Интервью: Президент Объединенной металлургической компании Владимир Маркин о результатах работы компании в 2008 году.
13.02.2009 - 12:11
О результатах работы компании в 2008 году, планах по преодолению последствий мирового финансового кризиса рассказал агентству РИА Новости президент Объединенной металлургической компании Владимир Маркин. Беседовали Андрей Пискунов, Зоя Мищенко.
ОМК - один из крупнейших отечественных производителей труб, железнодорожных колес и другой металлопродукции для энергетических, транспортных и промышленных компаний. В состав ОМК входят шесть крупных предприятий: трубный комплекс ОМК включает Выксунский металлургический завод (ВМЗ), "Альметьевский трубный завод" (Татарстан) и завод "Трубодеталь" (Челябинская область); металлургический комплекс - "Чусовской металлургический завод" и "Губахинский кокс" (Пермский край), а также "Щелковский металлургический завод" (Московская область). Консолидированная выручка ОМК за 2007 год выросла на 32,4% - до 107,83 миллиарда рублей.
- Финансовые и операционные показатели компании за 2007 год были достаточно высокие. С какими результатами компания завершила 2008 год?
- По предварительным данным, выручка компании в 2008 составила 105,2 миллиарда рублей, из них выручка Выксунского завода – 73,4 миллиарда рублей.
Прошлый год оказался неудачным для всей российской металлургии и, в частности, трубной отрасли. По нашим данным, объем российского рынка труб в 2008 году составил 7,1 миллиона тонн. Для сравнения: в 2007 году было произведено 8,7 миллиона тонн трубной продукции. То есть, в целом по России производство стальных труб упало на 10,7%. Снижение производства явилось следствием падения платежеспособного спроса на трубную продукцию во втором полугодии 2008 года.
От кризиса пострадали все участники рынка без исключения. К примеру, выпуск труб большого диаметра у некоторых компаний сократился на 33% - 38%. У ОМК этот показатель выглядит несколько лучше – наше производство ТБД снизилось на 22%. В целом, рынок ТБД "просел" с 2,5 млн. тонн в 2007 году до 1,4 миллиона тонн в прошлом году. При этом рыночная доля ОМК выросла с 33,8% до 35%.
Наиболее ощутимым был спад по трубам ВГП, профильным и общего назначения: по этим видам труб российский рынок опустился до уровня 2005 года. ОМК, тем не менее, сохранила свою долю практически по всем видам продукции. Незначительное сокращение (в 4 квартале и в размере всего 5%) было зафиксировано в объемах производства железнодорожных колес. В связи с кризисом объем железнодорожных грузоперевозок в России сократился на 50%, соответственно уменьшился и объем работ по ремонту подвижного состава. Поэтому, в связи со снижением спроса со стороны нашего основного заказчика, ОАО "РЖД", и со стороны ремонтных организаций и вагоностроителей, мы сейчас активизируем работу по расширению экспорта колес.
- Ранее ОМК заявляла, что основные ожидания на 2009 года компания связывает с участием в проектах Nord Stream, "Средняя Азия - Китай", "Бованенково-Ухта". Тамк какие перспективы по этому году?
- Что касается ожиданий на нынешний год, компания продолжит поставки труб по проектам "Североевропейский газопровод" (СЕГ), Nord Stream, "Бованенково-Ухта", "Средняя Азия – Китай", "Джубга–Лазаревское-Сочи". В сегменте ТБД наши главные заказчики, "Газпром" и "Транснефть" заявили о снижении объемов заказов. Тем не менее, мы рассчитываем, что за счет длинных контрактов наша рыночная доля вырастет в 2009 году до 40-45%. Всего в нынешнем году ОМК планирует произвести около 1 миллиона тонн ТБД.
И это далеко не предел. В прошлом году мы завершили создание в Выксе крупнейшего в мире комплекса по производству ТБД мощностью 2 миллиона тонн в год. Сделано это было с прицелом на перспективу. Дело в том, что трубное производство, особенно производство ТБД, имеет цикличный характер. Наличие свободных мощностей – это нормальное явление. Когда рынок начнет расти, наша компания будет в состоянии незамедлительно, без существенных дополнительных вложений, начать выпуск труб самого различного сортамента в любых необходимых объемах.
- Планируется ли участие в других тендерах? Уже заявлялось о планах участия ОМК в 2009 году в тендере на право поставок труб для строительства второй очереди подводного газопровода Nord Stream. Будет ли ОМК принимать участие в тендере на поставку труб для второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан"? Планируется ли участие в зарубежных проектах?
- В тендерах по второй очереди Nord Stream и в тендере по ВСТО мы будем участвовать обязательно, тем более что мы уже успешно поставляем трубы по данным проектам. Что касается других проектов, стратегия нашей компании нацелена на постоянный поиск новых рынков сбыта. Поэтому, нам интересны все без исключения тендеры, в которых мы можем предложить потенциальным потребителям нашу продукцию. Это касается и зарубежных проектов. Участие в них также вписывается в нашу стратегию, работа в этом направлении ведется постоянно, но о конкретных результатах, пока, говорить рано.
- Как компания переживает мировой финансовый кризис? Какие инвестпроекты ОМК оказались затронуты кризисом? Есть ли сегодня проблемы с привлечением финансирования?
- Наши основные инвестиционные проекты - ЛПК, ЛПК-2, Стан-5000, реконструкция доменной печи ЧМЗ являются для компании приоритетными и отменены не будут. Более того, мы на полгода раньше начали реконструкцию доменной печи на Чусовском металлургическом заводе с тем, чтобы окончание работ совпало с ожидаемым преодолением кризисных явлений. Финансирование остальных инвестпроектов приостановлено и продолжение их реализации будет зависеть от ситуации на рынках, рынке продукта и денежном. Не исключено, что сроки реализации одних будут перенесены на более поздний срок, а других – наоборот сокращены. Поэтому говорить о конкретных параметрах инвестдеятельности я бы сейчас не стал.
Отдельно остановлюсь на проекте строительства Стана-5000. От него во многом зависит конкурентоспособность компании на рынке ТБД. В 2007 году в строительство стана было вложено более 1,5 миллиарда рублей, в 2008 году – 8,5 миллиарда рублей, в нынешнем мы планируем инвестировать 9,1 миллиарда рублей. Из-за кризиса на финансовом рынке и колебаний цен темпы реализации проекта были немного снижены, поэтому запуск стана переносится. Теперь первый товарный лист мы надеемся получить в июле 2011 года.
Одновременно мы рассчитываем, что общая стоимость проекта снизится. Если первоначально мы планировали вложить в Стан-5000 около 50 миллиардов рублей, то в связи с изменением цен на стройматериалы, оборудование, эта сумма будет другой.
На сегодняшний день на площадке стана почти завершено строительство фундаментов (земляные работы и установка свай), ведется монтаж металлоконструкций зданий и ограждающих конструкций. Практически закончено возведение корпусов складов готового листа и слябов - в них будет временно размещаться основное оборудование немецкой фирмы SMS Demag. Планируется, что оно начнет поступать в июле этого года, к этому времени должно быть завершено сооружение теплового контура здания цеха.
Что касается проекта строительства перегрузочного комплекса в Морском торговом порту Усть-Луга, мы проводим работы по графику и в декабре очередной раз официально подтвердили Минтрансу РФ наши намерения своевременно реализовать данный проект. Планируемый грузооборот нового комплекса - 2 миллиона тонн в год. Предполагаемый объем капитальных вложений в строительство составит около 3 миллиарда рублей. Срок реализации проекта будет зависеть также от выполнения работ государством в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы России" в части федеральных объектов инфраструктуры порта Усть-Луга.
В целом хочу отметить, что уже после начала кризиса, в конце прошлого года – начале нынешнего на предприятиях группы был реализован ряд очень важных проектов.
На Чусовском металлургическом заводе в рессорном производстве-цехе авторессор была введена в эксплуатацию новая линия окраски рессор. Использование передовых технологий позволит увеличить износоустойчивость наших рессор на 20%.
Выксунский завод начал освоение технологий производства бесшовных труб, которые будут использоваться в качестве заготовки для производства муфт к выпускаемым на заводе обсадным трубам и в машиностроении. И опять же применение новейших технологий прокатки обеспечит высокую точность геометрических размеров заготовки и снижение расхода металла.
То есть, компания не стоит на месте. Мы постоянно думаем о повышении качества и конкурентных преимуществах нашей продукции.
- Правительство объявило об оказании господдержки "системообразующим" предприятиям, в том числе, и Выксунскому метзаводу. Насколько компании в целом и заводу в частности необходима поддержка государства. Какие условия поддержки были бы приемлемы для вас?
- Государственная поддержка для нас, несомненно, важна. Подчеркну, однако, что надеяться и уповать только лишь на помощь государства – не совсем правильно. Государство и так довольно ощутимо помогло недавно всем российским трубникам – подняло до 15-20% пошлины практически на все виды импортируемых труб. Это, конечно, не заградительная пошлина, но ситуация на трубном рынке несколько улучшится. На сегодняшний день российские трубные предприятия в состоянии производить 99% всех видов труб, выпускаемых в мире, поэтому такое решение государства смотрится вполне логичным и своевременным.
- Еще одной важной мерой государственной поддержки стало весьма разумное решение об отмене импортных пошлин на обетонированную трубу для проекта Nord Stream. Дело в том, что если бы сохранились существующая пошлина, российские трубники лишились бы серьезного конкурентного преимущества при проведении тендера на вторую нитку газопровода. От отмены этой пошлины наше государство только выиграло. И экономически и политически. Во-первых, это не только престижный, но и крупный заказ. Во-вторых, это работа для тысяч и тысяч рабочих, соответственно и налоги при этом останутся в России. Кроме того, по сути, именно государство и платило эту таможенную пошлину, так как больше половины акций в международном консорциуме Nord Stream принадлежит российскому государственному предприятию ОАО "Газпром".
Другой шаг, где помощь государства является незаменимой – это создание благоприятных условий для кредитования реального сектора.
Наконец, государство должно помочь госмонополиям ("Газпром", "Транснефть") в реализации утвержденных трубопроводных проектов, а Российским железным дорогам – в реализации утвержденной инвестпрограммы.
-Во всем остальном предприятия должны рассчитывать исключительно на себя.
- Затронул ли компанию процесс сокращения персонала?
Мы предпочитаем переводить людей на сокращенный график, это лучше, чем увольнять их. В этом, кстати сказать, состоит наша принципиальная позиция – мы стараемся сохранить коллектив. Увольнение для нас – это крайняя, экстремальная мера. В области управления персоналом мы предпочитаем принимать более щадящие меры: была отменена часть общекорпоративных мероприятий, сокращены затраты на обучение персонала за счет развивающих программ и функционального обучения, хотя, в тоже время, обязательное обучение было сохранено в полном объеме.
В компании утвержден комплексный план по снижению затрат на оплату труда. Он предусматривает перевод работников на другие работы, вывод в простой, минимизация сверхурочных работ, выходов на работу в выходные и праздничные дни и перевод на сокращенную рабочую неделю вспомогательного, общего и административного персонала, приостановление внешнего приема на вакантные должности с целью закрытия возникающих потребностей путем перемещения высвобождающихся сотрудников, и отказ от индексации заработной платы в 2009 г.
- Могли бы Вы назвать совокупный долг группы? Есть планы по его реструктуризации? Планирует ли обращаться в ВЭБ, другие банки с целью рефинансирования задолженности?
- По состоянию на начало года совокупный долг группы составил 60 миллиардов рублей, при этом почти 40 миллиардов рублей составляют долгосрочные кредиты. Средний срок долгосрочных кредитов в портфеле группы - более семи лет. Потребностей в реструктуризации существующего долга у компании нет. В настоящее время ведется работа по рефинансированию погашаемых в текущем году краткосрочных кредитов в рамках действующих кредитных линий, а также обычные процедуры подтверждения существующих лимитов.
Хочется подчеркнуть, что компания обладает значительным запасом прочности в связи с наличием открытых для предприятий группы кредитных линий в крупнейших банках. Таким образом, мы не ожидаем проблем с ликвидностью в текущем году. Компания продолжает реализацию инвестпроектов, и для их финансирования мы предполагаем обращаться в банки, в частности, в ВЭБ.
- Какие события уходящего года Вы особо хотели бы отметить?
- Самое главное событие – это пуск листопрокатного комплекса (ЛПК). Это – первый завод, сооруженный в российской металлургии за последние 25 лет "с нуля". ЛПК будет самым высокопроизводительным металлургическим производством в России: 1000 специалистов смогут выпускать такой же объем горячекатанных рулонов, какой сегодня производят на российских металлургических комбинатах около 5 тысяч человек.
За первые три месяца с момента пуска в эксплуатацию в октябре 2008 года ЛПК произвел 40 тысяч тонн рулонной стали. В январе комплекс произвел 25 тысяч тонн рулонной стали. То есть, мы видим устойчивый рост производительности из месяца в месяц. Технология ЛПК уникальна. Впервые в одном непрерывном технологическом процессе совмещены разливка и прокат.
На ЛПК осваивается ежемесячно 1-2 новых марки стали, хотя обычно освоение одной новой марки стали занимает несколько месяцев. Выход на проектную мощность ЛПК, – а это 1,2 миллиона тонн рулонной стали в год – является задачей 2009 года. Планируемая производительность ЛПК – 1,5 миллиона тонн в год.
Организация производства собственного стального рулона на ЛПК позволяет компании эффективно управлять издержками, более оперативно реагировать на потребности рынка и сократить срок доставки металла на Выксунский и Альметьевский заводы. Собственный рулон позволяет значительно снизить закупки у российских металлургических комбинатов. Все эти факторы складываются для ОМК в весомое конкурентное преимущество.
Другое важное событие - завершение проекта реконструкции трубоэлектросварочного комплекса производства труб большого диаметра (ТЭСК ТБД) на Выксунском заводе. Мощности комплекса по производству ТБД были увеличены с 1,6 миллиона тонн до 2 миллионов тонн в год, по наружному антикоррозионному покрытию (АКП) - с 1 до 2 миллионов тонн в год, по внутреннему покрытию - с 400 до 800 тысяч тонн в год. Таким образом, на сегодняшний день ОМК обладает самым мощным и современным в мире комплексом по производству ТБД.