Ferrexpo: на что потратит заемные миллиарды Жеваго. "UGMK.INFO (Украина)". 18 февраля 2008
18.02.2008 - 17:11
Аккумулировав на собственных счетах сумму порядка $2,5 млрд., Константин Жеваго, скорее всего, планирует значимые покупки активов. Учитывая, что свободных метпредприятий осталось немного, а собственные проекты простаивают, бизнесмен начнет инвестировать в электроэнергетику, машиностроение и химпром.
В последний день января 2008 г. Константин Жеваго заложил Deutsche Bank AG принадлежащие ему 73% акций горнорудной компании Ferrexpo. Рыночная стоимость этого пакета составляет $2,1-2,2 млрд. Ровно год назад Ferrexpo, главным активом которого является Полтавский ГОК, провела IPO на Лондонской фондовой бирже, получив от продажи 25% акций около $460 млн. Эти деньги еще не потрачены, таким образом, вместе с последним кредитом К.Жеваго собрал почти $2,6 млрд.
Для чего ему такая сумма? Декларируются крупные инвестиции в рудные мощности ПГОКа, которые, согласно заявлению гендиректора Ferrexpo Майка Оппенхаймера, должны составить $4,6 млрд. На эти деньги Полтавский ГОК за 10 лет увеличит добычу железной руды и производство окатышей более чем в три раза – до 100 и 30 млн. т соответственно. М.Оппенхаймер также заявил, что для реализации таких амбиций компании понадобится партнерство с "крупными игроками, имеющих доступ к высококачественным технологиям, которые смогут оказать нам финансовую и операционную помощь".
Между тем, впечатляющую цифру в $4,6 млрд. в Ferrexpo не расшифровали, так что пока она выглядит весьма "виртуальной". Если же проанализировать заявления, исходившие за последний год от представителей Ferrexpo, то получается, что на ближайшие 2-3 года сумма инвестиций для развития сырьевой базы ПГОКа, увеличения объемов и качества продукции составляет не более $600 млн. Причем эти инвестиции будут вноситься не "залпом", а постепенно, в течение нескольких лет.
Ближайшие задачи – расширение добычи на разрабатываемых сейчас Горишне-Плавнинском и Лавриковском месторождениях, запасы которых составляют около 1,5 млрд. т руды со средним содержанием железа 24-32%, ввод Еристовского месторождения с запасами свыше 800 млн. т руды с содержанием железа 27-33,7%, рост добычи на предприятии "Восток-Руда" и увеличение мощностей по выпуску окатышей, в том числе, флотационных, на самом ПГОКе.
Куда пойдут заемные миллионы
Для разработки Еристовского месторождения необходимо 825 млн. грн. или $162 млн. К вскрышным работам приступили в ноябре 2007 г., строительство карьера продлится 3-4 года, начало добычи планируется на 2011-2012 гг. К концу 2014 г. планируемая мощность составит 27 млн. т руды. Для ее переработки должна также быть построена дробильно-обогатительная фабрика, стоимость которой $300 млн. ДОФ нужно запустить к 2013 г., когда выйдет на полную мощность добыча руды на месторождении.
Горишне-Плавнинское и Лавриковское месторождения помогут поднять добычу сырья уже "завтра" (через год-два), в то время как до руды с Еристовского месторождения – еще, минимум, 4 года. Существует возможность увеличения добычи руды на обоих месторождениях с 28 млн. т до 32 млн. т ежегодно, начиная с 2011 г., и вести добычу на этом уровне до 2035 г. Инвестиции составят $158 млн., в том числе, $68 млн. будут потрачены на вскрышные работы в течение следующих трех лет, а оставшаяся сумма – на дополнительное горнорудное оборудование.
Начало работы производственного комплекса «Восток-Руда» в Желтых Водах стало первым проектом ПГОКа по расширению ресурсной базы. Правда, к 2010 г. «Восток-Руда» будет давать не более 2 млн. т руды, хотя общие разведанные запасы составляют порядка 400 млн. т, плюс крупнейшее месторождение так называемых комплексных руд (скандий и ванадий). Шахта «Новая» уже работает, проведена реконструкция обогатительной фабрики и дробильно-сортировочного комплекса. В текущем году будет добыто и отгружено на ПГОК около 400 тыс. т рудного сырья. Общие инвестиции ПГОКа в «Восток-Руду» пока не превысили $50 млн.
Сам Полтавский ГОК в 2008 г. инвестирует в модернизацию около 600 млн. грн. по сравнению с 400 млн. в 2007 г. Средства пойдут на модернизацию цеха производства окатышей и горно-транспортного комплекса комбината. Осуществлять эти вложения предприятие может за счет собственных финресурсов. Реальную прибыль участники рынка оценивают минимум в $300 млн. при выручке более $500 млн. В 2008 г. ПГОК намерен увеличить объем производства окатышей до 9,7 млн. т, в том числе, флотационных – до 4 млн. т. К 2011 г. ПГОК должен добывать около 33 млн. т руды и производить 10,5 млн. т окатышей.
За последние месяцы К.Жеваго сильно продвинулся в вопросе создания собственного метпроизводства. По данным СМИ, он приобрел электросталеплавильный завод в Дании, сейчас же он близок к покупке болгарского метзавода Kremikovtzi. К середине февраля Ferrexpo остался единственным претендентом на Kremikovtzi. Изучившие положение дел на предприятии украинский «Метинвест» и американская US Steel отказались от его приобретения. Других претендентов нет, но это не означает, что завод уже «в кармане» у К.Жеваго. 1 февраля нынешние индийские собственники завод сообщили, что сделка по продаже предприятия откладывается как минимум на два месяца, поскольку им нужны консультации от финансовых советников компании.
Однако дело далеко не в этом. Сейчас сделка не может быть проведена, поскольку пакет акций комбината, контролируемый братьями Митталами через Global Steel Holdings, находится в залоге. Владельцы облигаций утверждают, что по выплатам допущен дефолт, и высказывают естественное желание участвовать в обсуждении продажи предприятия и ее условий. По данным болгарских СМИ, в 2006 г. индийские акционеры Kremikovtzi продали облигаций на сумму ?325 млн. с погашением в 2013 г. Если Митталы не выкупят в полном объеме обязательства по акциям, держатели облигаций могут вступить во владение заводом уже через несколько недель.
Для К.Жеваго это не означает ухудшение шансов на приобретение Kremikovtzi, однако обещает явное затягивание переговоров. Нынешние собственники конфликтуют с профсоюзами, в январе рабочие блокировали Прамода Миттала в своем офисе, требуя выполнения инвестобязательств, заявив также о возможности проведения забастовки.
На стороне украинского инвестора болгарское правительство (К.Жеваго встречался с премьер-министром Сергеем Станишевым, уроженцем Херсона, который до этого провел телефонные переговоры с Юлией Тимошенко) и топ-менеджмент завода в лице экс-испдиректора Александр Томова. После осмотра завода и беседы со С.Станишевым К.Жеваго заявил, что сохраняет «принципиальный интерес к сделке», и объявил готовности оперативно инвестировать в завод ?80 млн. По данным болгарских СМИ, общее предложение украинского олигарха за Kremikovtzi составляет ?500 млн.
Уравнение с «плюсами» и «минусами»
За последние 12 лет Global Steel, помимо Kremikovtzi, приобрела сербского производителя огнеупоров Magnohrom, компанию Llamkos мощностью 150 тыс. т оцинкованного проката в Косово, боснийскую коксовую фирму GIKIL, и крупное угольное месторождение около Иванграда в Черногории. Когда индусы купили Kremikovtzi, они обещали, что за 3 года инвестируют в завод более ?300 млн., и его производительность вырастет вдвое. На техперевооружение должно было пойти $60-70 млн., еще столько же – на повышение экологических стандартов и около $180 млн. - на увеличение производственных мощностей. Однако уже с 2006 г. индийские менеджеры болгарского завода стали явно не справляться с ситуацией. Долги Kremikovtzi государственным компаниям Bulgargaz, National Electricity Company, National Railways достигли $71 млн., правительство пригрозило отключением от электроснабжения и поставок газа.
Очевидной проблемой будущего покупателя Kremikovtzi станут долги и дорогая экологическая и модернизационная программа, без реализации которых завод не сможет работать в ЕС с его жесткими нормами. К концу 2007 г. долги предприятия оцениваются в $200 млн. Если добавить к этому почти $300 млн. на реализацию инвестпрограммы, набегает уже $0,5 млрд. А ведь свой «куш» захотят получить и индусы, придется выплавить причитающееся и владельцам облигаций. Словом, общая стоимость актива может подняться и до $900 млн. Дорого ли это за Kremikovtzi?
Если и да, покупатели на него все равно найдутся – настолько мало сейчас в мире осталось свободных активов. Особенно в центре Европы, на очень привлекательном, но защищенном торговыми барьерами рынке ЕС. Соответственно, основные претенденты – российские и украинские метхолдинги, причем, важным преимуществом является возможность обеспечить актив дешевым полуфабрикатом. Лить сталь в Болгарии накладно, поэтому нужно поставлять в страну сырье по низким ценам, или вообще останавливать домны и конвертеры, и производить прокат из привозных слябов.
Какую синергию получат Kremikovtzi от покупки его К.Жеваго? Основной продукт ПГОКа – окатыши, в то время как заводу нужен преимущественно концентрат, которого полтавчанам пока и самим не хватает. Рекламируемый уже пять лет проект по выпуску слябов «Ворскласталь» до сих пор не двинулся с места, несмотря на бодрые пресс-релизы. Поэтому неясно, за счет чего К.Жеваго, если он купит этот актив, и купит его для себя, добьется резкого снижения затрат. Зато ясно, что приобретение стальных и прокатных мощностей стало для него просто-таки «идеей-фикс». Конечно, от мысли увеличить свои доходы на порядок за счет конвертации руды в прокат отказываться глупо. Вопрос в том, какие средства готов выложить К.Жеваго за свои стальные амбиции.
Датский пряник
Нет пока деталей в отношении сделки Жеваго с датским активом. В прессе названа некая компания с «многообещающим» названием Vorsklasteel Danmark, куда вошли купленные мощности. Член совета директоров этой компании Владимир Томаш сказал, что последние 15 месяцев мощности завода простаивали, но 5 февраля выпуск продукции на предприятии возобновился. В 2008 г. датский завод планирует увеличить производство товарной заготовки с 400 тыс. т до 500-600 тыс. т. До 80% продукции будет продаваться на спотовом рынке, остальные – через трейдерскую компанию Duferco.
DanSteel (ранее Danish Steel Works) – единственный в Дании производитель стали, его текущие мощности рассчитаны на выпуск 500 тыс. т г/к листа. В 2002 г. DanSteel объявил о банкротстве из-за резкого роста затрат и остановил производство. Акционеры (около 50% акций принадлежало компании A.P.Moller Group, 30% – правительству) предлагали стать инвесторами завода шведской SSAB и финской Rautaruukki, однако их это перспектива не заинтересовала.
В 2002 г. трейдинговая фирма Jysk Staalindustri ApS., принадлежащая главе Новолипецкого МК Николаю Лисину, приобрела активы Danish Steel всего за $20-30 млн. За эту символическую сумму НЛМК получил не только современное и технологичное предприятие, производящее востребованную на рынках толстолистовую сталь, но и канал беспошлинного ввоза российского полуфабриката в Европу. Уже в 2003 г. DanSteel прекратила собственную выплавку стали, обеспечив прокатное производство за счет 500 тыс. т слябов из Липецка (затраты на слябы составляют около 80% в структуре себестоимости), что позволило ей возобновить прибыльную работу. В 2006 г. DanSteel, который уже является дочерним предприятием НЛМК, выпустил 467 тыс. т толстолистового проката, в 2007 г. – 522 тыс. т.
Компания DanScan образовалась в 2002 г. в процессе реструктуризации Danish Steel. Ей достались электросталеплавильный (мощностью 800 тыс. т) и сортопрокатный (250 тыс. т) цеха. В 2004 г. на базе этих мощностей начало работу предприятие Danscan Metal A/S, однако уже в 2005 г. производство было остановлено в связи с недостатком оборотного капитала. В 2006 г. немецкая Donau продала завод швейцарскому концерну Duferco. Эта компания провела ремонт оборудования и возобновила работу. Сейчас на сортовом стане Duferco Danish Steel производится около 200 тыс. т сорта в год. Сейчас партнером швейцарцев является НЛМК, с которым создано СП, куда вошла большая часть европейских заводов Duferco (но не датский).
Приобретение электросталеплавильного цеха DanScan могло обойтись Константину Жеваго, по оценкам Concorde Capital и «Сократ», в $100-150 млн. Это предприятие не может стать поставщиком полуфабриката для Kremikovtzi, поскольку болгарскому заводу нужны слябы для выпуска листового проката, а не заготовка для производства сорта.
Итак, К.Жеваго аккумулирует более $2 млрд. для каких-то серьезных приобретений. Помимо металлургических M&A, где возможных вариантов немного, можно предполагать значимые покупки в энергетике (пакеты акций в «облэнерго»), машиностроении (повторная продажа «Лугансктепловоза») и химпроме («Одесский припортовый завод»). Последняя версия не выглядит фантастической – ОПЗ планируют продавать уже скоро, и это будет дорогой, но очень прибыльный актив. А может, часть средств пойдет на реанимацию «украинского» и «венгерского» проектов постройки метзаводов, общие затраты на которые оцениваются в более чем $1,5 млрд. Так или иначе, одолженные деньги через несколько лет (условия займа у Deutsche Bank еще неизвестны) нужно будет отдавать. Интересно, из каких прибылей. -- UGMK.INFO (Украина)