На истекшей неделе на рынке происходило настоящее обрушение цен ферромолибдена под давлением больших объёмов, предлагаемых на продажу. Всего за последние три недели рынок потерял почти 50%. По оценкам Platts Metals Week, европейский ферромолибден 65-70% рухнул чуть ли не до $33-36 за кг, т.е. уровня декабря 2004 года.
В таких условиях потребители тянули с покупками, что называется, до последней минуты. В двух тендерах в четверг в Германии и Австрии по грузовику каждый точка была поставлена после снижения с $35,50 до $33 за кг. Днём ранее европейский торговец продал 24 тонны европейскому сталепроизводителю по $37,95 за кг, во вторник была зафиксирована продажа, аналогичная и по объёму, и по цене, но уже в четверг большинство торговцев и потребителей считали невозможными цены выше $38 за кг. В начале недели в Европе ещё фиксировались сделки чуть выше $40 долл. за кг, были даже неподтверждённые сообщения о ценах даже до $45-47 за кг, но рынок объективно никакой поддержки не ощущал.
В таких условиях некоторые торговцы даже говорят, что тем быстрее рынок достигнет дна, тем лучше, пусть будет хоть какая-то стабильность, но пока никто не осмеливается давать прогнозов, на какой отметке падение остановится. Пессимисты полагают. что окись молибдена может упасть чуть ли не $5-8 за фунт, пока металлургическая промышленность не начнёт восстанавливаться. Пока что были сообщения о продажах материала содержания 57% по $18,75 за фунт в начале недели и по $16 за фунт в четверг. В США сообщалось о сделке в объёме 20 тонн по $18,25 за фунт.
В Японии, где цены были существенно выше, потребители ферромолибдена также стараются удержаться от новых покупок насколько это возможно. Потребитель из Кобе, планировавший закупку 5 тонн материала на японском спот-рынке, снизил закупку до 2-3 тонн по $65 за кг с доставкой.
Сталепроизводители, закупающие намного бОльшие объёмы (до 20 тонн), опасаются, что такой ценовой провал приведёт к спаду спроса на сталь. Цены на специальные стали с содержанием молибдена - например, обычная хром-молибденовая сталь для автомобилестроения "привязана" к ценам на молибден, что позволяет производителям стали "сыграть" на стоимости материалов. Но, в свою очередь, автопроизводители будут оттягивать покупки, надеясь на более низкие цены.
В целом потребители, производители и торговцы в Японии согласны, что в ближайшие недели следует ожидать продолжения ценового спада, пока чилийские и североамериканские производители, поставляющие немалые объёмы на спот-рынок, не объявят о существенном снижении производства.
Тем временем, единственный в Северо-Восточной Азии производитель окиси молибдена, южно-корейская Kwangyang Ferro Alloy, несмотря ни на что, как и в октябре планирует сохранить в ноябре загрузку производственных мощностей не ниже 90% - как сообщил представитель производителя, такое возможно благодаря необходимости выполнять обязательства по долгосрочным контактам. -- Торговая система Металлоторг