Интервью вице-президента по продажам Группы НЛМК Ильи Гущина.
12.11.2014 - 16:21
В эксклюзивном интервью вице-президент по продажам Группы НЛМК И. Гущин рассказал о точках роста индустрии, о конкуренции и об изменениях системы сбыта в компании.
Илья Владимирович, расскажите, с какой загрузкой сейчас работает НЛМК? Какие отрасли потребления выступают локомотивами спроса на металлопродукцию, а какие стагнируют?
Загрузка сталеплавильных мощностей Группы НЛМК остается близкой к максимальным уровням. Соответствующий показатель группы по итогам II квартала 2014 г. составил 94%, в том числе на основной производственной площадке в Липецке — 98%, на НЛМК США — 81%. Для сравнения: среднемировое значение загрузки — 78,3%.
В 2014 г. конъюнктура рынка металлоторговли в целом была положительной, тем не менее рынок пережил три значительных макроэкономических шока: девальвацию рубля в начале года, кризис ликвидности, который последовал за объявлением санкций против России и, наконец, вторую волну девальвации, которая происходит в эти дни. Наиболее болезненным стал кризис ликвидности. Он привел к ограничению доступа и резкому росту стоимости заемных средств для населения и предприятий малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, привело к стагнации тех отраслей, которые работают непосредственно с этими сегментами потребителей. Потребление сокращается в автомобилестроении, производстве бытовой техники и пр. В то же время стоит отметить, что значительное снижение потребления в упомянутых мной отраслях, а также небольшое сокращение строительного рынка было компенсировано ростом потребления труб.
Как вы считаете, рынок в 2015 г. будет проседать по емкости потребления или расти?
Строя прогнозы на будущее, мы используем системный, консервативный, как нам кажется, подход. Анализируем, с одной стороны, статистику потребления в различных отраслях, с другой — связь между потреблением нашей продукции и движением макроэкономических показателей. Например, потребление проката с полимерными покрытиями коррелирует с индексом располагаемых доходов населения, горячекатаного проката — с объемом инвестиций в основной капитал и т.д. Однако такой подход не позволяет дать ответ на главный вопрос: что же будет с динамикой макроэкономических показателей? Так, например, если основывать прогноз на показателях, опубликованных Минэкономразвития РФ в сентябре, то потребление металла в России в следующем году вырастет приблизительно на 1%. В то же время есть целый ряд прогнозов, которые показывают отрицательную динамику потребления металла.
При этом в России сохраняется гигантский отложенный спрос, который был накоплен в 1990-х и в начале 2000-х годов. Недоинвестированность инфраструктуры уже стала притчей во языцех. Необходимость обновлять основные фонды никуда не делась, а новые экономические условия только подчеркивают ее. И даже если отложенный спрос не будет реализован в ближайшей перспективе, в Россию импортируется 6-7 млн т проката в год, причем в основном это прокат глубокой переработки. Это тот кусок рынка, на который могут претендовать российские производители. Конкурировать за него будет нелегко, но мы хорошо подготовлены. С 2000 г. Группа НЛМК вложила более 200 млрд руб. в модернизацию мощностей, что позволило не только увеличить объемы производства, но и повысить качество продукции, освоить ее новые виды, конкурировать с мировыми металлургическими грандами порой на их же рынках.
Как НЛМК выстраивает систему сбыта своей продукции? Изменилось ли что-то в подходах к сбыту в последнее время и что может измениться в перспективе?
Нашей основной целью в ближайшее время будет улучшение сервиса для покупателей, обеспечение стабильного качества продукции, повышение удовлетворенности клиентов. В непростой ситуации в экономике мы все должны работать на обеспечение конкурентоспособности клиентов. Например, планируем в разы увеличить численность сотрудников службы технической поддержки и сократить срок обработки претензий от покупателей. Также вскоре выйдем к нашим покупателям с хорошей новостью о предоставлении гарантий на прокат с полимерными покрытиями. Группа НЛМК — производитель высококачественной продукции, и мы осознанно уходим из сегмента эконом-класса. Например, в мае отказались от производства проката с полимерными покрытиями с защитным цинковым слоем толщиной менее 140 г/м2. Да, металлопрокат премиального качества дороже, но у него более высокие эксплуатационные характеристики. В результате такая продукция помогает нашим покупателям улучшать конкурентоспособность.
Какие новые виды металлопродукции и марок стали освоил НЛМК за последнее время?
Я уже говорил о премиальном прокате с полимерными покрытиями. Кроме того, в 2014 г. мы вышли на российский рынок с еще одним новым видом премиальной продукции — толстым листом из низколегированной износостойкой стали марки Quard и конструкционной высокопрочной стали марки Quend, который предназначен для производства строительного и горнодобывающего оборудования и машин. Эта продукция позволяет машиностроителям снизить вес комплектующих без потери прочностных характеристик и на равных конкурировать с лучшими зарубежными аналогами. Наконец, на заводе НЛМК-Калуга заканчивается освоение нового вида продукции — стального уголка 25х4 мм. -- ПРАЙМ