Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 27.11.2013

Белое безмолвие. "ИА "Минпром (Украина)"". 27 ноября 2013

27.11.2013 - 10:23
Производство "белой" бытовой техники, прежде всего холодильников и стиральных машин, играет важную роль в экономике многих стран и на рынках стальной продукции. Например, в Евросоюзе эта отрасль занимает шестое место по объемам потребления стали после строительства, автомобилестроения, производства труб, металлоизделий, машин и оборудования. Для Турции, превратившейся в одного из ведущих изготовителей бытовой техники в мире, она стала одной из основ экономического подъема последних двадцати лет. Сегодня в мире используются две основные модели построения данной отрасли – с упором на насыщение внутреннего рынка и на экспорт. Однако в Украине пока не смогла толком реализоваться ни одна из них.

Горячий товар холодильник

По данным компании GfK, в 2013 году во всем мире будет продано "белой" бытовой техники на общую сумму около 180 млрд долл. При этом привычные для нас холодильники, микроволновки и стиральные машины на самом деле представляют собой весьма сложные в техническом плане изделия, изготовление которых требует владения рядом современных технологий и налаженных связей с поставщиками комплектующих. Производство бытовой техники создает спрос на высококачественный листовой и сортовой прокат, трубы малого диаметра, продукцию из специальных сортов стали, и поэтому считается одним из отличительных признаков развитой индустриальной экономики.

На современном рынке "белой" бытовой техники реализуются две возможные бизнес-модели, которые демонстрируют, в частности, такие близкие соседи Украины, как Турция и Россия. В обеих этих странах производство данной продукции значительно возросло в последнее десятилетие, стимулируя спрос на стальной прокат и качественные комплектующие и, таким образом, помогая создавать рабочие места в других отраслях национальной экономики.

Турция в области выпуска бытовой техники является ярко выраженной страной-экспортером. По данным национальной отраслевой ассоциации BESD, около 73-76% продукции, выпущенной местными производителями, отправляется за границу. При этом турецкие компании одновременно практически полностью насыщают и внутренний рынок. Как сообщает BESD, в июле-августе 2013 года на долю импорта приходилось в среднем лишь около 10% продаж бытовой техники в стране.

В Турции освоение производства бытовой техники стало одним из основных направлений индустриализации 1990 годов, когда страна фактически превратилась для Евросоюза в некий эквивалент Китая, поставляя в европейские страны потребительские товары среднего и ниже среднего качества по низкой цене с использованием дешевой рабочей силы. В этом аспекте подписание соглашения об ассоциации с ЕС и создание зоны свободной торговли в 1995 году действительно сыграло важнейшую роль для национальной экономики.

Поначалу турецкие компании создавали сборочные производства с использованием преимущественно иностранных комплектующих. При этом важную роль в становлении отрасли сыграло государство, предоставляя компаниям на выгодных условиях промышленные площадки, оснащенные необходимой инфраструктурой, и вводя для них таможенные и налоговые льготы при закупках за рубежом современного оборудования.

Благодаря этой политике уже в начале прошлого десятилетия в Турции возникли крупные производственные комплексы, на которых были налажены выпуск комплектующих и сборка готовой бытовой техники. Произошло это в основном в силу общей тенденции вынесения производственных мощностей за пределы Евросоюза, однако турецкие компании недолго ограничивались выполнением заказов для иностранных клиентов. Ведущие местные производители Arcelik и Vestel уже в первой половине 2000 годов вышли на европейский рынок под собственными брендами и даже начали скупать небольших изготовителей "белой" бытовой техники в Европе. Это помогло туркам создать собственные подразделения НИОКР и усилить свои позиции на рынках ЕС и СНГ, заметно потеснив традиционных поставщиков. Производство "белой" бытовой техники в Турции с 2005 по 2010 год возросло почти в 1,5 раза, лишь слегка притормозив во время кризиса 2008-2009 годов. В 2013 году в стране ожидается выпуск порядка 22 млн единиц техники – холодильников, стиральных и посудомоечных машин, электрических и газовых плит. Количество занятых в данной отрасли, включая производство комплектующих, оценивается в 500 тыс. человек. Бытовая техника также является одним из крупнейших потребителей плоского проката в стране.

В СНГ примером реализации подобной стратегии можно назвать Минский завод холодильников "Атлант". Эта компания пошла по пути улучшения качества своей продукции, что позволило ей конкурировать с ведущими зарубежными поставщиками на рынках России и Украины. Кроме того, в 2006 году компания создала сборочное производство в Смоленске.

В России в отрасли "белой" бытовой техники была реализована иная бизнес-модель, аналогичная той, что была использована в автомобилестроении. Национальный рынок был защищен достаточно высокими импортными пошлинами. Одновременно были созданы условия для привлечения ведущих иностранных производителей. С 2000 года в России было построено 9 заводов по выпуску кухонной бытовой техники, преимущественно холодильников и стиральных машин. В качестве инвесторов выступили крупные корейские, турецкие, европейские компании, ориентирующие свое производство большей частью на рынок СНГ. Комплектующие, правда, и сейчас используются главным образом иностранные, но в последние годы в России постепенно налаживается их выпуск.

Безусловно, новые предприятия значительно потеснили старых российских производителей. Крупнейший из них – красноярский завод "Бирюса" – в 2012 году занял в стране третье место по объемам выпуска, и лишь шестое по объему продаж (с учетом импорта). Однако при этом российские компании, сохранившие присутствие на рынке, смогли существенно повысить качество своей продукции благодаря использованию современного иностранного оборудования и комплектующих.

В настоящее время в России может выпускаться до 6 млн холодильников в год при ориентировочном объеме рынка в 5,6 млн. В связи с недавним вступлением страны в ВТО прогнозируется некоторое снижение доли внутренних производителей под напором импорта. Тем не менее созданная промышленная база позволяет российским заводам достаточно уверенно смотреть в будущее. По крайней мере российское Министерство экономического развития прогнозирует на текущий год рост выпуска холодильников на 0,8% по сравнению с 2012 годом, а стиральных машин – на 17%.

Ни два, ни полтора

Украина унаследовала от СССР достаточно солидную базу – второй по величине в бывшем Союзе производитель "белой" бытовой техники донецкий завод "Норд". На его базе была создана компания "Группа Норд", в состав которой на сегодняшний день вошли 29 предприятий, включая изготовителей комплектующих и профильные НИИ. Уже во времена независимой Украины производственная мощность группы была доведена до 1 млн единиц техники (холодильников, торгово-холодильного оборудования и кухонных плит) в год.

В отличие от белорусского "Атланта", украинская "Группа Норд" могла опереться на достаточно емкий внутренний рынок, что и определило ее стратегию с упором на продажи преимущественно в Украине и России, где до середины 2000 годов иностранные бренды были представлены в основном импортом. Пик подъема пришелся у компании на 2007 год, когда производство холодильников в Украине превысило 720 тыс., из них более 340 тыс. бытовых. Объем импорта, правда, увеличивался быстрее, чем рос внутренний выпуск, но это компенсировалось быстрым расширением рынка сбыта.

Однако в 2008 году ситуация в украинской отрасли производства "белой" бытовой техники резко изменилась к худшему. Вступив в ВТО, наша страна была вынуждена открыть национальный рынок для внешней конкуренции, что привело к увеличению импорта. "Группа Норд" в середине прошлого десятилетия принимала активные меры по повышению качества своей продукции, но так и не успела создать привлекательный бренд, способный реально конкурировать с ведущими зарубежными марками. А вскоре кризис привел к падению жизненного уровня населения страны и соответственному сокращению спроса на товары длительного пользования.

Наконец, для украинской компании ухудшилась обстановка на российском рынке. Как раз в 2006-2007 годах в РФ вступили в строй четыре новых завода по выпуску холодильников и другой бытовой техники, на которых изготовлялись модели турецких компаний Arcelik и Vestel, а также корейской LG Electronics и германских Bosch и Siemens. И хотя в начале 2008 года в Украине по просьбе "Группы Норд" были введены высокие антидемпинговые пошлины на китайскую и турецкую бытовую технику, сокращение поставок из этих стран было быстро компенсировано наращиванием импорта из России и Польши. Как признавал весной этого года Валентин Ландик, владелец контрольного пакета акций "Группы Норд", доля донецких холодильников на внутреннем рынке упала в 2012 году до 8%, тогда как на пике достигала 40%.

Помимо "Норда", стиральные машины под брендом "Донбасс" выпускает в Украине завод "Электробытприбор" в Мариуполе. Однако эта продукция представлена в основном в нижнем ценовом сегменте и изготовляется в сравнительно небольших объемах.

В то же время иностранные инвестиции в производство бытовой техники в Украине ограничивались покупкой итальянской компанией Antonio Merloni небольшого завода по выпуску стиральных машин в Ивано-Франковске в 2003 году. Спустя семь лет его за 19 млн евро приобрела шведская группа Electrolux. В первом полугодии 2013 года на нем было изготовлено 64,2 тыс. стиральных машин. В июле 2013 года Electrolux заявила о намерении организовать в Ивано-Франковске выпуск до 200 тыс. холодильников в год, причем в значительной мере из украинских комплектующих, с расчетом на поставки на украинский рынок, в страны СНГ и Восточной Европы.

Действительно, потерпев неудачу в развитии с опорой на внутренний рынок, украинская отрасль по производству "белой" бытовой техники (точнее, то, что от нее осталось) разворачивается в сторону экспортной модели. В частности, как недавно сообщил В.Ландик, больше половины продукции "Группы Норд" в настоящее время отправляется на экспорт. Для "Электробытприбора" поставки в страны СНГ, а также Польшу, тоже представляют собой немаловажный источник доходов.

Но если рассчитывать на экспорт, какой рынок нужно считать приоритетным? В начале ноября В.Ландик заявлял, что условия для сбыта его холодильников лучше в Европе, чем в странах Таможенного союза. Но буквально через несколько дней он же обращался к Президенту Виктору Януковичу с просьбой о приостановке европейской интеграции под тем предлогом, что это вызовет проблемы на ключевых для его компании рынках в России и Казахстане.

Впрочем, по данным Госкомстата Украины, картина выглядит вполне однозначной. Данные об объемах выпуска холодильников в нашей стране отечественная статистика не указывает, но за первые девять месяцев текущего года из Украины было экспортировано 314,3 тыс. единиц холодильного оборудования, из них – 134,4 тыс. бытовых комбинированных холодильников-морозильников. Доля стран Таможенного союза в общем объеме поставок составила соответственно 55,3 и 33,9%, СНГ – 83,3 и 77,6%, а Евросоюза – 15,4 и 21,5%. Кстати, импорт бытовых холодильников достиг за тот же период 641,3 тыс. штук, а крупнейшими поставщиками этой техники в Украину стали Россия, Польша и Беларусь.

Производство стиральных машин в Украине в январе-октябре составило, по данным Госкомстата, 184 тыс. штук, что на 27,3% меньше, чем за тот же период прошлого года. В январе-сентябре 114,6 тыс. штук (или 73% от общего объема выпуска) были экспортированы. Более 80% поставок пришлось на страны СНГ, а 18,2% – на Европу. Встречный поток составил 605,5 тыс. стиральных машин. При этом больше половины этой продукции пришло в нашу страну из Китая и России.

Таким образом, большая часть украинской продукции уходит за рубеж, а национальный рынок заполняется в основном импортом. Такую ситуацию нельзя назвать нормальной.

Безусловно, производство "белой" бытовой техники продолжает играть важную роль в экономике Украины и представляет собой одну из немногих сохранившихся в нашей стране высокотехнологичных отраслей. Однако в условиях, когда ведущий отечественный бренд в значительной мере утратил позиции на внутреннем рынке, соседи по СНГ усиленно развивают собственное производство, а основные ниши на рынках Евросоюза давно заняты, дальнейшие перспективы отрасли вызывают обоснованное беспокойство. -- ИА "Минпром (Украина)"

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  158106

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>