Дорога неудач. "ИА "Минпром (Украина)"". 29 августа 2013
29.08.2013 - 10:32
Прогнозы по европейским ценам на сталь утратили остатки оптимизма. Глубокий спад на главных рынках – в автомобильной и строительной отраслях – затянется надолго. При этом жесткая бюджетная экономия приводит к прекращению правительственных инвестиций в инфраструктурные проекты. Маржа производителей стали продолжает уменьшаться, и, чтобы остаться на плаву, они вынуждены использовать непопулярные меры.
Просвет почти не виден
Уже два года сталелитейная промышленность Европы пребывает в тисках кризиса, и ситуация продолжает ухудшаться. По данным MEPS, за первые 7 месяцев 2013 годовой спад цен составил около 10%, тогда как железорудные мелочи (Fe 64%, FOB – Бразилия) подешевели за это время только на 2%. Правда, производители не прекращают попыток переломить неблагоприятную тенденцию – в августе многие из них анонсировали повышение цен. Вероятно, эта попытка увенчается временным успехом: запасы у потребителей практически исчерпаны, и они вернутся на рынок, чтобы обеспечить свои заводы материалом на четвертый квартал. Поэтому ожидается, что в сентябре спрос немного оживится, но оживление будет недолгим: для радикальных изменений основания пока отсутствуют. По словам экспертов MEPS, рост затрат на лом даст возможность производителям длинномерного проката несколько повысить цены, но любое улучшение будет крактим: четвертый квартал – традиционный период низкого спроса, и в октябре-ноябре цены обычно падают.
Более ощутимое улучшение ожидается ближе к концу года, когда потребители начнут размещать заказы на поставки в начале 2014. Кроме того, ожидается, что зимой сталелитейные компании уменьшат объемы производства, и эти вынужденные сокращения сталелитейных мощностей окажут положительный эффект на баланс спроса и поставок. Ожидается, что потребление за это время тоже вырастет, и весной цены достигнут пика, после которого опять пойдут на спад, который традиционно регистрируется при приближении сезона отпусков.
Таким образом, традиционные сезонные колебания теперь будет происходить в окрестностях более низкого среднего уровня. В этой ситуации Европейская комиссия разработала Steel Action Plan, обнародованный в июне текущего года. План такого масштаба – первый, принятый Комиссией после Плана Давиньона, принятого в 1977 году, – предназначен для "всеобъемлющей поддержки стратегической отрасли", которая оказалась в крайне трудном положении из-за слабого спроса и значительного перепроизводства. Комиссар по промышленности и предпринимательству Антонио Таджани сообщил, что мировой избыток мощностей составляет 542 млн тонн, из которых 80 млн тонн находятся в Европе, а 200 млн – в Китае, и для достижения баланса спроса и поставок при нынешней скорости роста потребления потребуется от 5 до 7 лет. Тем не менее А.Таджани считает, что европейской отрасли и правительствам стран Евросоюза следует готовиться к грядущему подъему мирового рынка, поскольку ожидается, что к 2025 году глобальный спрос увеличится до 2,3 млрд тонн (по статистике World Steel Association, в 2012 он составил 1,51 млрд тонн). И, как часть этой подготовки, помимо прочих мер по поддержке отрасли, членам ЕС оставят возможность оказывать государственную помощь своим сталелитейным заводам. Правда, именно этот пункт вызвал серьезное недовольство Eurofer.
По мнению 70% членов Европейской ассоциации производителей, разрешение на субсидии еще более усложнит ситуацию в отрасли, основные проблемы которой связаны с перепроизводством. Президент Eurofer Вольфганг Эдер сообщил, что пусть лучше крупные компании останавливают убыточные заводы, чем сохраняют их на плаву за счет государственных субсидий. По его словам, Steel Action Plan предусматривает ряд способов решения социальных проблем, возникающих в процессе реструктуризации отрасли, поэтому у производителей есть возможность прибегать к непопулярным мерам в сфере сокращения масштабов перепроизводства, и при этом обеспечивать социальную защиту персонала закрываемых заводов.
В конце концов, именно перспективы возникновения крупных социальных проблем в связи с планами ArcelorMittal остановить производство на некоторых заводах во Франции и Бельгии и подтолкнули европейских чиновников к утверждению Steel Action Plan. В частности, план предусматривает использование фондов ЕС для переобучения увольняемых сотрудников и обеспечения их социальной защищенности.
Однако эти же положения плана разрешают и прямое субсидирование, чем, похоже, и собирается воспользоваться правительство Бельгии: в августе появились слухи, что правительство подумывает о национализации сталелитейного завода ArcelorMittal в Льеже, на котором компания остановила доменные печи еще в октябре 2011 года. В марте 2013 аналогичное решение в отношении своих бельгийских доменных печей приняла и итальянская компания Duferco, поскольку у четырех потенциальных покупателей завода интерес к нему пропал. Понятно, что национализация может сохранить Бельгии ее сталелитейную промышленность, но обеспеченное субсидированием присутствие бельгийских заводов на европейском рынке усугубит положение других производителей ЕС.
Кризис углубляется
Падение европейского спроса на сталь продолжается уже более двух лет – по сравнению с докризисным уровнем, потребление сократилось почти на 30%. По статистике ArcelorMittal, в первом полугодии 2013 спрос в ЕС уменьшился на 5,7%, а в США – на одном из важнейших экспортных рынков – его падение составило 5,6%. Снижение спроса изрядно увеличило избыток мощностей, и перспектив обращения тенденции вспять пока не просматривается. Заказы на сталь от главных потребляющих отраслей – автомобильной и строительной – сократились на 40%, причем этот спад обусловлен не только экономическим кризисом, но и политикой жесткой экономии, направленной на сокращение бюджетных дефицитов.
В Южной Европе заказы от строительной промышленности практически отсутствуют: в последние годы многие заказы поступали от правительства и финансировались за счет государственных бюджетов, но теперь такие инвестиции остановлены во многих странах. А на капиталовложения частных лиц, разумеется, повлиял кризис: сейчас гораздо меньше семей могут позволить себе приобрести новый дом. В автомобильной промышленности падение доходов домохозяйств оказало еще более разрушительный эффект: по статистике Европейской ассоциации автомобильных компаний (ACEA), в прошлом году продажи упали до самого низкого уровня после 1995, и ожидается их дальнейшее снижение – в первом полугодии годовой спад составил 6,7%.
Почти все производители терпят серьезные убытки. Некоторые крупные компании отрасли уже сократили тысячи сотрудников, и сейчас в отрасли происходит радикальная реструктуризация. Так, ArcelorMittal уже закрыла заводы в Бельгии, Франции и Испании, а теперь собирается остановить доменные печи в Льеже – на одном из старейших и крупнейших сталелитейных заводов Европы. Еще один кандидат на выход с рынка – крупнейший в ЕС завод Ilva в южной Италии (г. Таранто). Крупнейшие сталелитейные компании Германии – ThyssenKrupp и Salzgitter – тоже планируют масштабное сокращение персонала.
Сплошные убытки
У ThyssenKrupp весьма сложная ситуация: в третьем квартале текущего финансового года (апрель-июнь) чистые убытки группы составили 362 млн евро. К концу июня отношение долга к акционерному капиталу подскочило от 148,2% во втором квартале финансового года до 185,7% (для сравнения – у ArcelorMittal оно составляет 31%). Если до конца сентября этот показатель останется выше 150%, банки могут перекрыть кредитную линию на 2,5 млрд евро из-за нарушения условий займа. При этом в конце июня совокупная ликвидность ThyssenKrupp составляла 7,2 млрд евро, за третий квартал она уменьшилась на 800 млн. Руководство компании пытается успокоить инвесторов заявлениями, что банки вряд ли примут такое решение, но даже если это случится – у компании хватит собственных средств для выплаты текущих долгов (до конца сентября 2014 года группе необходимо вернуть банкам 2,1 млрд евро). Однако эти заявления пока не слишком утешают чувствительные души акционеров.
Намного более существенный эффект оказала бы продажа Steel Americas, в которую группа вложила уже более 12 млрд евро. Из-за таких расходов в начале текущего года утратили свои кресла гендиректор Эккехард Шульц и председатель наблюдательного совета Герхард Хромм. И действительно, эта компания приносит группе сплошные убытки, а ее стоимость уже уменьшилась с 7 млрд евро до 3,4 млрд, и аналитики говорят, что цена может упасть и ниже, до 2,3 млрд.
В принципе, переговоры по этому вопросу идут уже более года. Когда в начале 2011 группу возглавил Генрик Хизингер, он сразу взял курс на уход от волатильного рынка стали и ориентацию на производство более высоких переделов – лифтов и промышленного оборудования. Однако для этого необходимо было продать убыточную Steel Americas, что позволило бы высвободить время и деньги. В принципе, наиболее вероятный покупатель обоих заводов – в Бразилии и США – компания Cia. Siderurgica Nacional (CSN), но стороны пока не смогли договориться по двум ключевым пунктам: цена и степень будущего акционерного участия ThyssenKrupp. По сведениям источников Reuters, сейчас группа рассматривает возможность продажи CSN только завода в Алабаме, сохранив за собой бразильскую часть Steel Americas. От идеи же полностью расстаться с этим убыточным активом до конца сентября группа отказалась – "пожарная" продажа еще более снизит цену компании.
Сейчас отраслевые эксперты говорят, что ThyssenKrupp следует упрочить свои финансы за счет увеличения акционерного капитала, но руководство группы не собирается принимать решение о выпуске новых акций, пока не будет найден покупатель на Steel Americas. Это и понятно: отношение долга к капиталу у группы выросло не за счет увеличения задолженности, которая практически не изменилась (5,3 млрд евро) а в результате снижения котировок акций. За время правления Г.Хизингера они упали на 45%, и акционерный капитал сократился на три четверти, до 2,9 млрд евро. Если же выпустить новые акции до продажи убыточного актива, их цена будет слишком низкой, поэтому эмиссия может и не решить основной проблемы. Тем не менее Хизингер объявил, что группа не станет ждать с эмиссией слишком долго, если у ее заказчиков возникнут серьезные сомнения относительно финансового состояния ThyssenKrupp и возможностей ее доступа к рынкам капитала. Если поступят такого рода сигналы, группа предпримет необходимые действия независимо от продажи Steel Americas.
Кстати, сейчас Г.Хизингер обретет большую свободу в принятии стратегических решений – недавняя смерть 99-летнего патриарха Krupp Foundation, легендарного сталелитейного магната Бертольда Бейца, который до последних своих дней оказывал серьезное влияние на управление компанией, развяжет руки главе ThyssenKrupp. Возможно, ускорится и принятие решения по эмиссии. Дело в том, что Krupp Foundation – крупнейший акционер группы, но у нее недостаточно средств для выкупа значительной части новых акций. Поэтому, в случае эмиссии, ее пакет (около 25,3%) будет размыт, и она утратит статус блокирующего миноритария. Правда, и Г.Хизингер пока не склонен к поспешности в этом вопросе. -- ИА "Минпром (Украина)"