"Бархатный" госконтроль Норникеля. "Росбалт". 31 июля 2008
06.08.2008 - 09:47
Металлургический рынок России будоражат слухи о готовящемся соглашении по слиянию крупнейших производителей алюминия, никеля и палладия – РУСАЛа и "Норильского никеля". Рыночные игроки и аналитики не верят заявлениям, в которых отрицается факт переговоров миллиардеров. Тем временем, возможная сделка обрастает все новыми гипотезами и комментариями.
Представители РУСАЛа, который с весны является владельцем блокпакета "Норникеля" неоднократно заявляли, что слияние двух концернов неизбежно. Компания Олега Дерипаски считает покупку 25% пакета акций никелевой корпорации стратегической инвестицией, которая в будущем должна облегчить слияние. Однако партнерство с хозяином "Базэла", контролирующего РУСАЛ, похоже, не особенно нравится владельцу 30% "Норникеля" Владимиру Потанину. Он предпочел заполучить в партнеры Алишера Усманова – владельца горно-металлургической компании "Металлоинвест".
Аналитики объясняют такое решение Потанина тем, что ему с Усмановым, видимо, более комфортно создавать альянс, чем с совладельцами алюминиевого холдинга. Правда, в конце мая переговоры между этими миллиардерами были приостановлены в связи с готовящемся IPO "Металлоинвеста". Тем не менее, руководство "Норильского никеля" официально подтвердило, что "объединение двух компаний может иметь стратегические и производственные преимущества и не исключает возможности возобновления переговоров в будущем".
Минувшую неделю металлургический рынок России провел в ожидании начала переговоров между Потаниным и Дерипаской. По некоторым данным, эта встреча могла состояться во вторник и на ней, как полагают наблюдатели, могли быть проанализированы и определены сценарии будущего слияния – либо стороны могли окончательно отказаться от этой идеи. Однако на следующий день последовали официальные опровержения самого факта переговоров. Пресс-служба РУСАЛа выступила с заявлением, в котором говорится, что "никакое соглашение о конфиденциальности между ними не обсуждалось и не подписывалось". Именно о подписании во вторник такого соглашения о конфиденциальности за несколько дней до предполагаемой встречи говорили аналитики.
Эксперты полагают, что на данный момент могут существовать три варианта развития событий. И самый маловероятный из них заключается в том, что Дерипаска и Потанин вообще не ведут никаких переговоров. Верить в этот сценарий нет причин из-за того, что стороны неоднократно объявляли о желании расширить обе компании за счет альянсов с другими крупными металлургическими игроками.
Второй вариант – если что-то старательно опровергается, то нет причин верить, что отрицаемые события не происходят на самом деле. "Нельзя исключать, что переговоры все-таки состоялись и вчерашнее сообщение РУСАЛа призвано сохранить конфиденциальность данного процесса", — пишут аналитики инвесткомпании Alemar.
Наконец, самый вероятный сценарий развития событий строится на роли нового генерального директора "Норникеля" Владимира Стржалковского – бывшего сотрудника Управления КГБ СССР по Ленинградской области. Бывший коллега нынешнего российского премьера и хороший его знакомый приглашен в компанию именно Потаниным, гласит официальная версия.
Если учесть "послужной список" Стржалковского, его близость к ключевым федеральным чиновникам и явную "государственную" ориентацию, то вполне понятно общее мнение экспертов: российское правительство, разочарованное тем, что совладельцы одной из ключевых национальных компаний не могут договориться, решило поставить "на царствие" человека, который будет проводить интересы власти. А на рынке давно уже поговаривают о возможной частичной или даже полной национализации крупнейшего в мире производителя никеля и палладия.
И если сам Потанин всегда считался фигурой, близкой к властям, то теперь, очевидно, российский Белый дом нового образца решил, что управлять компанией должен абсолютно проправительственный человек. Особенно в том случае, когда Потанин не может договориться с Дерипаской, у которого, похоже, никогда не бывает разногласий с руководителями государства. Поэтому приход Стржалковского можно расценивать, как "бархатный" переход "Норникеля" под управление государством. При этом кто будет его акционерами – Потанин, Дерипаска, Усманов, все вместе взятые, или в форме каких-то альянсов — уже не столь важно.
Вероятнее всего, будет так, как решат в Белом доме и в Кремле. Не секрет, что власти России делают ставку на укрупнение ведущих экспортеров и на превращение их в глобальных игроков. И теперь уже говорить нужно не о том, насколько слиянию компаний мешает конфликт интересов Дерипаски, Потанина и Усманова, а о том, в какой мере каждый из них отвечает политике государства. -- Росбалт