В своих границах. "ИА "Минпром (Украина)"". 16 августа 2013
16.08.2013 - 10:45
Большая часть стального проката, производимого в Украине, экспортируется, поэтому снижение металлопотребления на внешних рынках – болезненный удар для отечественных металлургических компаний. Но в последние годы все более заметны действия, закрепляющие ведущую роль производителей на внутреннем рынке. Малый бизнес при этом вынужден искать свободные узкие ниши или покидать эту сферу деятельности.
Объемный вопрос
По данным агентства "Металл-Курьер", с 2007 по 2012 год экспортные поставки украинского металлопроката (в том числе полуфабрикатов) сократились более чем на 20% или на 5,6 млн тонн. Рекордные продажи на внутреннем рынке также остались в докризисных временах – около 9,5 млн тонн в 2007 году (оценка Украинской ассоциации металлоторговцев). Тогда же эксперты говорили, что объем продаж стального проката в Украине может достичь 11-12 млн тонн. Однако случился мировой финансовый кризис, и об этих планах пришлось забыть. Сокращение потребления металлопроката практически во всех отраслях привело к тому, что по итогам 2012 года в Украине видимое потребление металлопроката составило около 6,6 млн тонн (данные АО УГМК без учета импорта).
Следует отметить, что даже такого результата удалось достичь благодаря тому, что в первой половине 2012 года завершалась подготовка к чемпионату Европы по футболу: продолжались закупки металла для стадионов, аэропортов, дорог (автомобильных и железнодорожных), развязок и прочих объектов инфраструктуры. Послефутбольный период должен был показать, оправилась ли Украина от последствий мирового кризиса, и готовы ли металлопотребляющие отрасли нарастить объемы закупок стального проката без внешнего стимулирования.
В первом полугодии текущего года был получен удручающий ответ: рынок сократился более чем на 20%. Таковы итоги анализа, выполненного маркетинговым центром АО УГМК. По данным металлотрейдера, существенный провал в потреблении проката произошел в январе-марте, что объяснялось суровыми погодными условиями. В апреле отставание от прошлогоднего графика сократилось до 7%. Однако в мае-июне потребители вновь уменьшили закупки. В результате за 6 месяцев украинскими компаниями было закуплено около 2,767 млн. тонн стального проката (без учета трубной продукции). Впрочем, есть и другие, более оптимистичные оценки. Так, генеральный директор ООО "Метивнест-СМЦ" Дмитрий Липпа в интервью агентству "Металл-Курьер" сказал, что по оценкам маркетологов компании общая емкость украинского рынка металлопроката по итогам 6 месяцев 2013 года снизилась на 10,4%, не уточнив абсолютных цифр.
При этом не стоит забывать, что хотя в Украине и производится огромное количество проката, но некоторые виды товарной продукции приходится импортировать. За 5 месяцев текущего года было импортировано около 653 тыс. тонн.
Почему же произошло столь существенное уменьшение закупок проката? Во-первых, снижаются объемы строительства. По данным Государственной службы статистики (Госстат), строительные предприятия Украины в первом полугодии 2013 сократили объемы работ на 19,2%. В машиностроении тоже все не гладко. Вагоностроители, которые потребляют около 10% всего металлопроката на внутреннем рынке, за 6 месяцев сократили выпуск грузовых вагонов более чем на 40%. В первую очередь, это связано с санкциями, предпринятыми в России. Напомним, что в конце прошлого года был введен запрет на эксплуатацию вагонов, укомплектованных стальным литьем Кременчугского сталелитейного завода. Но даже после того, как ограничения были сняты, объемы производства особо не выросли, так как спрос на полувагоны (основной вид выпускаемой продукции) сократился, а часть потребителей переориентировались на закупки у российских предприятий. Поэтому украинские вагоностроители постепенно осваивают производство более сложной техники – хопперов, крытых вагонов, платформ. Эта продукция хоть и стоит дороже, но закупается в гораздо меньших количествах.
По данным Госстата, автозаводы в первом полугодии сократили выпуск легковых машин почти на 54%. Причиной также стали санкции, введенные на основном экспортном рынке – в России. Правда, начиная с апреля, когда были введены импортные пошлины в Украине, отечественные заводы демонстрируют внушительные темпы роста выпуска продукции. Но на металлургию это оказывает несущественное влияние, так как многие модели автомобилей производятся методом крупноузловой сборки, когда большая часть комплектующих импортируется. Да и собственного автолиста в стране нет.
Расширение сбыта
Несмотря на сокращение потребления, в украинской металлоторговле за последние два года произошло несколько знаковых событий. Так, в прошлом году было объявлено, что ООО "МД Групп" поглощает конкурента – ООО "Запорожметалл Холдинг". Оба трейдера ранее считались близкими к меткомбинату "Запорожсталь", и, видимо, после того, как предприятие сменило собственников, им для сохранения рыночных позиций пришлось пойти на консолидацию. Сейчас объединенная компания контролирует 12 металлобаз.
В конце 2012 года ООО "Метинвест-СМЦ" (сбытовая сеть "Метинвест Холдинга") приобрело ЧП "Металл" (четыре площадки во Львове, Хмельницком, Тернополе и Ивано-Франковской области). За счет этого, по оценкам менеджмента "Метинвест-СМЦ", компании удалось стать крупнейшим металлоторговцем Западной Украины. Трейдер пока не намерен продолжать расширение, сосредоточившись на повышении эффективности работы существующей сети.
Другие крупные торговцы также расширяют географию присутствия. Филиал во Львове открыл днепропетровский металлоторговец "Каскад", регулярно открывают новые площадки "АВ металл групп" (Днепропетровск) и "Викант" (Кривой Рог, Киев). Так, сеть днепропетровской компании к концу июля насчитывала 23 оптовых филиала (плюс 7 складов за 2013 год) и мелкорозничную сеть в более чем 120 городах (как правило, это локальные компании, работающие под вывеской "АВ металл групп"). "Викант" расширил сеть до 6 площадок за счет филиала в Днепропетровске. В планах компании до конца 2013 года открыть складские комплексы в Севастополе, Черкассах, Николаеве и Херсоне.
В УГМК, имеющей наиболее разветвленную сеть металлобаз (30 площадок во всех областях, кроме Хмельницкой и Закарпатской), на данном этапе не намерены расширяться. Во время июльской пресс-конференции руководители компании сказали, что основная цель на 2013 год "сохранение и наращивание рыночной доли по коммерческому сортаменту".
Главным же возмутителем спокойствия в текущем году стало ПАО "ArcelorMittal Кривой Рог" (АМКР). Крупнейший в Украине производитель длинномерного проката открыл металлобазу в Одессе, вместимостью 10 тыс. тонн готовой продукции. В сообщении предприятия отмечалось, что "это событие стало началом создания своей сети дистрибуции продукции предприятия на внутреннем рынке Украины". "В будущем мы планируем открыть 5 собственных складов в разных регионах Украины, что даст нам возможность максимально охватить территорию внутреннего рынка", – так охарактеризовал планы предприятия в комментарии корпоративной газете "Металлург" директор по продажам ПАО "ArcelorMittal Кривой Рог" Дас Праджот. В пресс-службе предприятия не смогли уточнить сроки открытия новых площадок и географию их размещения. Однако участники рынка говорят, что одна площадка появится в Киеве.
Отметим, что АМКР уже давно присматривалась к отечественному металлоторговому рынку. То и дело возникали слухи о возможной покупке крупного трейдера, но вплоть до недавнего времени предприятие не решалось на такой шаг, предпочитая заключать договора с действующими сетями (например, в апреле текущего года статус официального дистрибьютора получило ООО "МД Групп"). Пока тяжело спрогнозировать, как изменится расстановка сил на внутреннем металлорынке, однако шаг, сделанный производителем, может оказаться достаточно болезненным для независимых трейдеров. Особенно с учетом того, что в Украине производством арматуры фактически занимаются только две компании – АМКР и "Метинвест".
Укрепление позиций крупных трейдеров (которые зачастую имели или имеют "родственные связи" с производителями), вероятнее всего, будет происходить за счет сокращения доли мелких несетевых торговцев. Чтобы удержаться на рынке, таким операторам придется усиливать специализацию (например, продажи проката для машиностроения) либо увеличивать количество и качество услуг по обработке стального проката, превращаясь в сервисные металлоцентры. При этом производителям и торговцам нужно совместно искать пути для увеличения потребления стального проката в Украине. -- ИА "Минпром (Украина)"