Металл горит. "Укррудпром (Украина)". 12 июня 2007
13.06.2007 - 08:51
Перебор квот на поставки стальной продукции в Евросоюз грозит Украине серьезными неприятностями. В рамках джентльменского соглашения с Eurofer наши металлурги обязались экспортировать в Европу за полугодие не более 50% годовой квоты. Между тем, уже в январе-мае туда оправлено около 70% установленного объема.
Жаркие споры относительно пошлин на экспорт лома из Украины завершился в июле 2005 года подписанием соглашения "О торговле некоторыми сталелитейными изделиями на 2005-2006 годы". В соответствии с этим договором были установлены квоты на поставки украинской стальной продукции в ЕС, которые будут действовать при наличии в Украине экспортной таможенной пошлины на лом черных металлов в размере 30 евро за тонну. Стороны договорились, что при снижении ставки экспортной пошлины на лом, квота будет увеличиваться пропорционально. Кроме того, при полной отмене этой пошлины квота должна быть увеличена на 43%.Тем не менее ЕС в 2006 году дважды увеличивал размер квоты для украинских предприятий, правда, один раз — за счет переноса остатков квот за 2005 год.
Понятно, что вопрос о снижении пошлины на лом не снимался с повестки дня, и 13 декабря 2006 года парламент принял Закон о снижении ставки экспортной пошлины на отходы и лом черных металлов с 30 до 25 евро за 1 тонну с момента вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Правда, Закон утверждает ставки вывозной пошлины только на лом легированных черных металлов, лом цветных металлов и полуфабрикаты с их использованием, предусматривая при этом, что после вступления Украины во Всемирную торговую организацию такие ставки будут уменьшаться каждый год до определенного размера. Но — лиха беда начало, и в ЕС этот Закон восприняли благосклонно. Поэтому ожидается, что 17 июня будет подписано новое соглашение, в котором квота на экспорт металлопродукции будет увеличена почти на 30%.
Однако с этим договором могут возникнуть серьезные проблемы, поскольку наши металлурги не слишком старательно придерживаются условий относительно графика и объемов поставок. Дело в том, что, помимо официального договора, украинские предприятия в прошлом году заключили соглашение с Европейской ассоциацией прокатных заводов Eurofer , по которому обязались осуществлять поставки равномерно. Европейцы хотели, чтобы в идеале ежемесячно поставлялось одна двенадцатая объемов годовой квоты, но в итоге сошлись на том, чтобы в каждом полугодии выбиралось 50% квоты. Тем не менее, уже в первом квартале по позиции "плоский прокат" квота была выбрана на 57%. Главный нарушитель — ММК им. Ильича — к апрелю поставил в ЕС почти все 100% объема, оговоренных протоколом. Да и другие меткомбинаты активно экспортировали свою продукцию, поэтому к июню годовая квота была выбрана почти на 70%.
Такая активность, в принципе, понятна. В конце января цены на плоский прокат пошли на подъем, и, хотя в марте их рост затормозился, они остаются на высоком уровне. При этом резкая активизация в мировой строительной отрасли привела к увеличению спроса на конструкционную сталь, и в конце марта цены на длинномерный прокат тоже достигли своего пика. Далее, рост курса евро делает весьма выгодным экспорт украинских товаров в еврозону.
Тем не менее, такая погоня за прибылью чревата серьезными неприятностями для украинских метзаводов. Правда, "джентльменское" соглашение о графике поставок в ЕС юридической силы не имеет, а значит, наказать нарушителей Минпромполитики не может. С другой стороны, именно в обмен на эти "добровольные" ограничения Eurofer и пообещала не допускать антидемпинговых и прочих ограничительных мер по отношению к украинским металлургам со стороны европейских производителей. Более того, уже в этом году Eurofer обещала нашим компаниям увеличить квоты поставки металлопроката в ЕС до 1,31 млн. тонн. Но понятно, что если украинская сторона не сдержит своих обещаний, то и европейцы могут изменить позицию.
Прочная привязка объема квот к экспортным пошлинам на лом чревата и еще одной проблемой. В Законе указано, что снижение пошлин начнется после присоединения Украины к ВТО, которое систематически переносится на более поздние сроки. Украина пытается вступить в ВТО с 1993 года. Президент Виктор Ющенко рассчитывал, что Украина станет членом этой организации еще в 2005 г. В те времена он заявил: "Наша цель — на октябрьском заседании секретариата ВТО получить членство". Однако позднее оказалось, что президент выдавал желаемое за действительное. Тем не менее, в 2005-2006 годах Верховная Рада приняла 38 законодательных актов, необходимых для вступления в ВТО. Тем не менее, процесс по-прежнему тормозится. Хотя чиновники утверждают, что переговоры проходят в рабочем режиме, эксперты полагают, что вступление в организацию может затянуться до 2008 года. В отличие от министра экономики Анатолия Кинаха, который объясняет новую задержку начавшимся в стране политическим кризисом, аналитики уверены, что она связана с "недоработками правительства".
Обвиняя в очередной отсрочке роспуск парламента, Кинах заявил: "Сейчас остается ряд процедур, которые требуют согласования на уровне Верховной Рады. На этом этапе как никогда нужна политическая стабильность и четкое согласование работы в треугольнике "Президент — Верховная Рада — Кабинет министров". Если этот процесс будет сорван, то, безусловно, возникнет риск невступления в ВТО в этом году". Одной из проблем, отдаляющих членство в ВТО, Кинах назвал отсутствие двустороннего протокола о доступе на рынки товаров и услуг с Киргизией, которая остается единственной страной-членом рабочей группы по вступлению Украины в ВТО, с которой еще не подписан договор .
Камнем преткновения стал давний спор о долговых претензиях Кыргызстана к Украине — бывшая "братская республика" считает, что Украина должна ей примерно 27 млн. долларов, а та с этой цифрой долго не соглашалась. Спор продолжался несколько лет, однако когда дело дошло до вступления Украины в ВТО, переговорный процесс сдвинулся с мертвой точки. Нашим переговорщикам не удалось разделить рассмотрение вопросов по долгу и ВТО: киргизы предпочитали рассматривать проблему комплексно: вы признаете за собой долг, мы даем свое согласие на вступление в ВТО.
Наконец, чтобы ускорить подписание протокола, Украина даже согласилась отменить антидемпинговую пошлину на киргизские электролампы и выплатить Киргизии долг в затребованном объеме в виде технической и гуманитарной помощи. Однако подписание протокола все равно было перенесено "на неопределенный срок" — в связи с отставкой части министров в киргизском правительстве. Правда, похоже, что проблема все-таки близится к разрешению. Глава украинской делегации, заместитель министра экономики Валерий Пятницкий, объяснил: "Отставка министров не означает, что там дефицит власти. Есть люди, исполняющие обязанности, и поэтому переговоры продолжаются".
С другой стороны, хочется верить в апрельское заявление премьер-министра Виктора Януковича, который сообщил на совместной пресс-конференции с главой правительства Польши Ярославом Качиньским в Варшаве, что Украина уже в этом году обретет членство в ВТО. И действительно, 31 мая ВР приняла последние 11 законов, необходимых для обеспечения вступления Украины в ВТО. Глава правительства также подчеркнул, что после вступления в эту организацию "Украина рассчитывает на создание зоны свободной торговли с Европейским Союзом".
Существенно также, что если Украина сможет присоединиться к ВТО раньше России, то она получит право инициировать проведение двусторонних переговоров, что может усложнить вступление в ВТО России. В Москве обоснованно опасаются такого сценария развития событий. Замдиректор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрей Кушниренко отметил: "Как всем известно, наиболее тяжелые переговоры всегда с друзьями и соседями". Вероятно, в этом случае Украине удалось бы благоприятным для себя образом урегулировать многие торговые разногласия, включая экспортные проблемы наших металлургов.
Переговоры о вступлении Украины в ВТО завершатся осенью, заявил первый вице-премьер, министр финансов Украины Николай Азаров в прямом эфире "Пятого канала": "Я думаю, активная фаза переговоров начнется в июне, на 8 июня намечено заседание. Начнется летом и завершится осенью". Однако в Минэкономразвития сомневаются, что Украина присоединится к ВТО раньше России. По мнению Кушниренко, Украина — с учетом нынешнего положения парламента — вряд ли сможет завершить приведение национального законодательства в соответствие с нормами ВТО и ратифицировать итоговый документ. Тогда как рассчитывает завершить все двусторонние переговоры в рамках вступления в ВТО в ближайшее время, а многосторонние — до конца июля. Можно делать ставки — кто успеет раньше? -- Укррудпром (Украина)