Интервью: Олег Дерипаска, председатель Наблюдательного Совета компании "Базовый Элемент".
25.02.2009 - 13:54
Председатель Наблюдательного Совета компании "Базовый Элемент" Олег Дерипаска 21 февраля дал интервью российскому телеканалу "Вести" и группе российских и иностранных журналистов об актуальных проблемах, которые стоят перед предприятиями группы в условиях мирового экономического кризиса, и антикризисных мерах, реализуемых в компании. Ниже приведены цитаты из интервью.
Государственная поддержка реального сектора экономики
"Государство не может заменить рынок. Поэтому, наверно, разумно, чтобы государство задумалось в первую очередь о социальных программах и о том, как оно будет обеспечивать социальный комфорт. Вопрос же не только в предприятиях, но и в регионах и муниципалитетах. Если будут госзаказы - с удовольствием выполним, не будет - мы сделали ставку на другое: сокращение издержек и предоставление потребителю новой цены".
"Российский автопром столкнется с тяжелой ситуацией в первые три квартала этого года, но в четвертом квартале покажет достойные результаты при условии, что все, как и мы, будут работать над издержками и выйдут с новым продуктом, упрощенным, такого же качества и имеющим преимущества по цене".
"Мы должны меняться, кризис же в мозгах. Мы привыкли к простой и достаточно банальной схеме решения проблем: нужны деньги - занимаем на Западе, хотим заработать - идем в сырьевой сектор, что-то нужно решить быстро - привозим по импорту, приходит иностранная компания, быстро все делает. Эта модель уже не работает. Нужно рассчитывать, хотя это и громко звучит, на свои силы".
"Государство надо оставить в покое. Нам не нужна финансовая помощь государства. Наоборот, мы стараемся как можно быстрее отдать ему долг. У нас уже есть механизм, как с этим долгом разобраться. Вот все обсуждают - дадут нам помощь, не дадут - нам финансовая помощь не нужна. Мы реализуем свои программы повышения эффективности и уже прошли через самый важный этап оптимизации производства и сокращения".
"Я думаю, в начале марта мы получим решение банков (о предоставлении stand-still). Поймите, банки же не просто знают и любят РУСАЛ, они хотят зарабатывать. Но не является секретом, что после кризиса и восстановления рынка основными производителями алюминия останутся Россия, Ближний Восток и Китай. Китай - в силу мощного внутреннего спроса, мы - за счет тех возможностей, которые были созданы. Многие банки имеют столетнюю историю и надеются еще двести лет проработать".
"С другой стороны есть коммерческие условия. Стоимость нашего долга меньше 4% и понятно, что им (банкам) хочется поднять (ставку). Но это вопрос баланса - что они готовы уступить по срокам и условиям, и на что мы готовы пойти, какой будет достигнут компромисс по срокам погашения. После того, как мы получим stand-still, процесс переговоров будет длительным - 3-4 месяца".
"Я не вижу здесь проблем, и, мне кажется, это будет хорошим примером для всего русского рынка. Не только РУСАЛ оказался в такой ситуации - многие компании пытались удовлетворить тот "штормовой" спрос, который был до кризиса. Но на сегодняшний день того уровня цены и маржи, которую мы имеем, не достаточно".
"У нас есть инвесторы, которые давно и настойчиво пытаются стать акционерами "РУСАЛа", но мы считаем, что сегодняшний уровень цен и оценки компании существенно занижены. С другой стороны, для них фиксированный доход и потом конвертация по льготным условиям очень привлекательны. Поэтому мы сейчас ведем переговоры, но это будет сделано уже после того, как мы войдем в stand-still".
"Если следовать вашей логике и бояться, что иностранные банки станут крупными собственниками российских компаний, то также нужно понимать, что они сейчас сами боятся стать большими собственниками своих компаний".
Повышение конкурентоспособности экономики России и роли национальной валюты
"На Госсовете подробно обсуждались причины сегодняшних проблем. Президент и губернаторы уже сейчас говорят о том, как жить будем после кризиса. Безусловно, можно и нужно сокращать расходы, безусловно, нужно бороться за каждую копейку. И, может быть, самое важное в настоящий момент - задуматься о том, как будем жить дальше. Если конкурентоспособность наших предприятий и внутренний спрос не будут повышаться - без этого никакого выхода из кризиса у нас не будет. Эти вопросы прозвучали на Госсовете. На мой взгляд, этот кризис не ограничится одним - двумя кварталами. Он будет системным и его основные результаты еще впереди. Кризис обнажил слабость нашей экономики с точки зрения сбалансированности внутреннего производства и внутреннего потребления. Как можно быстрее нам необходимо преодолеть эти сложности".
"Нельзя упираться в курс рубля как основной результат кредитно-денежной политики... Для нас важнее рубль и его надежность. И его ценность не может определяться в настоящий момент только лишь соотношением между рублем и долларом между рублем и евро. Сегодняшняя ситуация может фундаментально подорвать стоимость и этих валют (доллара и евро). Еще не известно, какой эффект будет от антикризисных мер, принятых в Америке и Европе. Мы видим, какой разрушительный эффект оказывает сегодняшний экономический спад на Японию - практически все автомобильные заводы закрыты. Нужно думать о том, как сделать рубль более надежным и не только эффективным средством расчетов, но и источником инвестиций".
"Его наличие (рубля), стоимость и срочность - вот основные критерии. А инфляция у нас не из-за того, что предложения (товаров) недостаточно, а из-за того, что возникает огромный объем издержек на пути товара к потребителю, просто спрос удовлетворяется неэффективным образом во многих местах".
"Основной результат этого кризиса в том, что нужно менять модель и смену источников для развития. Если раньше такими источниками были внешние заимствования плюс прибыль, которая возникает при реализации наших ресурсов, теперь можно смело сказать, что следующие семь лет об этих источниках можно забыть. Соответственно, единственным источником является внутренний рынок и спрос".
"Банковской системе катастрофически не хватает капитала. Нет его в частном секторе, значит, имеет смысл сделать государственные банки. Есть же банк и не один. Сейчас кредитуют экономику Сбербанк, ВЭБ, ВТБ и Россельхозбанк".
Проблема банкротств российских компаний
"Надо также понимать, что работа многих секторов и компаний в условиях, когда спрос падает, а цены - минимальные, приведет к убыткам. В этой связи обсуждался, в том числе и в кулуарах, вопрос о том, что реструктуризация и финансовое оздоровление предприятий используются во всем мире и не только в России. С одной стороны наш закон, защищающий интересы кредиторов, прописан очень жестко, что, я считаю, очень важно. Но с другой стороны, кроме кредиторов, существуют поставщики, у которых процесс урегулирования долга затянут во времени; потребители, которым компания дает гарантию на продукцию и услуги; трудовые коллективы; есть вопросы, связанные с имущественными отношениями. И когда компания с минимальным долгом может выскочить и бросить компанию в процедуру банкротства, конечно, это приведет к большим потерям. Закон о банкротстве, безусловно, нельзя сделать таким, чтобы кредиторы не могли вернуть долг, но необходимо учитывать весь комплекс проблем, который стоит перед предприятием - оценка его реальных активов и бизнеса. Размер требований должен быть сопоставим с размером бизнеса.... Как мне кажется, в течение месяца-полутора будут сделаны какие-то законодательные предложения".
"Можно войти в эту реку, но нельзя из нее выйти. Есть высокое доверие к российским экономическим субъектам здесь и на западе. И если мы завтра попытаемся повести себя бессовестным образом, то это конечно серьезно все осложнит. Тем более, что выход из сегодняшней кризисной ситуации будет связан и с инвестициями, то есть нам придется привлекать внешних инвесторов, а для этого нам нужно будет доказать, что мы: а) конкурентоспособны; б) честные и надежные. Потом, в чем кредиторы виноваты - они в такой же ситуации, как и мы. Важно быть в диалоге и показывать четкую картину того, что у нас происходит".
Решение глобальных проблем алюминиевой отрасли
"Кризис обнажил проблемы с избытком производственных мощностей, то есть у нас сейчас глобальное перепроизводство, и алюминий - не исключение. Такая же ситуация в никеле, в меди и в черной металлургии, в разных пропорциях, конечно".
"Поэтому мы поддержим инициативы, обсуждающиеся в Женеве представителями правительств стран, производящих алюминий, направленные на создание механизмов, обеспечивающих большую прозрачность и в отношении реальных производственных программ компаний, и в отношении принимаемых правительствами мер помощи производителям и потребителям. Мы надеемся, что концу или середине второго квартала будет достигнут значительный прогресс, который позволит сгладить ценовые колебания. Практически никто в мире не может производить алюминий за $1300 долларов, так как сумма основных материальных затрат - электроэнергии, транспортировки - будет на уровне $1600-1650 в среднем в мире. Поэтому более 90% производителей алюминия несут убытки в первом квартале".
Повышение акционерной стоимости Норникеля
"Норникель" - это качественная, высокодоходная компания, у которой free-float - около 50%. Любые неосторожные действия уничтожают доверие акционеров, поэтому если начинать разговоры о слияниях и поглощениях в применении к "Норникелю", необходимо соблюдать все корпоративные процедуры - провести оценку, обсудить на комитетах и тогда рассматривать на уровне менеджмента".
«Главное, чем мы руководствуемся во всех действиях, связанных с «Норникелем» - это стремление, чтобы акции, которые мы приобрели в апреле прошлого года, стоили больше $2 млрд.».
"Смысл переговоров, которые мы ведем с "Интерросом" и "Онэксимом" состоит в том, чтобы найти комплексное решение всех вопросов, связанных с Норильским никелем, для скорейшего восстановления справедливой стоимости ГМК".
Покупка Русснефти
"Мы не будем разворачивать сделку. Наша позиция заключается в том, что кроме краткосрочных интересов, есть долгосрочные. И поэтому любые резкие движения с партнерами, с банками, с кредиторами, они непорядочны и не создают никаких преимуществ. И это наша позиция во всех компаниях, в которых мы акционеры. Менеджмент, в первую очередь, должен разобраться с продуктом, издержками, себестоимостью, провести стабилизацию тех мощностей, которые удовлетворяют этот спрос, объясниться с трудовым коллективом, найти решение этих "избыточных" проблем и начать новую жизнь". -- Вести