Лекарство против кризиса – стабильность. "Промышленно-строительное обозрение". № 114 2009
19.02.2009 - 17:37
Стратегическое планирование, предусматривающее перспективу развития не менее чем на 5–10 лет вперед, использование собственных средств при реализации крупных инвестиционных проектов, умение предложить потребителям эффективные технологические решения обеспечивают стабильность компании Ruukki и позволят сохранить позиции корпорации в условиях финансового кризиса.
Финляндская корпорация Rautaruukki работает в России с 1970 года, осуществляя поставки металлопродукции, конструкций и изделий из металла для строительства и машиностроения. В 2006 году корпорацией была приобретена российская компания по производству металлоконструкций ООО "Венталл", осуществлены операции по объединению активов нескольких профильных компаний. Все предприятия сегодня выпускают продукцию под единым брендом Ruukki. Только в этом году с использованием решений Ruukki на территории России реализованы несколько сотен строительных проектов.
Как повлияли на позиции компании в России подобные методы ведения бизнеса, какие действия по сохранению влияния компании будут предприняты в связи с мировым финансовым кризисом, – об этом мы говорим с генеральным директором ООО "Руукки Рус" Сергеем Чернышевым.
– Сергей Вадимович, сейчас, когда прошло время, можно оценить, насколько было экономически оправдано объединение активов нескольких финских профильных компаний под брендом Ruukki?
– Поскольку акции компании Ruukki котируются на Хельсинкской бирже, для нее крайне важно, чтобы любые действия, будь то слияния, приобретения новых брендов, ребрендинг, пошли только на пользу акционерам. В числе собственников акций правительство Финляндии и различные инвестиционные фонды. Таким образом, это большая ответственность перед собственниками.
Потому глобальные, стратегические решения предпринимаются только после внимательного анализа исходных условий и возможных перспектив. Такая консервативная политика себя оправдывает – об этом свидетельствует рост прибылей и достаточная стабильность даже в сегодняшнее кризисное время.
Так, например, в 2007 году торговый оборот компании составил 3,9 млрд евро, увеличившись по сравнению с 2006 годом почти на 200 млн евро. За 9 месяцев текущего года продажи продукции увеличились на 7% в связи с ростом спроса на металлоконструкции, которые производит подразделение Ruukki Construction.
С начала года выручка концерна в целом составила 3 млрд евро против 2,8 млрд в аналогичном периоде прошлого года. То есть идет стабильный рост. Более того, он был ожидаем, по результатам маркетинговых исследований предполагалось увеличение объемов строительства в России офисных, складских, промышленных зданий с использованием быстровозводимых конструкций. Сейчас мы ежемесячно поставляем в российские регионы более 70 зданий. Объем производства Ruukki на российском рынке составляет около 12 тысяч тонн металлоконструкций в месяц. Кроме этого, к каждому проекту добавляется производство фасадных и кровельных систем.
– Приобретение российского завода "Венталл" тоже стоит в ряду важных стратегических шагов компании Ruukki?
– Это системный ход, чрезвычайно важный для компании. Он позволил, с одной стороны, выйти на весьма перспективный рынок металлоконструкций в России и занять здесь достаточно обширный сегмент, а с другой – дал толчок дальнейшему развитию предприятия за счет европейских инвестиций и технологий.
То есть главной целью было не просто приобретение активов российского завода, но и доведение производства конструкций до европейского стандарта. Что предполагало вложение капитала. Ruukki уже инвестировала 30 млн евро в модернизацию и расширение мощностей, в строительство новой линии по изготовлению металлических перекрытий. Кроме того, в планах запуск технологического сервисного центра и второй линии по производству сэндвич-панелей. До конца 2009 года производственные мощности предприятий, которые находятся в Калужской области, увеличатся в три раза. Ruukki сможет поставлять в год 250 полнокомплектных зданий, созданных по индивидуальным проектам, и 1000 типовых.
– Интересно, что компания Ruukki, расширяя бизнес, не только организует представительства продаж, приобретает предприятия, но и создает сервисные металлоцентры. Они пользуются популярностью в России?
– Это несколько иная сфера деятельности нашей компании, я возглавляю направление "Construction" – изготовление зданий и сооружений из металлоконструкций. Но в целом могу сказать, что за СМЦ – будущее металлотрейдинга.
При высокой специализации современного производства всё больше функций передается на аутсорсинг, особенно это касается металлообработки. Естественно, что спрос определяет предложение – ведь только хорошо оснащенный металлоцентр может соответствовать запросам нынешней промышленности. Об этом говорит и наш опыт – у Ruukki уже несколько лет успешно работает СМЦ в Санкт-Петербурге (в районе Парнас), сейчас ведется работа по открытию такого центра в Калужской области в Обнинске. Это даcт возможность нашим клиентам упростить и оптимизировать их работу в Центральной России.
– Разворачивать металлопрофильные предприятия в России, судя по практике Ruukki, получается хотя и сложно, но выгодно и интересно…
– Проблемы при организации любого дела всегда есть, и не только в России. Металлопроизводство, обработка, безусловно, сложный бизнес, не связанный со спекулятивными доходами. Но именно это делает его привлекательным, поскольку позволяет заглядывать далеко вперед, видеть отдаленную перспективу.
За металлом, металлоконструкциями – будущее строительства, эти технологии позволяют быстро и качественно осуществлять как обыденные, так и совершенно фантастические проекты, то есть строить практически любые сооружения от коровников до небоскребов.
И тенденции рынка говорят сами за себя – рост этого сегмента опережает строительную отрасль в целом, и даже в нынешних непростых условиях сегмент металлоконструкций для строительства всё равно растет!
Вместе с тем на рынке есть ряд компаний, которые закупили оборудование для металлопереработки в надежде на рост бизнеса, не имея знаний и умений в этой сфере. Мы ожидаем, что такие компании будут вытеснены игроками, накопившими достаточный опыт и способными эффективно удовлетворять потребности заказчиков.
Для нашей компании этот бизнес действительно оказался и выгодным, и интересным. Но прежде потому, что завоевание рынка происходило не стихийно, а планомерно, с пониманием особенностей развития российской экономики, тех задач, которые стоят перед обществом. Кроме того, мы стараемся предоставить потребителям как разнообразные материалы и конструкции из металла, так и эффективные технологические решения.
– У вас особенная, инновационная продукция?
– Не могу сказать, что мы изобрели велосипед. Если сравнивать с мировой строительной практикой, производством подобных конструкций Ruukki глобально не выделяется среди компаний такого же уровня. Но, безусловно, есть некоторое отличие наших конструкций от тех, что серийно производятся в России: низкая металлоемкость, что, конечно, приводит к снижению цены на конечный продукт. Есть и технологическое ноу-хау. Мы делаем всё только на болтовых соединениях, что позволяет очень быстро монтировать здания.
Например, мы достаточно активно сотрудничаем с представителями аграрного бизнеса, поставляя систему быстровозводимых сельскохозяйственных зданий. Это, кстати, разработка конструкторов компании Ruukki, которые учли, что здесь необходимы простые, недорогие и практичные решения. И создали типовые птичники, свинокомплексы и комплексы для крупного рогатого скота на металлическом каркасе с монтажом под ключ.
Сооружение типового здания сельхозназначения обходится как минимум на 20% дешевле традиционного не только за счет низкой металлоемкости конструкций, но еще и потому, что монтируются в рекордно короткие сроки – за квартал. Более того, такие проекты уже успешно реализованы во многих регионах России. А это огромный рынок, который в ближайшие несколько лет составит не менее 5 млрд евро. И мы здесь успешно работаем.
В этом году совместно со своими партнерами, инжиниринговой компанией "Технолига" и разработчиком технологических решений компанией YIT Elmek, запустили уникальную концепцию полнокомплектных, быстровозводимых спортивных сооружений.
– Это реакция бизнеса на Олимпиаду в Сочи?
– У нас вполне четкие, прагматичные цели и задачи: разработать для всех российских регионов, муниципальных образований доступные по цене и реальные по срокам возведения спортивные сооружения.
Речь идет о тысячах объектов, а точнее, за 10 лет в России за счет госбюджета будет построено 10 000 сооружений, предназначенных для занятий физкультурой и спортом, тренировок. И здесь потребуются универсальные индустриальные технологии, позволяющие быстро и качественно возводить катки, корты, бассейны, спортзалы.
Мы с партнерами сконцентрировали свои усилия на создании типовых решений для строительства ледовых арен для хоккея (на 400 и 1500 мест для зрителей), плавательных бассейнов (4 вида конструкций, в том числе для детских учреждений, на 25 и 50 метров), универсальных спортивных залов.
Сооружение спортивного комплекса может быть начато сразу, поскольку концепция и проект уже разработаны. Технические решения, заложенные в концепции, предполагают монтаж зданий за 11 месяцев, предусматривают все инженерные решения от создания льда, систем жизнеобеспечения, оснащения креслами и раздевалками. И, безусловно, при полном соблюдении технологий строительства стоимость такого сооружения будет примерно на 25–30 % ниже.
– Есть ли у вас намерения участвовать в проектах строительства автозаводов в Петербурге?
– Мы всегда готовы к сотрудничеству, у Ruukki накоплен богатый опыт работы с мировыми автобрендами как в строительстве автоцентров, так и в поставках металла для производства компонентов для автомобилей. Мы произвели большое количество зданий автоцентров для таких известных мировых автомобильных брендов, как Volkswagen, Skoda, Honda и многих других. В настоящее время наши специалисты ведут переговоры по производству зданий для автомобильных заводов.
– Как вы считаете, повлияет ли финансовый кризис на развитие компании, будут ли замораживаться какие-либо проекты?
– Наш бизнес рассчитан не на один год – горизонт нашего планирования затрагивает перспективу на 5–10 лет. Мы занимаемся только реальным делом, практически не используем заемные средства, что обеспечивает стабильность компании и дает возможность сфокусироваться на планах по усилению позиций на рынке. Новая рыночная ситуация заставила нас переориентироваться на сегменты потребителей, у которых есть деньги. И мы готовы предложить им уникальные решения.