"Русал" не планирует продавать упаковочный бизнес. "ПРАЙМ". 8 декабря 2014
09.12.2014 - 10:52
Объединенная компания RUSAL /"Русал"/ Олега Дерипаски не ставит задачу продать свое подразделение по выпуску алюминиевой фольги, на долю которого приходится около 3 проц от общей выручки компании или 313 млн долларов за 2013 год. Об этом сообщил в интервью ТАСС директор по упаковочному бизнесу "Русала" Сергей Горячев. Но любой бизнес все время должен находиться в таком состоянии, чтобы его можно было выгодно продать, "иначе это не бизнес, а хобби", считает он.
В апреле 2014 года трейдер "Русала" - RTI Ltd заказала у Renaissance Securities оценку не ключевых активов компании, а также подготовку документов для их продажи. Среди выставленных на продажу активов разные СМИ называли, в том числе и бизнес по выпуску фольги.
Основная проблема упаковочного дивизиона "Русала" - единственного производителя фольги в России - рост китайского импорта, треть которого поставляется по "серым схемам". Кроме того, компания может перенести проект в Карелии стоимостью 200 млн евро из-за сложной ситуации на рынке фольги, сообщил Горячев. В интервью ТАСС он рассказал о дисбалансе цен на алюминий в Китае и остальном мире, потерях России от "серого" импорта китайской фольги и перспективах российского бизнеса.
Нет задачи продать
"Ранее в СМИ действительно были сообщения о том, что "Русал" может продать бизнес по выпуску фольги", - сказал ТАСС Сергей Горячев. Но у компании "в настоящий момент нет задачи продать упаковочный бизнес, дивизион нацелен на дальнейшее развитие в рамках Русала", на наращивание производства продукции с добавленной стоимостью", подчеркнул он. "С другой стороны, бизнес, который не продается - это не бизнес, а хобби. Задача менеджмента в том, чтобы бизнес был все время в таком состоянии, чтобы его можно было выгодно продать", - полагает глава дивизиона.
Сложившаяся на мировом фольгопрокатном рынке ситуация сейчас не располагает к сделкам M&A и к созданию новых производств. "Существующий дисбаланс цен на сырье для фольгопрокатной промышленности между Китаем и остальным миром пока ставит под вопрос реализацию любых новых проектов в фольгопрокате где-либо, кроме КНР", - говорит Горячев. По его словам, все участники рынка занимают выжидательную позицию. "Крупных сделок M&A или анонсов новых проектов мы в своем сегменте сейчас не видим", - отметил он.
Емкость мирового рынка фольги сегодня составляет около 4,2 млн тонн в год. "За последние 10 лет Китай увеличил производственные мощности по фольге в 10 раз, доведя их до 2,5 млн тонн в год, что покрывает 60 проц мирового потребления фольги. Если еще 5 лет назад Китай был нетто-импортером фольги, то сейчас он нетто-экспортер - основной игрок, определяющий цену на мировом рынке фольги", - утверждает Горячев.
Отрасль смотрит на китайские цены и несет убытки
Основная проблема для производителей фольги - дисбаланс цен на первичный алюминий в Китае и остальном мире. Разрыв в рыночной стоимости алюминия между Китаем и Европой /в том числе и Россией/ достиг на сегодняшний день 530 долларов на тонну.
Дело в том, что правительство КНР целенаправленно стимулирует развитие перерабатывающей промышленности в своей стране, отмечает глава упаковочного дивизиона "Русала". Китайские фольгопрокатные заводы, в отличие от местных производителей первичного алюминия, при экспорте получают возмещение НДС /налог на добавленную стоимость/ в размере 15 проц.
В результате только на закупке металла китайские производители фольги выигрывают у заводов Евросоюза, России и США по 500 долларов с тонны. При том, что вся себестоимость передела составляет около 1-1,5 тыс долларов на тонну. "Все остальные производители фольги вынуждены ориентироваться на китайский уровень цен - и нести убытки", - сетует Горячев.
"Если ситуация с разрывом цен на алюминий между Китаем и Европой не выправится в ближайшее время, то с европейским фольгопрокатом произойдет тоже самое, что и с американским - собственное производство исчезнет и заместится импортом", - прогнозирует он, отмечая, что сейчас в США "осталось всего 4-5 небольших фольгопрокатных заводов, тогда как большая часть потребляемой фольги импортируется".
10 процентов рынка фольги в России - "серый импорт"
Упаковочный дивизион "Русала", в состав которого входят три фольгопрокатных завода - "Саянал", "Арменал" и "Уральская фольга", а также "Саянская фольга", занимающаяся перемоткой бытовой фольги, является единственным производителем фольги в России. "Русал" занимает 40 проц внутреннего рынка объемом около 55 тыс тонн фольги в год. Остальное - импорт. "Более половины совокупного импорта, составляющего около 30 тыс тонн, ввозятся в Россию из Китая /35 проц/ и Германии /24 проц/", - сообщил Горячев.
"К сожалению, более трети импорта из КНР ввозится через дальневосточные порты по "серым" схемам с занижением таможенной стоимости в 3-4 раза", - говорит директор по упаковочному бизнесу "Русала". По его оценкам, доля "серого" импорта фольги из Китая в Россию в стоимостном выражении оценивается более чем в 20 млн долларов при общем годовом объеме российского рынка в 220 млн долларов. Прямые потери российского бюджета из-за занижения таможенной стоимости фольги недобросовестными импортерами оцениваются в 120-130 млн рублей в год, подсчитал Горячев.
"При рыночной цене в 3,5-4 тыс долларов за тонну фольги, недобросовестные импортеры декларируют фольгу китайского происхождения по цене менее 1 тыс долларов за тонну, что в 2-4 раза меньше стоимости металла, из которого она изготовлена", - говорит он. "Названия компаний-импортеров меняются каждый год - обычно это ничего не значащие комбинации из трех букв. При этом суть сложившейся криминальной схемы остается неизменной - задекларировать фольгу по заниженной стоимости, а затем оспорить корректировку таможенной стоимости в суде, представив в обоснование заниженных цен фиктивные инвойсы /счет-фактура - прим ред/ компаний-посредников из офшорных юрисдикций", - возмущается Горячев. -- ПРАЙМ