Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 18.02.2014

Эксперты: Таможенный союз не означает автоматического "взрыва торговли" между его участниками.

18.02.2014 - 11:13
Интеграционные объединения, в которые входят Казахстан и Белоруссия, не стали фактором большого подъёма двустороннего сотрудничества в экономической сфере из-за исторически сложившихся объективных факторов. О проблемах и перспективах развития белорусско-казахстанского экономического сотрудничества рассказали корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист, директор консалтинговой компании "Sinkevich Technologies" Александр Синкевич и казахстанский финансовый аналитик, экономист, генеральный директор консалтинговой компании "Алмагест" Айдархан Кусаинов.

Оценивая текущее состояние дел во взаимной торговле, Синкевич констатировал: "Товарооборот Белоруссии и Казахстана уже третий год "топчется" в районе $900 млн. Причины такой неважной динамики во многом объективны: отсутствие общих границ, значительное расстояние между странами, продолжающийся мировой кризис".

"Поставки самых интересных для белорусской экономики товаров - нефти и газа - требуют оформления трехсторонних соглашений с участием России, по территории которой проходят трубопроводы. Поэтому ассортимент товаров, поставляемых из Казахстана в Белоруссию, весьма ограничен, и в суммовом выражении уменьшается от года в год, - сказал Синкевич. - В то же время белорусской стороне удается планомерно наращивать свои экспортные поставки промышленных товаров в Казахстан, что вполне согласуется с заявленной стратегией Астаны на модернизации экономики. Очевидно, что обе стороны надеются сохранить имеющийся уровень сотрудничества - с тем, чтобы попытаться нарастить объемы взаимного товарооборота в 2015 г. благодаря созданию Евразийского экономического союза".

По мнению эксперта, участие Китая в совместных экономических проектах на территории Таможенного союза демонстрирует привлекательность белорусской экономики для инвестиций. В качестве примера Синкевич привёл СП "БелДжи" в Борисове (Минская область, осуществляющее крупноузловую сборку из китайских комплектующих легкового автомобиля китайской марки Geely. Председатель правительства Белоруссии Михаил Мясникович 8 февраля похвалил данный проект, отметив, что около 60% собранных в 2013 году на борисовском предприятии автомобилей поставлено в Казахстан.

"Пекин, по всей видимости, старается диверсифицировать риски за счет равномерного развития сотрудничества со всеми странами-участницами ТС. Однако, как показал пример с запуском завода "БелДжи", собирающего в Минской области легковые автомобили "Джили", Белоруссия является одной из приоритетных производственных площадок для Китая ввиду хорошо сохранившейся со времен СССР и дополнительно развитой инфраструктуры, квалифицированных и недорогих кадров, удобного географического положения на границе Евросоюза и Таможенного союза, а также наличия экономических преференций со стороны России. Этим объясняются планы дальнейшего наращивания выпуска автомобилей с ориентацией на рынок России, Казахстана, а в дальнейшем - Евросоюза", - сказал Синкевич.

По мнению Айдархана Кусаинова, "причина низкого уровня сотрудничества между Казахстаном и Белоруссией - историческая". Он отметил: "Таможенный союз и Евразийский союз не означают автоматического взрыва торговли, если ее особенно и не было. Нужен поиск партнеров, изучение рынка и т.д". Казахстанский эксперт считает, что "например, по китайским машинам - это яркий пример того, что ТС это площадка для облегчения внутренней торговли, но на этой площадке есть и будет конкуренция и она может быть жесткой и жестокой".

"Китай "вбросил" на территорию ТС свои производства во все три страны, а уж кто там из трех победит - это вопрос наш, внутренний. Как я уже писал и отмечал неоднократно, Казахстан находится в выгодном положении (проще и ниже налогообложение, зарплата между российской и белорусской) нужно этим пользоваться. Активнее заводить и развивать производства на своей территории продвигая их на рынок всего ТС. Это наш шанс сейчас, и если им воспользоваться, то можно выиграть, если нет - то опять плакать об отечественном производстве", - полагает специалист.

Кусаинов дал оценку сотрудничеству Казахстана и Белоруссии в нефтяной сфере. Белорусский госконцерн "Белнефтехим" имеет опыт переработки не только российской нефти, но и азербайджанской и венесуэльской, приглашая компании из Казахстана участвовать в приватизации белорусских предприятий нефтехимии. Кроме того, официальный Минск неоднократно заявлял о своём интересе в транзите казахстанских углеводородов в ЕС через Белоруссию, что должно увеличить показатели белорусско-казахстанской торговли за счёт услуг.

"По нефти - я думаю вопрос цены и гарантий оплаты, в отсутствии возможностей "внеэкономического госдавления", поэтому казахстанские поставщики опасаются поставлять нефть туда, - сказал казахстанский эксперт. - А российские исторически привыкли туда поставлять, имеют огромный опыт по работе с "выбиванием" долгов - для них все механизмы процесса ясны и отработаны. Нашим еще только нужно это нарабатывать. Но нарабатывать "механизм выбивания долга" неинтересно, если можно продать туда, где этот механизм не нужен, либо где он уже наработан".

Как сообщало ИА REGNUM, по данным Белстата в 2013 году товарооборот Белоруссии с Казахстаном составил $950,5 млн, при этом экспорт из Казахстана составил $82,3 млн. Основу белорусского экспорта в Казахстан составляет промышленная продукция, казахстанского экспорта - сырьё и полуфабрикаты. В 2012 году взаимный товарооборот составил $925,9 млн, из которых на поставки из Казахстана пришлось $119 млн. Для сравнения: товарооборот Казахстана с Латвией за 2013 год составил $351 млн (данные посольства Казахстана в Риге). Казахстан поставляет транзитом через территорию Латвии (в основном - через Рижский порт) чёрный металл, уголь, ферросплавы, а также сыпучие грузы. -- Regnum

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>