровень производство химической продукции. По данным "k:", для того чтобы реанимировать производство, лисичанский предприниматель оформил многомиллионные кредиты в банке "Форум". Но не смог их погасить, и финучреждение забрало этот актив в счет погашения долга.
Куда оптимистичней выглядит ситуация на северодонецком объединении "Азот". Пока это предприятие отделалось лишь тем, что с января остановило цеха по производству аммиака и выпуску ацетилена и винилацетата, а также производство органических продуктов из ароматического сырья. Работники переведены на четырехдневный рабочий день, выплата премий и ряд социальных льгот отменены, при этом заработная плата в целом по "Азоту" уменьшилась на 32%. "За два месяца предприятие понесло убытки от своей производственной деятельности на сумму 127 млн. грн. Одна из главных причин такого падения производства — высокая, а точнее, запредельная цена нашего основного, ничем не заменимого технологического сырья — природного газа", — сообщил президент "Азота" Алексей Кунченко. По его словам, газ подорожал с $1152 до $1899 за 1 тыс. м3, тогда как рыночные цены на аммиак, амселитру и карбамид упали более чем в три раза. При таком раскладе у "Азота", на 70% ориентированного на экспорт, практически нет шансов реанимировать поставки своей продукции за рубеж. Так, по данным Союза химиков Украины, себестоимость товарного аммиака в среднем по стране составляет приблизительно 440 $/т, тогда как годовой максимум цены на эту продукцию на мировых рынках ожидается 320 $/т. "Аммиак мы потеряли, причем, боюсь, навсегда. Наше место сейчас занимают Россия, Катар, Тринидад, Иран, то есть те, кто "сидят" на газе", — сказал президент Союза химиков Алексей Голубов.
На Лисичанском НПЗ сейчас царит затишье. Завод декларирует намерения реализовать все намеченные на этот год инвестпланы. "Предприятие работает согласно мастер-плану, который рассчитан на период до 2017 года", — сообщил "k:" заместитель директора департамента общественных коммуникаций ООО "ТНК-ВР Коммерс" Дмитрий Зверев. По его словам, в общей сложности в этом году планируется инвестировать в завод почти $41,3 млн. При этом Зверев отметил, что в текущем году Лисичанский НПЗ не планирует снижать объемы переработки сырья и производства нефтепродуктов по сравнению с прошлым годом. "В 2009 году завод намерен переработать свыше 4,5 млн. т совокупного нефтяного сырья. В каком соотношении будет перерабатываться нефть и вторичное сырье, будет зависеть от ценовой конъюнктуры рынка", — сказал представитель ТНК. По его словам, сейчас на заводе работают 3,75 тыс. человек и предприятие не планирует сокращать численность штата.
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ МЫТАРСТВА
Луганский трубный завод не комментирует положение дел на предприятии. Впрочем, "k:" удалось выяснить некоторые ключевые подробности работы этого производства. Так, в январе-феврале предприятие производило около 4 тыс. т стальных труб в месяц, тогда как в докризисный период объемы производства зашкаливали за 20 тыс. т/мес. При этом в течение марта завод простаивал как минимум одну неделю, сконцентрировав свои усилия на реализации собственной продукции со складов. По данным источников "k:" в Луганской ОГА, на протяжении последних нескольких недель предприятие реализовывало продукции примерно на 1,5 млн. грн. в неделю. Если такие темпы сохранятся, то можно предположить, что к концу апреля склады ЛТЗ останутся пустыми и завод вновь возобновит производство.
По данным замдиректора по экономике Алчевского металлургического комбината Владимира Кураковского, на предприятии еще не было увольнений, но сейчас идет реорганизация служб комбината, в рамках которой планируется сократить приблизительно 3 тыс. человек. "Сейчас у нас работает около 18 тыс. Уйдут в основном люди пенсионного возраста, которые уже заработали пенсию. Реорганизация предприятия должна состояться до июня", — пояснил "k:" Владимир Кураковский. При этом отметив, что месяц назад предприятие остановило первый прокатный цех ТЛЦ1 (толстолистовой), который будет простаивать до тех пор, пока не появятся заказы. "Сейчас конъюнктура рынка такова, что по товарным слябам мы загружены на 100%, по фасонным профилям и квадратной заготовке почти на 50%. По листу (по второму прокату) также на 50%. Когда возродится кредитная система, тогда ситуация на комбинате может улучшиться, потому что все предприятия живут в кредит. До того как это произойдет, улучшений ожидать вряд ли стоит", — сказал "k:" Кураковский. Как результат в январе-феврале 2009-го Алчевский комбинат сократил производство основных видов металлопродукции по сравнению с аналогичным докризисным периодом. Так, производство чугуна и стали снизилось на 22% (соответственно до 548 и 611 тыс. т), а производство готового проката и агломерата сократилось на 14 и 11% — до 574 и 720 тыс. т соответственно.
Представитель правления Алчевского коксохимзавода в неофициальном интервью "k:" сообщил о том, что сейчас предприятие работает на уровне 70% от проектной мощности. В течение марта производилось в среднем 7,7 тыс. т кокса в сутки, тогда как проектные мощности позволяют вести выпуск на уровне 10 тыс. т. "В прежние годы мы осуществили большую реконструкцию — ввели две батареи с уникальной технологией трамбования шихты. В этом году планировали достраивать комплекс объектов десятой батареи, но пока не приступали, поскольку нет денег на строительство. Сейчас просто ведем ремонты, а также строим энергокомплекс (котельная и турбина). Для того чтобы ввести его в эксплуатацию, потребуется еще почти 10 млн. грн. Благодаря этому энергокомплексу мы получим дополнительную электроэнергию, которая будет использовать доменный газ, его у нас в избытке. Рассчитываем на то, что в этом году мы инвестируем необходимую сумму средств в этот энергокомплекс", — сообщил "k:" замгендиректора КХЗ Сергей Дзикунов.
По информации Украинской ассоциации производителей ферросплавов, Стахановский ферросплавный завод (СФЗ) еще полгода назад был вынужден приостановить реализацию ряда инвестпроектов. При этом руководство предприятия внедряет программу работы в кризисной ситуации, направленную в основном на режим жесткой экономии всех видов ресурсов, снижение общезаводских затрат и максимальную занятость работников. "Уже сегодня из-за сложившейся ситуации мы вынуждены отказаться от услуг подрядных организаций и выполнять работы своими силами, сокращены и некоторые социальные программы", — цитирует местная пресса слова председателя правления СЗФ Александра Дубинина. В январе-феврале СФЗ уменьшил выпуск ферросплавов на 72,3% (до 11,5 тыс. т), сократил производство ферросилиция на 46,3% (до 9,4 тыс. т) и силикомарганца — на 91,3% (до 2,1 тыс. т). В своих бедах ферросплавщики винят государство, которое задолжало стахановскому заводу почти 120 млн. грн. возмещения НДС. По информации местных СМИ, Дубинин поставил правительству ультиматум: "Если предприятие в ближайшие месяцы не получит хотя бы 40 млн. грн. из задолженности по НДС, уже в июне завод может быть остановлен полностью, а работники предприятия уволены".
МАШИНОСТРОИТЕЛИ БЕЗ ЗАКАЗОВ
Критическое положение дел наблюдается в машиностроительном секторе. Так, по данным "k:", легендарный Луганский станкостроительный завод, производивший в Союзе станки, выпускавшие детали для танков и ракет, в ближайшее время будет ликвидирован. Соответствующее постановление суда было вынесено около месяца назад. Госпредприятие, основанное на части производственных мощностей этого завода, — ГП "Луганский патрон" сейчас тоже "загибается". "Завод не работает. Заказов нет и не предвидится. Долги у предприятия по зарплате составляют около 359 тыс. грн. Сумма небольшая, но и людей на предприятии осталось немного, всего 60 человек", — прокомментировали "k:" положение дел на "Луганском патроне" в главном управлении экономики Луганской ОГА. При этом собеседник "k:" отметил, что второе предприятие, созданное на базе луганского станкостроительного, — ЗАО "Луганский патронный завод" — сейчас работает без каких-либо проблем. "На ЗАО кризис абсолютно не влияет, потому что у предприятия есть собственник, который организовывает маркетинг по всему миру. Тогда как у руководителя ГП "Луганский патрон" нет даже денег на то, чтобы выехать в командировку. За последние два месяца с ГП на ЗАО перешли работать 56 человек", — утверждает собеседник "k:".
Машиностроительные монстры региона — "Лугансктепловоз" и Стахановский вагоностроительный завод — уже полгода стоят на коленях. Как сообщил "k:" гендиректор "Лугансктепловоза" Виктор Быкадоров, из-за отсутствия заказов с ноября прошлого года предприятие работает три дня в неделю. "В 2008-м мы выпустили продукции на 1,2 млрд. грн., а февраль-март текущего года прошли на уровне 20–25 млн. грн. Сейчас у нас есть небольшой заказ от россиян на производство тепловозов, но этот контракт очень маленький — в апреле он уже закончится. А по украинским железным дорогам на сегодняшний день на этот год нет ни одного договора, потому что "Укрзализныця" не сформировала до конца свой финплан. В прошлом году "Укрзализныця" располагала программой, в соответствии с которой в 2009-м планировала разместить у нас заказы на несколько десятков штук электропоездов и электровозов. Но сегодня озвучивается намерение заказать всего лишь четыре электропоезда и шесть электровозов. На их производство нужно приблизительно 250 млн. грн.", — сказал "k:" Быкадоров. В такой ситуации на "Лугансктепловозе" в текущем году никто и не мечтает о выполнении долгосрочных инвестпрограмм, запланированных до 2011 и 2015 годов. По информации Быкадорова, за последние несколько месяцев предприятие вынуждено было сократить около 300 человек (сейчас работает 8 тыс.). При этом предполагается, что при "оптимистичном" развитии событий в ближайшее время на "Лугансктепловозе" будет сокращено еще почти 1 тыс. сотрудников.
В свою очередь, Стахановский вагоностроительный с ноября работает четыре дня в неделю. При этом предприятие Константина Жеваго за полгода успело чуть ли не двукратно "оптимизировать" число своих сотрудников: с 5 до 3 тыс. человек. "Официально мы никого не увольняли, люди уходили по собственному желанию. Больше сокращать людей не планируем", — так неофициально комментируют произошедшие события на предприятии. Удивляться такому раскладу на СВЗ не приходится, ведь за последние полгода завод многократно сократил объемы производства. Так, если в докризисный период предприятие производило порядка 450 вагонов в месяц, то сейчас — не более 200. "Итоги первого квартала будут подведены в апреле. Могу сказать, что в этом году мы ожидаем производство на уровне 2,5–3 тыс. вагонов", — сообщил "k:" источник на заводе, который не пожелал называть своего имени. По его сведениям, СВЗ также заморозил свой инвестплан на текущий год, подразумевавший закупку и монтаж оборудования для цеха по производству металлоконструкций. В последние несколько месяцев СВЗ выживает преимущественно за счет поддержки со стороны других предприятий, контролирующихся Жеваго. Так, недавно завод поставил в адрес Полтавского ГОКа около 700 т сварных металлоконструкций, которые предназначены для монтажа первой очереди бункера по приему руды. В свою очередь, банк "Финансы и Кредит" месяц назад открыл для желающих купить железнодорожные вагоны СВЗ кредитную линию общим объемом 300 млн. грн. -- УНИАН