В сталелитейной отрасли наряду с процессом глобализации наблюдается тенденция к регионализации, которая может способствовать сохранению относительно высоких цен.
16.07.2007 - 17:30
Пишет The Wall Street Journal. Лидирующие региональные игроки достаточно окрепли, чтобы привлечь местных клиентов и справиться с конкуренцией извне. Для их клиентов, включая производителей автомобилей, бытовой техники и строителей, это означает продолжение роста цен на материалы, которое их преследовало последние пять лет. Стоимость горячекатаной стали на спотовом рынке колеблется вблизи $575 за тонну, тогда как в 2001 году она составляла $175. В настоящее время цены на сталь снижаются в некоторых странах, особенно, в США и Китае, поскольку клиенты пользуются запасами, которые они создали в прошлом году, опасаясь роста цен. Однако, как ожидается, в 2008 году цены вырастут и останутся на высоком уровне на длительный период.
Для сталелитейных компаний консолидация в отрасли дает возможность избежать циклических падений цен. "Снижение цен всегда будет происходить", - говорит Лакшми Миттал. Однако он прогнозирует завершение "цикличной волатильности, которая вызывала падение цен до невыносимо низкого уровня". Л.Миттал был одним из ключевых игроков в консолидации отрасли и в ее регионализации - он покупал небольшие сталелитейные заводы и превращал их в региональных лидеров.
Например, вокруг Ист-Чикаго у четырех заводов было четыре хозяина. Когда цены на сталь начинали снижаться, они увеличивали производство. Зачастую дешевле было продолжать работу, чем сначала останавливать, а потом запускать производство. Однако эти меры только способствовали падению цен, которые за несколько месяцев могли рухнуть на 40%. Теперь одним из этих заводов продолжает владеть U.S.Steel, а остальные три принадлежат Arcelor Mittal. В краткий период снижения цен в 2005 году Arcelor Mittal прекратил работу одного из заводов, предотвратив таким образом резкое падение стоимости стали. Поскольку сталепроизводители меньше страдают от падений цен, они теперь вряд ли будут и задирать их до неприемлемого для клиентов уровня, считает The Wall Street Journal. Хотя в этой отрасли ни один игрок не может доминировать (крупнейшие компании пока контролируют менее 20% мирового производства в отличие от алюминиевой отрасли и автомобилестроения), они уже в силах доминировать на местных рынках - примерно в радиусе 300-400 миль вокруг завода.
Это означает, что у клиентов меньше возможностей снижать цену. Некоторые из этих компаний могут переварить повышение цен, в то время как другие будут перекладывать увеличение расходов на потребителей. В регионализации роль играют несколько факторов - сильный спрос в течение последних нескольких лет, повышение транспортных расходов на фоне роста цен на энергоносители и повышение экспортных пошлин китайским правительством. Конечно, неизвестно, как поступят производители в Китае в случае снижения спроса - остановят некоторые заводы или продолжат работать на полную мощность и снизят цены. Все же большинство экономистов полагает, что этого не случиться и что тенденция одновременной глобализации и регионализации продолжится, а с ней - и сглаживание циклов в сталелитейной промышленности.
По словам Л.Миттала, любая компания, которая не стремится к глобализации и доминированию на региональном рынке, столкнется с проблемами. "Настало время для консолидации заводов второго и третьего ряда, иначе для них настанут тяжелые времена", - считает он. -- Интерфакс