Александр Вилкул: "Укрзализныця" и ГМК обречены договариваться". "UGMK.INFO (Украина)". 18 июня 2007
18.06.2007 - 20:25
Украинские горно-обогатительные комбинаты могут полностью удовлетворять потребности внутреннего рынка и отправлять часть продукции на экспорт. В то же время, большая часть конфликтов в отрасли возникает вокруг цены сырья и тарифной политики "Укрзализныци". О причинах такой ситуации и перспективах расширения рынков сбыта отечественных ГОКов UGMK.INFO беседовал с Заместителем председателя парламентского комитета по вопросам промполитики и предпринимательства, почетным президентом СевГОКа и ЦГОКа Александром Вилкулом.
- Александр Юрьевич, охарактеризуйте специфику проблем, связанных с ценовой политикой, нюансами спроса со стороны метпредприятий. Каковы, на Ваш взгляд, основные причины повышения цен на рынках сырья на рубеже 2006-07 гг.?
- Сегодня уровень стоимости железорудного сырья (с учетом того, что на Украине ЖРС недооценено) таков: в России на 10-15%, а в Европе на 20-30% выше, чем в Украине, но общий тренд повышения взаимосвязан с мировым трендом. Другими словами на стоимость в Украине влияют следующие факторы: динамика мирового рынка, себестоимость ЖРС, стоимость металлопроката. В этот период произошло повышение цен на мировом рынке, и повышение себестоимости, и крупный скачек в ценах металлопроката.
- Именно в этом и заключается причина возникновения напряженной ситуации между потребителями и поставщиками ЖРС?
- Сейчас среди нескольких украинских игроков существует серьезная конкуренция на рынке железорудного сырья. Также есть поставщики из России, которые в этом году прогнозируют увеличить поставки, и нет ни логистических препятствий тому, ни таможенных, никаких либо других препятствий. Есть также поставщики из Бразилии. Напряженная ситуация иногда возникает только в случае, когда некоторые покупатели делают попытки решать рыночные вопросы нерыночными методами.
- Можно ли считать, что органы государственной власти (главным образом, Антимонопольный комитет) с максимальной эффективностью проводят регуляторную политику как для поставщиков, так и для потребителей руды?
- Антимонопольный комитет очень хорошо разбирается в специфике рынка железорудного сырья, и, по моему мнению, работает очень эффективно в нашей отрасли производства.
- Как бы Вы охарактеризовали наиболее значительные события на рынке железорудного сырья в этом и прошлом году, повлиявшие на общую картину снабжения метпредприятий?
- Наиболее значительным событием в этом году все-таки можно считать тенденцию заключения долгосрочных контрактов. Одна треть контрактов по фиксированным годовым ценам уже заключена. Около 50% сырья продается по фиксированным квартальным ценам, а по фиксированным годовым объемам только 10-20% процентов сырья.
Также значительным событием на рынке ЖРС является завоз концентрата группы ИСД из Бразилии и анализ эффективности (что не делалось раньше) завоза концентрата (анализ показал неэффективность завоза из-за большой стоимости концентрата).
Еще одним важным событием является известие о переговорах по слиянию ИСД и "Газметалла", что так же может оказать влияние на рынок, а также заключение долгосрочных контрактов по поставке железорудного сырья в Центральную и Восточную Европу.
Ценовые перспективы
- Как бы Вы охарактеризовали перспективы 2007 г. в аспекте спроса, предложения, ценовой динамики?
- Спрос будет увеличиваться внутри Украины, емкость рынка будет увеличиваться на несколько миллионов тонн. Украина профицитная страна, которая сохранила свою тенденцию еще с советских времен. На Украине профицит железорудного сырья составляет более 30%, которое она экспортирует. Так, в 2006 г. емкость рынка составила порядка 47 млн. т, а было произведено 65 млн. т железорудного сырья. Естественно при увеличении спроса в Украине увеличивается и предложение. Дополнительный спрос будет компенсирован за счет роста производства, а так же за счет уменьшения экспорта.
- А каковы прогнозы относительно уровня производства на этот год в железорудном комплексе Украины?
- В этом году ожидается, что рост уровня производства железорудного сырья по видам продукции будет 10-15%: неагломерированый ЖРС +10%, и где-то на уровне +15% будет агломерат и окатыш.
- Что, по вашему мнению, будет влиять на уровень роста производства?
- Рост будет происходить в первую очередь за счет внутреннего потребления. В этом году на Украине будет произведено больше чугуна за счет ввода новых доменных мощностей. Уже задули домну на "Донецкстали", на ЕМЗ, на ДМКД и в Алчевске. Правда, на ДМКД и в Алчевске позднее будут выведены на ремонт 2 домны, но они гораздо меньшей мощности.
- Колебания цен будет влиять на уровень экспорта?
- В количественном отношении я думаю, что экспорт будет увеличиваться. География экспорта будет расширяться. Будут и новые рынки, и новые страны. Европейский рынок является достаточно статичным по емкости, и он увеличиваться не будет. По моему мнению, в этом году экспортные отгрузки в европейские страны будет статичны с небольшими изменениями плюс минус 5%. Думаю, будут расти поставки на менее традиционные для украинских поставщиков рынки - Турция, Китай. В Китае сегодня сосредоточено больше 40% мировой металлургии. Очень перспективным рынком является Ближний Восток. Но в процентном соотношении к традиционным рынкам это будет немного.
- Каковы, по вашему мнению, перспективы экспорта в Китай?
- Несмотря на то, что сейчас часть объемов сырья из стран СНГ поставляется в Китай, "Метинвест" не ведет отгрузки в данном направлении. Уже сейчас в связи с увеличением емкости регионального рынка в адрес Китая снижаются поставки ЖРС, и, по моему мнению, эта тенденция сохранится до конца 2008 г.
ГМК vs "Укрзализныця"
- Каков, по вашему мнению, наиболее оптимальный вариант сотрудничества предприятий ГМК и "Укрзализныци" в плане формирования тарифов? Есть ли смысл создавать межведомственную комиссию по формированию ж/д тарифов?
- "Укрзализныця" является естественным монополистом для ГМК, в то же время ГМК, как наибольший поставщик грузов, является основным источником доходов для "Укрзализныци". Потому эти две отрасли обречены договариваться, как горная и металлургические подотрасли внутри ГМК. Безусловно, наилучшим является методика переговоров посредством межведомственной комиссии, решение которого было бы определяющим для учета наших и "укрзализнычных" интересов. Это бы создавало баланс, для того чтобы не было перекоса в одну из сторон.
- Какова сейчас политика "Укрзализныци" по отношению к ГМК?
- Противостояние между предприятиями ГМК и железнодорожниками заключается в разности интересов, но эта разность лежит в сути этого бизнеса. "Укрзализныця" хочет повышать тарифы, для того чтобы увеличивать доходную часть, а горно-металлургическому комплексу это конечно не выгодно.
Несомненно, должен быть баланс для того, чтобы не было перекоса в одну из сторон. Для этого необходимо понимание с обеих сторон. Последний период резкого колебания, это была весна-лето 2005 г., когда в Украине остановили 11 доменных печей. Причины были разные, это была совокупность факторов, но одним из основных факторов было резкое повышение на 50% тарифов "Укрзализныци". Соответственно произошло падение эффективности отрасли.
- Какие транспортные средства используются для поставки сырья за рубеж и достаточно ли существующих транспортных мощностей?
- В Европу поставки идут практически полностью железнодорожным транспортом, есть незначительный процент поставок, которые осуществляются баржами по Дунаю. Если говорить о поставках в Турцию или Китай, то они происходят через порты. Ключевыми являются, безусловно "Южный" и Измаил. Через них поставляется украинский и российский ЖРС.
Что касается транспортных мощностей, то если говорить только об украинском ЖРС, то мощностей достаточно. Для порта это товар, и для них нет разницы украинский или российский. Увеличение перегрузки сыпучих грузов должно быть одним из направлений стратегического развития транспорта. Если говорить про весь потенциал портов, для того чтобы они его использовали максимально то, безусловно, необходимо увеличивать. -- UGMK.INFO (Украина)