Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 27.10.2008

Интервью: Виктор Спрогис, руководитель сбытового отраслевого комплекса ГМК "Норильский никель"

27.10.2008 - 12:38
Вопрос: Мировой финансовый кризис постепенно наступает на реальный сектор экономики. Почувствовал ли его на себе "Норильский никель", изменятся ли объемы поставок компании и, соответственно, ее финпоказатели?

Ответ: Единственное, что я могу сказать на сегодняшний день - для нас ничего принципиально не изменилось. То есть никаких неожиданностей или сюрпризов в нашей сбытовой деятельности, и, соответственно, в годовой отчетности, в части ее отражающей, не будет.

Вопрос: Но ведь мировые цены как на цветные, так и на драгоценные металлы сейчас находятся на минимальных уровнях. Какие меры предпринимает компания для того, чтобы минимизировать последствия кризиса? Изменилась ли в связи с этим сбытовая политика компании?

Ответ: Задача "Норильского никеля" - реализовывать всю свою продукцию по ценам максимально приближенным к мировым ценовым индексам. Мы стремимся также к тому, чтобы наши продажи были пропорциональны уровню мирового потребления, или, иными словами, чтобы структура нашего контрактного портфеля соответствовала структуре потребления продукции компании в мире. Это обеспечивает оптимальную ликвидность, что особенно важно, если компания основной или один из основных производителей того или иного металла.

Кроме того, структура наших продаж меняется под воздействием экономических факторов. Например, если для компании экономическая эффективность /для нас это важнейший параметр наряду с ликвидностью/ в Европе выше, чем в Китае, то наш фокус будет смещен на европейский регион.

Политика - это некая совокупность задач и действий компании по их выполнению. Более того, эффективная политика должна быть рассчитана на кризис. Задачи наши были названы - реализация всего производства по мировым ценам. Менять их и, следовательно, менять сбытовую политику мы оснований не видим.

Вопрос: То есть объемы реализации и, соответственно, финансовые показатели "Норникеля" не изменятся?

Ответ: Мы продаем столько металла, сколько производим. Финансовые показатели зависят не только от объемов реализации, но и от мировых цен.

Вопрос: А существует вероятность того, что помимо оборотных запасов появятся еще и складские?

Ответ: У нас сейчас нет складских запасов. Мы просто работаем, чтобы их не было. Это наша задача и, думаю, мы ее выполним.

Также могу заявить, что вся продукция, которую компания произведет в течение 2008 г, будет реализована. Никаких кардинальных изменений не произойдет.

Вопрос: Вас не смущает, что эксперты прогнозируют мировой профицит никеля в следующем году в размере 110 тыс т?

Ответ: В этом году был профицит 30 тыс т, но это не помешало нам продать 100 проц произведенной компанией продукции.

Вопрос: Но ситуация улучшаться, как я понимаю, пока не будет. Откуда у "Норникеля" уверенность в том, что она не скажется на объемах реализации?

Ответ: На самом деле все достаточно просто: чтобы с компанией работали, и у нее была возможность реализовывать свою продукцию, должны присутствовать три составляющие. Во-первых, продукция должна быть качественной. Мы производим качественную продукцию.

Во-вторых, компания должна иметь репутацию надежного поставщика, а "Норильский никель", наверное, одна из очень немногих компаний в мировой горно-металлургической отрасли, которая на сегодняшний день ни разу не объявляла о форс-мажорах в связи с забастовками или какими-то иными обстоятельствами.

И, наконец, в-третьих, - необходимо предоставлять высокий уровень сервиса. У "Норильского никеля" все это есть. Кроме того, у нас за долгий срок совместной работы сложилась определенная система отношений с клиентами, основанная на взаимном доверии. Все это дает нам право полагать, что мы способны реализовать необходимые объемы нашей продукции.

Вопрос: По вашему мнению, резкое падение цен на цветные металлы отражает реальную ситуацию в секторе?

Ответ: Думаю, я не скажу ничего нового: сейчас практически все рынки находятся в состоянии большой нервозности по поводу того, что будет с потреблением, кому и по какой цене будет нужна эта продукция. Весь вопрос именно в том, до какой степени это объективно, до какой - субъективно.

Мы думаем, что уровень негативных настроений на рынках не адекватен фундаментальным основаниям. Эмоции и ожидания оказались сильнее, чем реальность. Помимо всего прочего, эти настроения прямо противоположны той недавней эйфории, когда игроки на рынке полагали, что цены на сырьевые товары будут расти бесконечно.

Таким образом, сейчас мы наблюдаем эффект маятника, когда из одного крайнего положения рынок летит к другому крайнему положению. Со временем амплитуда колебаний сузится и цена застабилизируется в разумном и теперь уже фундаментально обоснованном диапазоне.

Вопрос: "Норникель" работает со своими поставщиками в основном по долгосрочным контрактам, или же по краткосрочным тоже? Каково соотношение долгосрочных контрактов и контрактов с немедленной поставкой?

Ответ: Мы сегодня работаем по трем типам контрактов: долгосрочным -от 2 и более лет, среднесрочным - 1 год и краткосрочным - менее года.

При их заключении мы исходим, прежде всего, из двух критериев - экономической эффективности и стабильности. То есть мы предварительно оцениваем, на какой период времени и какой процент от общего объема нашего производства мы заинтересованы законтрактовать на долгосрочную перспективу, то есть зафиксировать текущие рыночные условия на будущие периоды времени.

Вопрос: Какой объем никеля с начала этого года вы реализовали по долгосрочным контрактам?

Ответ: Примерно 50 проц.

Вопрос: А остальные 50 проц?

Ответ: Разбивка следующая: 40 проц - это годовые контракты, 10 проц - краткосрочные.

Вопрос: По каким контрактам вы реализуете остальные металлы, например, платиноиды?

Ответ: По палладию доля долгосрочных контрактов чуть меньше - порядка 20 проц. Это связано в большей степени с тем, что наши основные клиенты по этому металлу предпочитают работать, в основном, по среднесрочным контрактам. Изменить в этом плане политику наших покупателей, например крупнейших автопроизводителей, мы не можем, поэтому приходим к разумному консенсусу.

Если говорить о платине, то наша доля в мировом производстве этого металла не столь значительна, так что специальной задачи по увеличению долгосрочной ликвидности данного продукта мы не ставим - она достаточная. Как правило, платину мы реализуем в основном в пакетных сделках тем, кто покупает палладий. Это достаточно удобно для наших клиентов, и мы предоставляем им такую возможность.

Вопрос: Последнее время все чаще стали появляться мнения относительно необходимости увеличения объема поставок кобальта на внутренний рынок. По мнению ряда экспертов, наша оборонная промышленность сталкивается с дефицитом этого металла. ФАС уже направила обращение в компанию с просьбой предоставить оценку своих производственных показателей по добыче кобальтовых и палладиевых руд за 2 последних года. "Норникель" получил это обращение антимонопольной службы?

Ответ: Да, мы его получили. Подобные запросы ФАС к крупным производителям различных видов готовой продукции и сырья - нормальное явление.

Я уверен, когда вопрос будет изучен, то станет очевидным, что все опасения относительно дефицита кобальта напрасны и не имеют под собой никаких оснований. Со своей стороны мы можем смело заявлять, что у "Норильского никеля" есть все возможности и ресурсы для того, чтобы обеспечить любое промышленное потребление данного металла российскими производителями.

Мы поставляли и поставляем кобальт на внутренний рынок, работаем напрямую с нашими российскими клиентами и никому не отказываем в поставках. Российский рынок является для нас приоритетным по всем продуктам, не только по кобальту.

Мне также хотелось бы прояснить ситуацию с ценообразованием. Дело в том, что Россия - часть мирового рынка, а "Норильский никель" - мировая публичная компания. Среди наших акционеров есть компании и физические лица, представляющие, наверное, все основные мировые экономики. В таких условиях системное предоставление менеджментом компании преференции по ценам какой-либо группе покупателей является невозможным или это должно быть решением акционеров. Возможно, определенное недовольство среди отдельных покупателей вызвано недопониманием того, что предлагаемые им цены на кобальт и другую продукцию являются мировыми ценами, а не ценами "Норильского никеля".

Нас, так же как и наших покупателей, очень беспокоит ситуация, когда мировые цены на нашу продукцию находятся на уровнях, не отвечающих фундаментальным параметрам рынка. К сожалению, в нашей отрасли производители практически никак не влияют на процесс мирового ценообразования. Даже сам факт обсуждения этой темы с другими производителями может стать основанием для судебного преследования.

Вопрос: Какой объем кобальта и палладия был поставлен в прошлом полугодии заказчикам? Какой объем выпускаемой продукции идет на внутренний рынок?

Ответ: В первом полугодии мы произвели 1,16 тыс т металлического кобальта и 43,5 тонны палладия. Весь этот объем был поставлен покупателям. Из них на внутренний рынок было поставлено около 9 проц и 4 проц соответственно. Этот объем определялся спросом российских предприятий.

Кроме того, в этом году наше традиционное желание установить более длительные договорные отношения с потребителями встретило готовность к этому со стороны некоторых наших российских клиентов, выразивших желание подписать с "Норникелем" двухлетние контракты на поставку кобальта. Раньше мы всегда работали по годовым контрактам. Мы расцениваем этот факт как подтверждение роста уверенности отечественных потребителей в стабильности спроса на их продукцию.

Также у нас достаточно серьезные планы по развитию собственного производства кобальта. В компании разработан и находится на финальной стадии согласования проект строительства на Кольском полуострове мощностей по рафинированию кобальта, разработаны и внедряются программы освоения новых видов кобальтовой продукции, удовлетворяющих перспективным запросам российских потребителей /например, толстые катоды с содержанием кобальта 99,9 проц минимум - материал для производства сплавов для нового поколения авиадвигателей/.

Вопрос: Поделитесь вашими прогнозами развития рынка кобальта в России.

Ответ: Мы оцениваем текущее потребление металлического кобальта на российском рынке в 300-350 тонн. В течение последних лет отмечается стабильный рост спроса на него - на 15-20 проц в год, и мы ожидаем, что он сохранится.

Вопрос: В этом году истекает квота "Норникеля" на экспорт палладия. Подана ли заявка на получение новой лицензии в следующем году? Не могут ли возникнуть такие же проволочки, как в прошлом году с получением лицензии на экспорт платины и родия?

Ответ: Лицензию на экспорт палладия мы уже получили. Для нас это обычный рабочий момент, на нашей сбытовой деятельности он не отразился.

Вопрос: У вас нет, например, ощущения, что в существующую сбытовую политику компании было бы неплохо добавить еще несколько металлов? В сентябре этого года Владимир Потанин говорил о заинтересованности в диверсификации, в частности, в железную руду и уголь? Как вы смотрите на такое развитие событий с точки зрения сбытовой политики компании?

Ответ: Работать с одним металлом всегда более рискованно для компании, чем с целой группой. Равно как работать только с металлами всегда рискованнее, чем, например, работать и с металлами, и с нефтью.

Риски компании уменьшаются при диверсификации продуктовой линейки. Естественно, если эта диверсификация разумна, то есть, если все производимые компанией продукты в целом имеют хорошую структуру себестоимости.

На мой взгляд, разумная диверсификация, например в алюминий и медь, то есть в те продукты, которые обладают достаточно большой ликвидностью, может сделать показатели компании более стабильными.

Что касается организации самого процесса реализации новой продукции, то это не потребует изменений уже построенной системы сбыта, так как не изменит ни задач, ни функций, ни основ соответствующей им структуры.

Вопрос: Как вы в целом оцениваете российский рынок цветных металлов? Как, согласно вашим ожиданиям, он будет развиваться дальше?

Ответ: В России на протяжении последних лет спрос на металлы стабильно растет. Думаю, в долгосрочной перспективе, эта тенденция сохранится. Хотя, безусловно, текущая ситуация не может не повлиять на российский рынок, который, как я отмечал, является неотъемлемой частью мирового рынка.

Вопрос: Соотношение внутренних и внешних поставок "Норильского никеля" будет меняться в связи с этим?

Ответ: Российский рынок - наш приоритет. Мы продаем все, что можем в России, а остальное поставляем на экспорт. Соответственно, по мере роста потребления в России будет увеличиваться и доля российского рынка в структуре наших продаж и выручки.

Могу также сказать, что мы очень довольны динамикой наших продаж меди - сегодня "Норильский никель" поставляет на внутренний рынок порядка трети своего производства. Мы хотели бы такой же пропорции достичь и по другим продуктам, но это зависит не только от нас.

Вопрос: А если говорить о внутренних продажах никеля?

Ответ: По никелю мы ожидаем увеличения доли внутренних продаж. Сегодня компания реализует в России небольшие объемы никеля, порядка 5 тыс т, или 2 проц от общего объема производства. В будущем году, по нашим оценкам, будет реализовано уже более 10 тыс т, в том числе по причине роста потребления.

Вопрос: А по платине и палладию?

Ответ: По платине доля российского рынка около 20 проц, по палладию 4 проц.

Мы также ожидаем, что по мере развития промышленности и строительства в России заводов по производству катализаторов будет расти спрос на металлы платиновой группы. В свою очередь, мы готовы удовлетворить любой спрос на них.

Вопрос: За счет увеличения объемов производства?

Ответ: Нет, почему - перераспределения: уменьшения доли экспорта и увеличения доли внутренних поставок. -- Интерфакс

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  164992

ГОД:
МЕСЯЦ:
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>