Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 25.12.2013

Бюджет предвыборного года. "ИА "Минпром (Украина)"". 25 декабря 2013

25.12.2013 - 10:06
Судя по всему, Украина встретит Новый год без государственного бюджета. Впрочем, основные параметры известны, а принятие его Верховной Радой в середине января с незначительными правками выглядит делом практически решенным. Да и не так уж велика сегодня роль бюджета для экономики государства. Главный финансовый документ Украины уже давно превратился в нечто виртуальное. Заложенные в него макроэкономические параметры откровенно нереалистичны, а предполагаемые доходы завышены. Тем не менее шансы на некоторое улучшение финансово-экономической обстановки в Украине в 2014 году определенно есть.

Суммы прописью

Первый вариант государственного бюджета Украины на 2014 год появился в соответствии с требованиями законодательства в начале сентября, чтобы немедленно исчезнуть в темных кабинетах и коридорах Кабмина. Его окончательная, утвержденная правительством и переданная в Верховную Раду версия достаточно серьезно отличается от своей предшественницы.

В сентябре проект госбюджета дружно критиковался всеми экспертами за нереалистичность. Впрочем, декабрьский вариант в этом отношении ничуть не лучше. Объем доходов общего и специального фонда планируется установить на уровне 392,4 млрд грн. – на 10,6 млрд грн. меньше, чем предполагалось в сентябре, но на 8,9% больше, чем в 2013 году. Расходы теперь составляют 447,3 млрд грн., что на те же 8,9% превышает показатель годичной давности. Бюджетный дефицит увеличивается от 50,4 млрд грн. в бюджете 2013 года до 59,5 млрд грн. в новом финансовом документе. Как и в сентябре, окончательный бюджет-2014 составлялся в расчете на экономический рост на уровне 3%, хотя прогноз инфляции был весьма чувствительно понижен – от 8,3 до 4,3%.

Исходя из этих цифр, прежде всего, возникает стремление предположить, что составители бюджета находятся в некоем параллельном пространстве по отношению к остальной Украине. Повторяется история прошлого года, когда бюджет 2013 года принимали с расчетом на экономический рост в 3,4% и 8% инфляцию. На самом же деле украинская экономика уже пятый квартал подряд находится на спаде, размер которого в первых трех кварталах 2013 года составил соответственно 1,1; 1,3 и 1,3%, т.е. положение ухудшается. И вряд ли даже высокий урожай, который, как ожидается, обеспечит, наконец, положительные темпы роста в четвертом квартале, выведет всю экономику в плюс по итогам 2013 года. Один из самых оптимистичных в экспертной среде прогнозов, сделанный Ernst & Young, оценивает увеличение украинского ВВП в 2013 году на 0,2%. Большинство других специалистов дают минусовые показатели.

Что касается инфляции, то ее уровень оценивается в 2013 году примерно в 1,8-2%. Для бюджета это означает некоторое сокращение поступлений, так как уровень доходов изначально рассчитывался на более дешевые деньги, поступающие в большем количестве. В то же время бюджетные расходы, как правило, не корректируются, даже если инфляция оказывается несколько меньше ожидаемой. Одним словом, преуменьшенная инфляция – верный путь к увеличению бюджетного дефицита.

На 2014 год специалисты МВФ, ЕБРР и Мирового банка предсказывают для Украины около 1,5-2% роста ВВП и инфляцию порядка 5%. Таким образом, с точки зрения макроэкономических показателей бюджет на 2014 год выглядит менее фантастичным, чем прошлогодний. Увы, но этого никак нельзя сказать в отношении размера запланированных поступлений.

Опубликованный на сайте Верховной Рады проект бюджета дал специалистам возможность выявить в нем множество слабых мест. Прежде всего обращает на себя внимание абсолютно нереальная сумма доходов от приватизации – 17 млрд. грн. В 2013 году продажа государственного имущества должна была принести 10,9 млрд грн., но в реальности план удалось выполнить менее чем на 10%. Набрать же в 2014 году 17 млрд можно будет только в том случае, если продать что-то очень нужное. Например, часть ГТС Украины.

По данным газеты "Дело", в проекте бюджета запланировано 15% увеличение сбора НДС при более чем 10% сокращении его возмещения, что при стагнирующей экономике, минимальной инфляции и низком уровне доходов населения выглядит малореальным. Конечно, бюджет-2014 предполагает повышение минимальных зарплат и пенсий, а также выплат бюджетникам примерно на 7-8% по сравнению с предыдущим годом, но вряд ли это даст такое значительное расширение внутреннего товарооборота.

По данным журнала Forbes, в 2013 году выполнение государственного бюджета Украины по доходам составит порядка 94,7%, т.е. с недобором почти 20 млрд грн. Очевидно, итоговые показатели на 2014 год могут оказаться еще хуже. Новый финансовый документ выглядит как типичный бюджет предвыборного года, в котором щедро разбросаны различные пряники, вплоть до выделения 6 млрд грн. на пресловутые "тысячи" компенсаций по советским вкладам. Но очень смутно и туманно указано, за счет каких средств будет обеспечена подобная расточительность.

Впрочем, самое главное в проекте госбюджета и не указано! В нем отсутствует какое-либо упоминание о российском кредите. В бюджет заложено лишь почти 37 млрд грн. внешних заимствований, что лишь на 700 млн грн. превышает сумму погашения обязательств по внешнему долгу в 2014 году, и 114,9 млрд грн. планируется взять в долг внутри страны для покрытия бюджетного дефицита в 59,5 млрд грн.

Между тем в течение 2014 года Россия может приобрести украинские еврооблигации (т.е. внешний долг) на общую сумму до 12 млрд долл., т.е. почти 100 млрд грн. За счет этих средств можно будет профинансировать более 20% расходов государственного бюджета Украины на 2014 год. При этом опыт использования поступлений из России именно для этой цели уже есть. Как сообщил премьер-министр Николай Азаров, первые 3 млрд долл. (или более 25 млрд грн., если считать по курсу межбанка), полученные от России во второй половине декабря, будут направлены на социальные выплаты. Фактически этими средствами и была закрыта дыра в бюджете, вызванная нереальными объемами спрогнозированных доходов и экономическим спадом.

Если так дело пойдет и дальше, то в предвыборном 2014 году Украина может получить впервые за долгие годы бюджет, в котором все расходы можно будет профинансировать целиком и полностью. Правда, в значительной степени за счет увеличения долгов, расплачиваться по которым (или рефинансировать) надо будет уже в конце 2015 года. Впрочем, все будет зависеть от того, как власти Украины распорядятся предоставленной возможностью.

Вложения в будущее

Благодаря соглашению с Россией украинская экономика в 2014 году может существенно улучшить свои позиции. Как ни странно, заложенные в госбюджет 3% экономического роста могут оказаться вполне достижимыми.

Как говорится, многое из того плохого, что могло произойти с украинской экономикой, уже случилось в 2013 году. Уже произошел обвал в автомобильной и вагоностроительной промышленности, большинство химических предприятий осенью прекратили работу из-за слишком высоких цен на природный газ, металлурги не добились особых успехов из-за неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. В 2014 году ситуация во многих отраслях, скорее всего, пойдет на поправку.

Безусловно, немалый эффект даст снижение цен на российский газ, за счет чего повысится рентабельность химического и металлургического производства. Улучшится финансовая ситуация в "Нафтогазе Украины", который в последние три года превратился в главную черную дыру украинского госбюджета. Кроме того, в 2014 году ожидается некоторое увеличение мирового потребления стальной продукции, завершится спад в Европе. Так что отечественные металлурги могут рассчитывать на некоторую прибавку в объемах экспортного тоннажа и доходов.

Скорее всего, прекратится падение экспорта украинских товаров в Россию. Спрос на украинские вагоны вряд ли восстановится до уровня 2011-2012 годов, но, судя по всему, перестанет сокращаться. Вследствие корректировки положения об утилизационном сборе несколько улучшатся возможности для поставок в Россию украинских автомобилей. Очевидно, будут сняты или ослаблены ограничения на ряд видов промышленной продукции, например, стальных труб. Не будет возбуждено антидемпинговое расследование против украинской арматуры. Не исключено возвращение в строй Лисичанского НПЗ, который может вернуться к переработке российской нефти.

Конечно, здесь свою роль сыграет, прежде всего, эффект низкой базы, но в 2014 году промышленное производство в Украине и в самом деле может выйти из спада и своим ростом добавить пару процентов к отечественному ВВП. Однако проблема в том, что этот рост одноразовый. Уже в 2015 году положительное влияние данного фактора на украинскую экономику может существенно снизиться.

И здесь важнейшее значение принимает бездефицитный бюджет 2014 года, который может быть как бездарно проеденным, так и стать отправной точкой для реального экономического подъема. Интеграции с Европейским Союзом, скорее всего, уже не произойдет, но перед украинской экономикой стоят те же самые задачи, что и раньше: модернизация, повышение конкурентоспособности на международном уровне, освоение выпуска современной продукции с более высокой добавленной стоимостью, улучшение условий для ведения бизнеса, борьба с коррупцией и рейдерством.

Более того, эти задачи даже усложнились. Это на европейский рынок можно было выходить с металлом, зерном и подсолнечником. В Россию и другие страны СНГ украинские компании поставляют железнодорожные вагоны, аэрокосмическую технику, электротехнику, промышленное оборудование. "Евразийское" направление интеграции требует прогресса, прежде всего, в машино- и судостроении, оборонке, пищевой промышленности.

Как заявлял премьер-министр Азаров, Кабмин рассчитывает в 2014 году предоставить государственные гарантии на сумму 50 млрд грн. на проекты модернизации предприятий. Таким образом, программа активизации отечественной экономики, существовавшая в основном на бумаге, может внезапно получить реальное наполнение. Кроме того, бюджетные средства, пополненные благодаря продаже еврооблигаций, могут быть направлены на модернизацию ЖКХ, программы энергосбережения, расширение инфраструктуры. Каждое из этих направлений может стать зоной роста для украинской экономики, если предусмотреть в них использование преимущественно украинского оборудования и выполнение основных работ силами украинских подрядчиков.

В украинском бюджетном процессе есть еще один немаловажный аспект. Проблема бюджетного дефицита актуальна сейчас для большинства стран мира. Решать ее обычно стараются по рецептам МВФ и Европейской комиссии – посредством сокращения государственных расходов. Однако, как показывает опыт Греции, Аргентины, Испании и других кризисных стран, этот путь не ведет никуда, так как способствует лишь дальнейшему углублению экономического спада, росту безработицы, снижению уровня жизни населения и разорению малого бизнеса.

Отказавшись принять условия МВФ, Украина теперь может рассчитывать только на один путь решения проблемы бюджетного дефицита – увеличение государственных доходов. А это можно сделать только посредством стимулирования экономического роста и поддержания определенного уровня протекционизма. Конечно, достаточно велика вероятность того, что шанс, появляющийся у Украины в 2014 году, будет бездарно потерян, разменян на разовые подачки. Тогда через полтора года мы вернемся к той же разрухе, от которой еле ушли сейчас. -- ИА "Минпром (Украина)"

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  158053

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>