Обещанного три года ждут. "Укррудпром (Украина)". 16 февраля 2009
17.02.2009 - 09:33
Спад в мировой металлургической промышленности длится менее полугода, однако он уже успел нанести значительный ущерб сталелитейным компаниям.
Так, корпорация Arcelor Mittal, сообщившая о 10,6%-ном увеличении доходов по итогам прошлого года (до 84,9 млрд. евро), признала сокращение прибыли на 15,5% по сравнению с 2007 годом (до 6,4 млрд. евро), при этом четвертый квартал она завершила с убытком в 2 млрд. евро. По словам Лакшми Миттала, руководителя и крупнейшего акционера корпорации, в четвертом квартале она выплавила всего 17,1 млн. тонн стали по сравнению с 28 млн. тонн в аналогичный период 2007 года. А в первом квартале текущего года недопоставки составят около 12 млн. тонн.
Как считает Миттал, ситуация на мировом рынке стали начнет понемногу изменяться к лучшему уже во втором квартале, но полного восстановления придется ждать долго. В этом году Arcelor Mittal планирует произвести стали на 7-15% меньше, чем в предыдущем, а возвращение к плановым объемам выпуска Миттал ожидает только в 2010-м или даже 2011 году.
Кризис заставляет металлургов все активнее просить помощи у государства. В США сенаторы в принципе одобрили положение, согласно которому при реализации финансируемых правительством инфраструктурных проектов можно использовать только стальную продукцию местного производства, однако оговорили, что это не должно нарушать международных обязательств страны. Пожалуй, можно с достаточной уверенностью предположить, что ограничения теперь не будут касаться Японии, стран Евросоюза и НАФТА. Китайская металлургическая ассоциация CISA в то же время отметила, что будет "отслеживать ситуацию" и при необходимости "должным образом отреагирует". Впрочем, крупнейшая статья китайского экспорта стали в США — трубы.
В Индии и на Филиппинах местные сталелитейные компании обратились к правительствам этих стран о повышении импортных пошлин на прокат до 15%. А во Вьетнаме национальная металлургическая ассоциация VSA просит правительство остановить "избыточные" проекты строительства метпредприятий. По данным VSA, государственный план развития сталелитейной промышленности Вьетнама предусматривает сооружение до 2020 года 23 заводов и доведение объемов потребления стали до 20 млн. тонн в год, но центральные и местные власти выдали еще 32 разрешения, в том числе три — на строительство крупных металлургических комплексов. По оценкам VSA, реализация этих проектов приведет к более чем трехкратному превышению национальных потребностей в стали и излишним расходам сырья и электроэнергии, а также перегрузке транспортной инфраструктуры.
Впрочем, в других странах металлургические компании продолжают анонсировать новые крупные проекты. В Индии компания Essar Steel заявила о намерении построить в штате Карнатака комбинат стоимостью около 3,7 млрд. долларов и мощностью в 3 млн. тонн в год на первой стадии и 6 млн. тонн в год — на второй. Правда, компания пока не называет сроки, так как одновременно обратилась к властям штата с просьбой о выделении под проект какого-либо железорудного месторождения. Как показывает практика, в Индии это — дело долгое и ненадежное.
Другая индийская компания Bhushan Steel хочет совместно с японской Sumitomo Metal Industries потратить 1,8 млрд. долларов на комбинат мощностью в те же 6 млн. тонн в Западной Бенгалии. Однако тут вопрос также упирается в обеспечение будущего предприятия железной рудой.
В конце января Министерство металлургической промышленности Индии подтвердило свой старый прогноз о доведении объемов выплавки стали в стране до 124 млн. тонн в год к 2012 году. Впрочем, если дела и дальше будут идти так, как они идут (проволочки с выделением земельных участков и железорудных залежей будут продолжаться), более реальной представляется перспектива National Steel Policy от 2005 года, где указаны более скромные цели — 110 млн. тонн в 2020 году.
Неоправдавшиеся ожидания
В начале февраля из-за снижения активности покупателей покатились вниз цены на металлолом, и оказалось, что ничего больше не поддерживает рынки заготовок и длинномерного проката. Стоимость этой продукции в странах Европы и Ближнего Востока тоже пошла на понижение.
Российские и украинские компании на прошлой неделе предлагали заготовки по 370-380 долларов за тонн FOB, цены на турецкую продукцию опустились до около 400 долларов за тонн FOB. Арматура турецкого производства стала котироваться на мировом рынке по 460-470 долларов за тонну FOB, примерно до такого же уровня сбавили цены и западноевропейские экспортеры. Только производители из стран СНГ остались при своих, сохранив котировки конца января — 430-440 долларов за тонну FOB. Теперь эксперты ожидают понижения цен на длинномерный прокат и в США, где металлолом за последние две недели тоже подешевел примерно на 30 долларов за тонну. В первую декаду февраля американские компании предлагали заготовки примерно по 600 долларов за тонну ex-works, хотя импортная продукция находилась в интервале 480-530 долларов за тонну CIF.
В целом строительная отрасль в большинстве стран находится в состоянии, близком к коматозному. Проблемы с финансированием нигде пока так и не решены, а низкие цены на нефть вызывают очевидные трудности с наполнением бюджетов. Кроме того, в ОАЭ на складах еще есть порядка 600-800 тыс. тонн излишков, завезенных туда в прошлом году. Полностью избавиться от них, скорее всего, удастся не ранее конца марта.
Достаточно беспросветно выглядят и ближайшие перспективы рынка плоского проката. Автомобилестроение, являющееся крупнейшим потребителем этой продукции в Европе и США, по мнению аналитиков, уже прошло крайнюю точку спада или близко к этому, но большинство компаний отрасли пока не планируют расширения закупок. При этом стоимость горячего проката в Европе, США и странах Ближнего Востока в последнее время примерно одинакова и составляет 440-500 долларов за тонну C&F. Еще недавно США отличались более высокими ценами, однако в феврале на местный рынок стали поступать турецкие горячекатаные рулоны всего по 460-490 долларов за тонну CIF, что, очевидно, заставит понизить котировки и местных производителей. Холоднокатаные рулоны варьируются в более широком интервале — от 550-560 до более 650 долларов за тонну C&F Европа или Ближний Восток, но тут цена в значительной степени зависит от качества.
В Восточной Азии цены на стальную продукцию незначительно превышают ближневосточный и даже европейский уровень. В начале февраля, после праздников, стоимость заготовок в регионе достигала 420-430 долларов за тонну C&F, арматуры — 500 долларов за тонну C&F и более, а горячего проката — 500-550 долларов за тонну C&F. Однако и здесь участники рынка не ждут подорожания в ближайшие несколько недель.
Разочарованными оказались и китайские металлурги, взвинтившие цены в конце января в ожидании скачка спроса. Новых заказов в достаточных количествах так и не поступило, более того, трейдеры сообщают о наличии избыточных запасов продукции. Больше всего подешевела оцинкованная сталь — на 30-40 долларов за тонну по сравнению с послепраздничными котировками. Впрочем, производители в дальнейшем рассчитывают возобновить рост. В стране принята программа субсидий на приобретение бытовой техники для жителей сельской местности. Ожидается, что в ближайшие 4 года деревенские жители купят благодаря этой программе около 480 млн. единиц техники на общую сумму порядка 140 млрд. долларов.
На мировом рынке стоимость оцинкованной стали толщиной 1 мм составляет около 630-700 долларов за тонну C&F.
Сплав железа с алюминием
На прошлой неделе подтвердились слухи о том, что австралийская компания Rio Tinto будет продавать активы, чтобы рассчитаться с долгами и покрыть свои убытки за вторую половину прошлого года. Rio Tinto заключила сделку объемом 12,3 млрд. долларов с китайской государственной компанией Chinalco, крупнейшим производителем алюминия и глинозема в КНР, о продаже части акций девяти своих подразделений, занятых добычей бокситов и медной руды. В этот список вошли также 15% акций железорудной компании Hamersley Iron, которая в прошлом году добыла 95,55 млн. тонн высококачественной руды. Данный пакет оценивается в 5,2 млрд. долларов. Теперь доля Chinalco в капитале Rio Tinto увеличится до 18%, кроме того, руководство обеих компаний заявляет о заключении стратегического альянса.
Не исключено, что покупка китайцами части акций австралийской компании окажет влияние и на переговоры о стоимости железной руды на 2009-2010 финансовый год, которые Rio Tinto (а также корпорации BHP Billiton и Vale) ведет с китайскими металлургами. По последним данным, китайские представители хотят в этом году предложить различные изменения цен на бразильскую и австралийскую руду, чтобы примерно уравнять стоимость материала на условиях CIF, компенсировав разницу затрат на перевозку.
В прошлом году австралийские экспортеры добились более существенного подъема цен, но сейчас им, вполне возможно, придется смириться с большим их понижением. Затраты на фрахт между тем увеличились по сравнению с началом текущего года в 2,5 раза по бразильским маршрутам и превысили 20 долларов за тонну, а по австралийским — в 1,5 раза, до более 9 долларов за тонну.
В целом стоимость руды на спотовом рынке в последние недели растет. Индийские компании довели цены на 63,5%-ный концентрат до 84-85 долларов за тонну CIF Китай и рассчитывают на их скорый подъем до 90 долларов за тонну. В связи с этим аналитики поставщикам руды дают более благоприятные прогнозы цен на будущий финансовый год. Как, например, считает аналитик из швейцарского банка Credit Suisse Роджер Доуни, стоимость бразильского сырья на условиях FOB уменьшится менее чем на 10% по сравнению с текущим значением, а австралийского — на 20%. -- Укррудпром (Украина)