Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 01.03.2007

К. Пуликовский подвел итоги работы в 2006 г. и определил руководителям и инспекторам Службы главные задачи в 2007 г. Часть 2.

01.03.2007 - 15:28
Вот кратко о результатах деятельности Службы в 2006 году.

С момента начала формирования Службы в 2004 году прошло почти 3 года.

Подводя итоги деятельности Службы в целом, можно констатировать, что период становления Службы закончился.

Сформирована оптимальная (применительно к современным социально-экономическим условиям) структура центрального аппарата и территориальных органов Службы.

Утвержден Регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2006 г. №8174).

Утверждены положения об Управлениях центрального аппарата и территориальных органах Службы.

Утверждены новые уставы подведомственных Службе организаций.

В целях развития исторических традиций деятельности надзорных служб государства Российского, обеспечения преемственности и воспитания патриотизма установлен памятный день Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - "День Службы" - в дату подписания 10 декабря (23 декабря по новому стилю) 1719 года Петром I указа о Берг-коллегии, положившего начало старейшему в России горнозаводскому надзору.

Разрабатывается "Исторический формуляр Службы".

Все структурные подразделения укомплектованы сотрудниками с практическим опытом работы и необходимым уровнем квалификации в области экологического, технологического и атомного надзора.

Это обеспечило решение поставленных перед Службой задач и выполнение возложенных на неё функций и полномочий (с учетом того обстоятельства, что к сфере ведения Службы были отнесены вопросы 5 министерств и ведомств).

Уровень аварийности и травматизма на поднадзорных объектах снизился по отношению к его уровню в 2004 году (на момент образования Службы).

Тем самым подтверждена правильность и состоятельность проводимой в России административной реформы, как в части создания нашего объединенного надзорного органа, так и в части сокращения функций государственного регулирования экономики.

На Службу кроме задач, ранее решаемых надзорными органами, вошедшими в Службу в качестве её составляющих, были также возложены новые задачи, в частности по администрированию поступлений в бюджеты Российской Федерации всех уровней в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Следует отметить, что данная задача Службой решена - сформирована соответствующая система, обеспечившая стабильное исполнение бюджетных обязательств (выполнение заданий по доходной части) федерального бюджета на 2005 и 2006 годы, установленных Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2005 год" и "О федеральном бюджете на 2006 год".

Сформирована организационная база и заложены основы нормативно-методического обеспечения по осуществлению Службой строительного надзора.

За два последних года принято большое количество внутренних документов, регламентирующих деятельность Службы, а также разработан ряд проектов постановлений Правительства и указов Президента Российской Федерации по предмету ведения Службы.

Интересы Службы касаются вопросов деятельности всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, на всей территории Российской Федерации.

Во многих странах мира орган власти, подобный Ростехнадзору, называется не надзорным, а регулирующим. Ведь сначала Служба выдает разрешения, лицензии, а после этого, в рамках закона, проводит регулирование деятельности контролируемых объектов.

Однако отечественные организации порой начинают работать без лицензий и разрешений. Захотела организация собственник открыть производство - она сама должна заявить об этом и прийти в Ростехнадзор за разрешением. Но приходят не все. Вот и случаются в итоге трагедии, как, например, в строящемся торговом центре "Ашан", где погибли строители под руинами нелегальной стройки. У строителей не было разрешения на строительство, был только землеотвод, и никаких лицензий и разрешений.

Службе приходится не только действовать по заявлениям собственников, но и реагировать на чрезвычайные ситуации, выполнять указания Генпрокуратуры России, рассматривать жалобы юридических или физических лиц, да и самим инициировать проверки выполнения законодательства.

В прошлом году мы приступили к созданию общественного аудита, общественной экспертизы. В регионах организуются общественные советы.

Приказом от 7 декабря 2006 года № 1064 при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору образован Совет по государственному контролю (надзору). В него вошли ученые, политики и общественные деятели. На Совете мы будем коллегиально принимать решения по вопросам, касающимся общественно значимых тем, особенно в области экологии, использования атомной энергии, а также крупных химических предприятий.

Необходимо повышать участие и активизировать деятельность Службы в решении социальных задач по бесперебойному функционированию систем обеспечения населения электричеством, водой, газом и теплом, в том числе резервного обеспечения электричеством социально важных объектов (школ, больниц и т.д.) не зависимо от формы собственности.

В этом году необходимо провести на федеральном уровне отраслевые совещания сотрудников центрального аппарата и территориальных органов Службы с представителями администраций субъектов Российской Федерации и соответствующих отраслей промышленности и деловых кругов для координации действий по снижению рисков незапланированных потерь, обусловленных авариями и случаями травматизма на поднадзорных Службе объектах, в том числе авариями на объектах ТЭК и ЖКХ.

Естественно, что в рамках происходящей административной реформы, с учетом изменений сфер деятельности, функций и полномочий министерств, служб и агентств, необходимо было устанавливать новые взаимоотношения, как с федеральными органами исполнительной власти, так и с органами власти субъектов Российской Федерации, по разграничению полномочий и координации деятельности в смежных областях.

В 2006 году были заключены Соглашения о взаимодействии со следующими федеральными органами исполнительной власти:

с Федеральной службой безопасности Российской Федерации,

с Министерством обороны Российской Федерации,

с Федеральным агентством специального строительства.

В декабре 2006 года направлены для подписания высшим должностным лицам органов государственной власти субъектов Российской Федерации проекты Соглашений о взаимодействии между Ростехнадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам разрешительной и контрольной деятельности в сфере охраны окружающей среды, неотъемлемой частью которых являются Приложения, содержащие юридически обоснованные списки объектов федерального государственного экологического контроля, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В целях совершенствования технической политики по обеспечению промышленной безопасности, внедрения передовых форм производственного контроля на опасных производственных объектах, отработки (в рамках пилотных проектов) новых форм и методов надзора, развития и актуализации стандартов предприятий были заключены соглашения о взаимодействии по данным вопросам с некоторыми крупными вертикально ориентированными компаниями. В частности, с ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Татнефть" ОАО "Сургутнефтегаз".

Произошли кадровые назначения, люди освоились с работой в новой объединенной Службе, с новыми требованиями и подходами в надзорной и контрольной работе.

Наработан определенный опыт надзорной работы в новых социально-экономических условиях.

На этой платформе (базе) в настоящее время можно ставить вопрос об определении дальнейших перспектив развития Службы, достижения качественных изменений в повышении эффективности надзорной деятельности.

В этой связи в 2007 году необходимо с системных позиций подойти к рациональной, даже можно сказать сильнее к оптимальной, организации нашей работы.

Министерство финансов Российской Федерации перешло на 3-х летнюю систему планирования. В рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" ставится вопрос о создании "электронного правительства". Естественно, мы также должны учитывать эти обстоятельства.

Основными задачами деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на среднесрочную перспективу являются:

- обеспечение устойчивого социально-экономического развития России путем снижения до социально-приемлемого уровня негативного воздействия техногенной деятельности на окружающую среду и риска аварий, а также минимизации затрат, связанных с возмещением ущерба от аварий на поднадзорных объектах;

- доведение состояния промышленной (техногенной) и экологической безопасности (защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства) до уровня передовых экономически развитых стран;

- содействие равноправной интеграции России в мировое экономическое сообщество.

Организационной формой реализации поставленных задач могут послужить федеральные целевые программы, в которых Служба является государственным заказчиком, а также ведомственные целевые программы, на реализацию которых в перспективе будет расходоваться основная часть бюджета Службы.

В этом году необходимо сформировать в Службе ряд ведомственных целевых программ, а именно:

"Развитие законодательной базы и системы нормативно-правового регулирования в сфере компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на период до 2010 года",

"Создание и развитие системы информационного и информационно-технологического обеспечения деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (2008-2010 годы)",

"Развитие форм и методов разрешительной, надзорной и контрольной деятельности в условиях либерализации экономики, с учетом положений концепции административной реформы и реформы технического регулирования (2008-2010 годы)".

Решение вышеназванных задач существенным образом зависит от уровня квалификации работников Службы от их отношения к своим обязанностям, в первую очередь это касается инспекторского состава, работающего непосредственно на поднадзорных объектах.

В Службе работает более 12 тысяч инспекторов, которые пришли из разных надзорных органов, со своей сложившейся практикой проведения инспекций, кроме того, постоянно происходит естественная текучка кадров.

В основном задачи Службы, как надзорного органа, заключаются в обеспечении соблюдения поднадзорными организациями требований по безопасности и в применении (постановке вопроса о применении) соответствующих мер административного воздействия к нарушителям этих требований.

С учетом незначительного масштаба действующих экономических штрафных санкций руководство организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, иногда сознательно идет на нарушение требований, отделываясь при этом незначительными штрафами.

Таким образом, в руках Службы только "кнут", да и он применяется без учета обстоятельств и предыстории нарушения: первый раз произошло нарушение или оно повторяется неоднократно.

Такой "унифицированный" подход в определении мер административного воздействия играет на руку злостным нарушителям требований безопасности.

В этой связи руководство поднадзорных организаций зачастую скрывает от инспекторов негативную информацию о состоянии оборудования и протекании производственных процессов, что способствует повышению уровня аварийности и травматизма на поднадзорных объектах.

Поэтому,

с одной стороны, необходимо ужесточить штрафные, в том числе и экономические, санкции к злостным нарушителям требований безопасности;

с другой стороны, в целях повышения эффективности надзорной деятельности, получения объективной информации о состоянии дел в поднадзорных организациях и обеспечения радикального повышения уровня безопасности на поднадзорных объектах необходимо дополнить функцию "кнута" и функцией "пряника".

Что здесь имеется в виду.

Это в первую очередь меры, направленные на экономическое стимулирование организаций, эксплуатирующих опасные объекты, на вложение средств в мероприятия по замене устаревшего (изношенного) оборудования, а также оборудования, использование которого в технологических процессах приводит к негативному воздействию на окружающую среду (включая предоставление Службе определенных полномочий по ходатайству и согласованию применения мер экономического стимулирования конкретных организаций).

К их числу следует отнести:

Внесение в соответствующую нормативную правовую базу положений о возможности и условиях снижения объемов налоговых отчислений в случае проведения организацией правильной технической политики по обеспечению промышленной и экологической безопасности;

Определение предельного (недопустимого с точки зрения безопасности) уровня износа оборудования на социально значимых предприятиях и ходатайство Ростехнадзора перед Минфином России о предоставлении целевых льготных кредитов на модернизацию их производства;

Подтверждение необходимости и согласование запросов организаций со 100% (или частичным) государственным капиталом, а также социально значимых предприятий о необходимости использования части прибыли на проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности соответствующих производств (на модернизацию, замену оборудования и т.д.);

Введение в практику использования такого механизма как отложенная уплата налога (на федеральном, субъектовом и муниципальном уровнях). То есть, по сути, выделение целевого беспроцентного кредита (не требующего дополнительных затрат из соответствующих бюджетов) на проведение мероприятий по обеспечению (повышению) промышленной и экологической безопасности;

Создание государственной системы страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, позволяющей организациям, при отсутствии страховых случаев в течение 3-5 лет, значительную долю страховой премии целевым образом использовать на модернизацию (замену) оборудования в целях повышения промышленной безопасности.

Аварии на ряде поднадзорных Службе опасных объектов могут сказаться на ходе социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и Российской Федерации в целом.

Прогнозные оценки затрат на ликвидацию последствий аварий на вышеупомянутых объектах должны учитываться при составлении сценариев социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.

Поэтому одной из задач Службы является составление прогнозных оценок уровня безопасности, оценок изменения состояния безопасности в перспективе, определение основных негативных факторов, повышающих риск, и разработка предложений по составу и срокам принятия мер, необходимых для устранения или компенсации действия негативных факторов, в целях повышения уровня безопасности.

В работе центрального аппарата, по всей видимости, наблюдается перекос в сторону разрешительной деятельности в ущерб работе по анализу причин аварийности и травматизма на поднадзорных объектах, не говоря уже об анализе инцидентов, случаев нарушения технологических режимов, отказов технических устройств.

Практически не анализируется огромный массив информации о предписаниях, выданных территориальными органами в ходе проверок поднадзорных организаций.

Поэтому невозможно провести упреждающие мероприятия, путем внесения необходимых изменений в нормативно-правовые акты, и соответственно это направление не используется для достижения главной цели Службы, а именно - для обеспечения защищенности поднадзорных объектов повышенной опасности, работников, занятых на них, населения, окружающей среды от угроз техногенного характера.

Необходимо также перейти на новые формы надзорной деятельности с использованием в полной мере достижений научно-технического прогресса:

Во-первых, необходимо перейти к повсеместному инструментальному мониторингу, как технической исправности, так и постоянного задействования контрольных приборов и систем блокировки (которые нередко отключаются рабочими, что приводит к авариям), а также мониторингу состояния износа технических устройств на опасных производственных объектах;

Во-вторых, необходимо перейти на инструментальный автоматизированный учет количественных параметров негативного воздействия на окружающую среду, что позволит точно определять суммарный уровень техногенной нагрузки на флору и фауну в конкретных регионах страны и проводить соответствующие управляющие воздействия, а также взимать плату за негативное воздействие адекватно фактическим объемам выбросов и сбросов.

Кроме того, необходимо усилить профилактическую составляющую контрольной и надзорной деятельности.

Эффективность деятельности Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, существенным образом зависит от уровня информатизации, то есть от уровня информационной поддержки принятия решений на всех уровнях управления, уровня автоматизации работы инспекторского состава и сотрудников, осуществляющих лицензионно- разрешительную деятельность.

Основу основ нашей работы составляет полная актуализированная информация о состоянии всех поднадзорных Службе организаций. Только на основании этой информации можно принимать правильные управленческие решения, оптимизировать работу по выполнению функций и решению задач Службы, обеспечивать высокую эффективность надзорной деятельности.

В настоящее время в Службе продолжают вести базы данных поднадзорных организаций по отдельным видам надзора, доставшиеся Службе "в наследство" от Госгортехнадора России, Госатомнадзора России, Минэнерго и МПР России.

В Российской Федерации налоговыми органами ведется учет всех юридических и физических лиц, которым выдаётся идентификационный номер налогоплательщика - ИНН.

Объединение баз данных поднадзорных организаций следует провести именно на основе использования ИНН.

При этом ИНН должен стать основным идентифицирующим признаком всех поднадзорных организаций.

Формирование единой базы данных это техническая задача, решение которой только вопрос времени.

Главное, надо по-новому организовывать сам процесс регистрации (перерегистрации) и взятие под надзор новых организаций.

Для этого нам надо установить тесное взаимодействие с Регистрационной палатой по обмену информацией о заявителях на регистрацию для ведения определенных видов деятельности, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - ОКВЭД.

При этом мы сможем четко контролировать выполнение вновь образованными организациями требований законодательства в части их регистрации в надзорном органе и не допустить работу этих организаций без надзора, которая как правило, происходит с нарушением требований безопасности, особенно в строительстве.

Полагаю необходимым ввести в практику нашей деятельности выдачу Службой поднадзорным организациям индивидуальных правовых Актов о постановке организации с таким-то ИНН на учет и взятии её под надзор.

В приложениях к Акту будет накапливаться вся информация о результатах проведенных в данной организации инспекций, выполнения требований законодательства по вопросам ведения Службы, об инцидентах, авариях и случаях травматизма, о нарушениях протекания технологических процессов и отказах технических устройств.

При наличии этих данных по всем поднадзорным организациям Служба сможет обеспечить эффективное и качественное решение, возложенных на неё задач.

В перспективе необходимо создать Атлас техногенных опасностей России, в котором должны содержаться сведения об опасных объектах, включая их техническое состояние, уровень и характер негативного воздействия на окружающую среду, полное описание всех свойственных объектам опасностей, а также масштаба, характера и последствий возможных аварий.

Требует доработки и развития существующая Система показателей деятельности Службы.

Продемонстрирую эффективность надзорной деятельности Службы по снижению уровня аварийности и травматизма и соответственно её практическую значимость на одном частном примере, а именно, на сопоставлении уровня травматизма со смертельным исходом на производстве в целом по Челябинской области с уровнем смертельного травматизма на поднадзорных Службе объектах.

В Челябинской области занято трудовой деятельностью 1660 тысяч человек, при этом на опасных производственных объектах работает около 800 тысяч человек.

В 2005 году было 100 случаев смертельного травматизма на рабочих местах, в том числе на опасных производственных объектах -15. В 2006 году эти показатели составили 114 и 16 случаев, соответственно.

Таким образом, на опасных производственных объектах риск гибели персонала в 5-6 раз меньше, чем на других потенциально существенно менее опасных производствах.

Вот наглядные показатели эффективности и значимости деятельности Службы.

Необходимо провести аналогичные оценки в целом по стране, а также провести соответствующие сравнительные оценки масштабов последствий от аварий и масштабов вклада в ВВП поднадзорных Службе объектов, как в целом по стране, так и по регионам.

Управление организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности, профильные управления центрального аппарата, МТОИЗИ должны осуществлять мониторинг эффективности деятельности территориальных органов по повышению промышленной, технологической и экологической безопасности.

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками реализации в нашей стране грандиозных технических проектов.

Так, проектирование и строительство многотысячекилометрового трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" обеспечит качественно иной выход России на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

Строительство новых газопроводов в Европу обеспечит широкий выход российских поставщиков углеводородного сырья на европейский рынок, что имеет колоссальное экономическое и геополитическое значение.

Строительство нефтегазовых комплексов на острове Сахалин и шельфе Охотского моря также потребовало особого внимания от Ростехнадзора. Это положительный пример того, как компетентность и принципиальность инспекторов Ростехнадзора заставили компании, участвующие в этом проекте, изменить строящиеся объекты в соответствии с экологическими стандартами.

В 2014 году в Сочи планируется проведение зимних Олимпийских игр. Намечено масштабное строительство спортивно-туристических объектов, имеющих международное значение. Это потребует от нас удвоенного внимания, особенно со стороны государственного строительного надзора.

Однако руководство УТЭН по Краснодарскому краю, начальники управлений по государственному строительному надзору, государственному энергетическому надзору, экологическому надзору до сих пор не спланировали свою деятельность в этом регионе, исходя из предстоящих задач.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору не может остаться в стороне от реализации приоритетных национальных проектов.

Рост объемов строительства в рамках национального проекта "Жилье" требует усиления с нашей стороны контроля над качественной и безопасной работой подъемных механизмов, надзора за соблюдением строительных норм.

Необходимость участия Ростехнадзора в проекте "Образование" обусловлена важнейшей задачей, которую Президент Российской Федерации поставил перед Правительством Российской Федерации - "навести порядок с содержанием программ профобразования". Пока, к сожалению, встречается, что в учебных курсах по эксплуатации лифтов, башенных кранов, шахт и нефтепроводов игнорируется обучение правилам безопасности.

Человека в форме должны видеть издалека и рабочие, и специалисты по промышленной безопасности заводов, рудников или строек. Наши инспектора - это не тайные советники, им нечего скрывать и незачем скрываться.

Присутствие инспекторов должно мобилизовать (раздражать) руководство поднадзорных объектов, но ни в коем случае это не должно быть связано с выдвижением необоснованных требований. Мы должны строго следить за соблюдением законности, но делать это корректно. Наши предписания должны быть разумными и выполнимыми. Нельзя загонять предпринимателей в угол, и тем самым подталкивать их к неадекватному противодействию исполнения Службой надзорных или контрольных функций.

Ростехнадзор в целом проводит гласную работу. О его существовании должны знать и всегда помнить люди, занятые на производстве.

Однако мы также должны пропагандировать нашу работу и среди населения, показывать окружающим эффективность и полезность деятельности нашей Службы.

В том числе и в этих целях в сети Интернет создан официальный интернет-сайт Ростехнадзора, на котором оперативно помещается информация обо всех значимых событиях в жизни Службы, а также о состоянии дел в поднадзорной сфере.

(Только за 2006 год зарегистрировано более 137 000 обращений к нашему сайту).

Коллеги, в 2007 году перед нами стоят новые, большие и ответственные задачи.

Мы приняли весьма напряженный план основных мероприятий на 2007 год, ориентированный на решение актуальных задач в области совершенствования законодательной базы и технического регулирования, повышения эффективности надзорной деятельности в условиях экономического роста, либерализации экономики и административной реформы.

От того, насколько организованно мы приступим к его реализации, зависит очень многое. По существу - зависит будущее Ростехнадзора.

Уверен, что у нас есть все необходимое, для того чтобы решить поставленные задачи.

Благодарю за внимание. -- INFOLine, ИА (по материалам Ростехнадзора)

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  157162

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
2
3
8
9
10
16
17
24
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>