Потребление стали в Ираке до войны 2003 года стабильно составляло порядка 2-2,5 млн. т в год, из которых примерно 80-90% приходилось на арматуру. Однако после вторжения в 2003 году коалиционных сил в Ирак местный рынок металлопродукции фактически прекратил свое существование и начал возрождаться лишь после 2008 года, когда стал набирать силу процесс восстановления национальной экономики. Но и сегодня иракский рынок стали сильно зависит от импорта, поэтому восстановление действовавших до войны и строительство новых сталелитейных мощностей является ключевой задачей современной иракской металлургии.
Благоприятные условия
Для развития металлургической промышленности в Ираке сегодня складываются в целом благоприятные условия. Рост ВВП в стране по итогам 2013 года составил порядка 9% и стал самым высоким за последние восемь лет. По этому показателю Ирак занял седьмое место среди всех государств мира.
По оценкам специалистов Международного энергетического агентства (International Energy Agency – IEA), прогнозируемый на ближайшие два десятилетия рост добычи нефти в стране может принести ей доходы в размере около $5 трлн. до 2035 года. Уже к 2020 году эти доходы должны составить не менее $200 млрд. в год. По данным Али Альбазаза, аналитика инвестиционной и консалтинговой компании Northern Gulf Partners, специализирующейся на Ираке, в течение ближайших 10 лет добыча нефти в этой стране может увеличиться в четыре раза. Большинство других специалистов, правда, не настолько оптимистичны, но допускают удвоение данного показателя до середины следующего десятилетия.
Нефтяные доходы активно вкладываются иракскими властями в инфраструктуру. Портфель проектов по строительству новых дамб, железнодорожных путей и вокзалов, аэропортов и морских портов до 2020 года исчисляется сотнями миллиардов долларов. Только на развитие национальной авиационной отрасли планируется направить не менее $60 млрд., включая модернизацию действующих и строительство новых аэропортов, обслуживающих как внутренние, так и международные авиалинии.
Кроме того, в ближайшие пять-шесть лет в Ираке планируется построить около 2,2 тыс. км новых железнодорожных путей, в том числе окружную железную дорогу вокруг Багдада. Наряду с этим, примерно $30 млрд. предусматривается выделить на возведение в стране пяти новых нефтеперерабатывающих заводов, что даст возможность довести мощности по переработке нефти до 900 тыс. баррелей в день.
Предстоит иракцам решать и жилищную проблему. В настоящее время более 70% населения страны проживает в городах, однако качество жилья далеко от стандартных норм: в одной небольшой комнате может жить 4-5 человек, да и в целом треть населения Ирака находится за чертой бедности. По оценкам специалистов, хотя бы для частичного решения жилищной проблемы в ближайшие пять лет иракцам необходимо построить не менее 3,5 млн. квартир. Для этого потребуется порядка 30 млн. т стали.
Становится очевидным, что потребности Ирака в стальной продукции уже сегодня достаточно велики и в перспективе они будут только расти. Однако до последнего времени в стране функционировали только два металлургических предприятия в столице иракского Курдистана городе Эрбиле совокупной мощностью около 320 тыс. т арматуры в год. Один из них, Erbil Steel Company мощностью 240 тыс. т в год, который сегодня является основным производителем арматуры в стране, построили турки.
По оценкам аналитиков, Ирак ежегодно нуждается, по меньшей мере, в 1,5 млн. т арматуры, а общие потребности в стали составляют не менее 4-5 млн. т в год. Последний показатель, как утверждают эксперты Национальной комиссии по инвестициям (National Investment Commission), должен вырасти до 7 млн. т в год до 2020 года, когда будет завершена реализация второго пятилетнего плана социально-экономического развития Ирака.
Сегодня дефицит металла на иракском рынке покрывается за счет импорта стали, преимущественно, из Турции, Украины, Ирана и Китая. Местные подрядчики, однако, зачастую отказываются иметь дело с металлом из двух последних стран в силу его низкого качества. Больше всего выигрывают в этой ситуации турецкие поставщики, особенно одна из ведущих металлургических компаний Турции Isdemir, расположенная в турецком городе Искендерун недалеко от границы с Ираком и импортирующая немалую долю своей продукции именно в эту страну. Вместе с тем, в Ираке действует пошлина в размере 3% на длинномерную стальную продукцию и 5% – на рельсы и трубы. По данным Министерства промышленности и полезных ископаемых Ирака, в ближайшее время эта пошлина может быть увеличена.
Ключевые проекты
По данным издания Steel Business Briefing, с целью сокращения своей зависимости от импорта стали Ирак планирует к 2015-2016 годам модернизировать или построить, по меньшей мере, четыре металлургических объекта совокупной мощностью по выпуску длинномерной продукции около 2 млн. т в год. Здесь тоже не последнюю роль играют турецкие компании. Они, к примеру, планируют реанимировать крупнейшее в Ираке предприятие черной металлургии State Company for Iron and Steel Plant (SCIS). Построенный в конце 70-х годов в 40 км от Басры и в 7 км от порта Кхор Аль-Зубара завод мощностью 440 тыс. т длинномерной продукции в год не работает с апреля 2003 года.
В феврале 2013 года иракское правительство заключило контракт на $700 млн. с турецкой группой United Brothers Holding на реабилитацию SCIS. На первом этапе (2014 год) должны быть построены электросталеплавильный цех, МНЛЗ для литья 130-150 мм заготовки и стан мощностью 820 тыс. т для производства арматуры диаметром 8-32 мм. Впоследствии мощность электропечи будет увеличена до 1 млн. т, будет установлен стан для выпуска секций и уголка мощностью 250 тыс. т, производительность арматурного стана расширена до 1 млн. т (до 2015 год). На третьем этапе две установки для восстановления железа будут заменены на новую линию DRI мощностью 1,2 млн. т в год (2016 год). Все работы по восстановлению и модернизации SCIS планируется завершить к 2017 году.
Иорданская холдинговая компания Al Tanmiya for Steel Industries, 51% акций в которой принадлежит саудовской Astra Industrial Group, фактически завершила строительство современного металлургического предприятия на юге Ирака по выпуску 435 тыс. т заготовки в год. Al Tanmiya принадлежит 100% акций иракской компании Al Anma’a Steel, которая, собственно, и осуществляла возведение нового завода. Первоначальная мощность нового прокатного стана составит 300 тыс. т арматуры диаметром от 8 до 42 мм согласно стандарту ASTM A615 Grade 60. Остальная заготовка будет продаваться на местном рынке или экспортироваться в страны Персидского залива и Иран. В перспективе мощность прокатного стана может быть увеличена.
Иракское подразделение Mass Iraq Iron and Steel Industry Company, входящее в еще один иорданский холдинг Mass Group Holding Company (MGH), ведет в настоящее время строительство сталелитейного предприятия производительностью 1,25 млн. т арматуры в год, которая в дальнейшем может быть увеличена в два раза. Данный проект включает производство окатышей различного размера, строительство электродуговой печи, машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), установки газоочистки, кислородного конвертера, а также прокатного стана. На предприятии предусматривается использование передовых технологий и оборудования от итальянской компании Danieli, а ввод объекта в эксплуатацию запланирован на вторую половину текущего года.
Существует также проект восстановления и расширения мощностей завода AL-Sumood в Таджи, к северу от Багдада. Стоимость проекта (инвестора пока нет) оценивается в $100 млн. Предполагается построить 2 электропечи, МНЛЗ для выпуска квадрата и стан для производства 250 тыс. т сорта.
В целом же, по мнению экспертов, Ирак имеет возможности для развития не только прокатного передела, но и сталеплавильного производства, учитывая ресурсы газа и руды, что дает преимущества для выпуска восстановленного железа (DRI). Если в стране будут созданы благоприятные политические условия для продолжения восстановления национальной экономики, то потребление стали в Ираке в ближайшие 7-8 лет может вырасти до 10 млн. т в год. Это обусловлено необходимостью вложения инвестиций в такие металлоемкие отрасли, как создание жилой, транспортной и прочей инфраструктуры, систем водоснабжения, коммуникаций и т.д. -- Русмет