Ж/д тарифы: металлурги отказываются от "Укрзализныци". "UGMK.INFO (Украина)". 3 октября 2008
03.10.2008 - 09:25
"Укрзализныця" решила не поднимать с октября ж/д тарифы на перевозку грузов предприятий ГМК, поскольку с сентября наблюдается резкое снижение объемов их транспортировки. Правда, такие меры не помогут преломить этот тренд – металлурги переходят на услуги частных операторов.
С 1 октября этого года ж/д тарифы на грузоперевозки должны были вырасти на 9,5% согласно приказу Минтранссвязи №955 от 30 июля. Однако этого не произойдет. "Укрзализныця" сообщила, что с 3 октября приостанавливает рост стоимости перевозок для продукции предприятий ГМК. Такие преференции предоставляются на один месяц.
Свои действия топ-менеджеры железнодорожного монополиста объясняют резким падением объемов транспортировки металлургического сырья и готовой продукции. Как сообщил Виктор Черный заместитель гендиректора "Укрзализныци", по итогам сентября этот показатель сократился на 30%. Главной причиной этого он назвал кризис в ГМК.
Таким образом, на прежнем уровне останутся тарифы на перевозку железорудного сырья и кокса во внутреннем и импортном сообщении, известняка для флюсования во внутреннем сообщении и готовой металлпродукции во внутреннем и экспортном сообщении. Но взамен железнодорожники ожидают встречных шагов от металлургов, особенно в плане снижения цен на метпродукцию на внутреннем рынке (минимум на 30%). Соответствующее поручение Кабмин уже дал Минпромполитики.
Впрочем, особого админдавления на металлургов вряд ли придется оказывать. С августа по сентябрь цены на металлопродукцию в Украине в среднем упали на 15-17%. Кроме того, В.Черный утверждает, что удалось договориться с "Азовсталью" о снижении стоимости рельс, которые УЗ весьма активно закупает. Поэтому в условиях вялого спроса метпредприятия скорее всего пойдут на определенные уступки "Укрзализныце".
Однако, перед монополистом замаячила другая, более серьезная проблема – снижение объемов перевозок. Для УЗ это достаточно критично, поскольку доля предприятий ГМК в общем объеме транспортировки достигает около 36-37%. Пока ее пытаются оправдать кризисом в ГМК. Тем не менее, с большой долей уверенности можно также говорить и о вагонном кризисе. УЗ не в состоянии обеспечить транспортировку грузов метпредприятий и ГОКов, что "выливается" в недопоставки вагонов на заводы. Кроме того, их состояние зачастую неудовлетворительное.
Более того, "Укрзализныця" ежегодно не может выполнить план по закупке новых полувагонов. В этом году удастся приобрести только 2300 единиц, тогда как запланировано – 4000. За 9 месяцев УЗ купила 1472 вагона. Обычно это связано с тем, что монополист опаздывает с размещением заказов на вагонзаводов, из-за чего теряет 2-3 квартала времени. Но в этом году "наслоился" еще и фактор цены: в сентябре этого года стоимость грузового вагона составила $105 тыс. По словам В.Черного, в 2007 г. вагон стоил $44 тыс., а на 2008 г. УЗ закладывала в финплан цену около $60 тыс.
В итоге, промышленникам приходится наращивать собственные парки вагонов. Собственным подвижным составом уже обзавелись практически все крупнейшие меткорпорации: ИСД, "Метинвест", "Ильич-сталь", Арселор Миттал. Также активно предлагают свои услуги отечественные частные операторы. А недавно в Украине развернула широкую деятельность "дочка" РЖД – "Первая грузовая компания". Она долго предъявляла УЗ претензии на предмет несанкционированного захвата российских вагонов. Но, не получив приемлемого ответа, ПГК приостановила деятельность в стране, однако через неделю возобновила ее. По неофициальной информации, ей удалось создать дефицит вагонов в Украине и договорится с крупнейшими грузоотправителями о длинных контрактах. -- UGMK.INFO (Украина)