ThyssenKrupp на пороге перемен. "Русмет". 25 декабря 2012
26.12.2012 - 14:47
Германская корпорация намерена снизить долю металлургии в своих доходах
По мнению Ганса Юргена Керкхоффа, президента немецкой Федерации производителей стали (Wirtschaftsvereinigung Stahl – WV Stahl), современная ситуация в национальной металлургической отрасли остается достаточно сложной. По итогам текущего года, как утверждает Керкхофф, в стране будет выплавлено стали на 4% меньше, чем годом ранее, из-за падения спроса на автомобили, бытовую технику, новые дома и офисы (автомобильная, машиностроительная и строительная отрасли потребляют 80% производимого в стране металла). Прямым отражением непростой ситуации в немецкой металлургии являются проблемы ThyssenKrupp – одной из крупнейших сталелитейных компаний Европы.
Провальные проекты
Компания ThyssenKrupp AG, являющаяся одним из крупнейших европейских промышленных концернов, официально начала свою работу 17 марта 1999 года в результате слияния двух фирм: Thyssen AG и Friedrich Krupp AG Hoesch-Krupp. Сегодня ThyssenKrupp – крупнейший мировой производитель высоколегированной стали, а также металлообрабатывающих станков. Концерн занимает ведущие позиции в мире по производству листовой нержавеющей стали, лифтов и эскалаторов.
Однако в последнее время название ThyssenKrupp часто ассоциировалось не с выплавкой стали или изготовлением лифтом, а со словами "стратегические ошибки", "многомиллиардные потери" и "коррупция". Провальные планы концерна по строительству суперсовременных металлургических производств в Бразилии и США лишь подтверждают мнения экспертов о том, что ThyssenKrupp находится сейчас в глубоком кризисе. Сегодня эти сталелитейные заводы ThyssenKrupp в Бразилии и США можно купить вдвое, а то и втрое дешевле их реальной стоимости – за 4-5 млрд. евро за оба предприятия, хотя первоначальные инвестиции в их строительство оцениваются в 10 млрд. евро.
Бразилию в немецкой компании рассматривали в качестве наиболее подходящего места для строительства новых заводов, поскольку эта страна обладает огромными запасами качественной железной руды. Пока немцы возводили здесь новый меткомбинат CSA производительностью 3 млн. т слябов в год, спрос на стальную продукцию в самой Бразилии сократился, ухудшилась и конъюнктура на мировом рынке. Более того, стоимость строительства этого предприятия превысила первоначальный бюджет почти на 2 млрд. евро из-за ошибок в выборе подрядчиков и изменения экономических параметров завода.
Теперь ThyssenKrupp ищет покупателя на комбинат, но пока что безуспешно. По данным СМИ, заинтересованность в покупке этого предприятия, якобы, проявляют многие компании, в том числе, китайские Baosteel и Hebei Steel, корейская Posco, бразильские Cia Siderurgica Nacional SA (CSN) и Vale (последняя уже владеет 27% акций CSA), однако официально об интересе к приобретению завода никто из них пока не заявил. Заводом в Калверте (штат Алабама), выпускающим качественный плоский прокат для автомобильной промышленности, интересуются Arcelor Mittal, японские Nippon Steel и JFE Steel, бразильская CSN, американские U.S. Steel и Nucor.
"Все компании на рынке рассматривают предложение ThyssenKrupp о продаже сталелитейного бизнеса в Америке", – говорит генеральный директор Arcelor Mittal Лакшми Миттал. Бесспорно, рассматривают, но пока что продавец и покупатели сильно расходятся в оценке стоимости этого бизнеса. Конечно, сейчас не лучшее время для проведения сделок, однако множество сталелитейных компаний, включая Arcelor Mittal, покупали активы именно на падающем рынке. Американские предприятия немецкой компании выставлены на продажу уже полгода тому назад, однако несмотря на большое количество потенциальных кандидатов, переговоры идут тяжело, поскольку у ThyssenKrupp до сих пор нет предложения, близкого к сумме, которую она намерена получить (минимум 7 млрд. евро). Покупатели, в свою очередь, пока не видят, каким образом можно перестроить заложенную в американском подразделении бизнес-модель (поставка слябов из Бразилии для перекатки в США), которая генерирует порядка 1 млрд. евро убытков в год.
В октябре 2012 года из десятка претендентов, с которыми были проведены предварительные консультации, ThyssenKrupp отобрала пять компаний (их названия не оглашаются), которым было предложено предоставить в ноябре обязывающие предложения. В случае, если ThyssenKrupp не удастся получить приемлемую сумму, в 2013 году придется проводить повторную продажу активов.
Слухи о возможности избавления от сталелитейных активов в Европе, на ее базовом рынке, в компании категорически опровергают. ThyssenKrupp Steel Europe дает почти 25% всей выручки концерна, и продажа этого подразделения означала бы признание ситуации катастрофической. Американская же дезинвестиция даст немецкому концерну возможность избавиться от долгов (порядка 6 млрд. евро), а также вложить больше сил и средств в европейское подразделение, которое очень редко в своей истории было убыточным.
Изгнание виновных и планы на будущее
Новый генеральный директор ThyssenKrupp Генрих Гизингер, бывший топ-менеджер корпорации Siemens и первый глава компании, не имеющий опыта работы в металлургической отрасли, возлагает ответственность за рекордные убытки в 2012 году (порядка 5 млрд. евро) на ее прежнее руководство. Выступая 11 декабря в Эссене на пресс-конференции по итогам финансового года, он заявил, что не намерен приукрашивать ситуацию и должен признать, что в прошлом были совершены серьезные ошибки. "В руководстве компании сложилась атмосфера, которая привела к тому, что лояльность и личные связи ценились выше коммерческого успеха", – цитирует Гизингера агентство Reuters. По его словам, ошибки замалчивались, а не исправлялись. Кроме того, некоторые руководители были уверены в том, что правила, предписания и законы действуют не для всех.
Генрих Гизингер объявил об увольнении половины членов правления немецкого сталелитейного концерна и прекращении выплаты дивидендов за 2011-2012 годы (впервые за всю историю корпорации). За неудачные и убыточные проекты Steel Americas и CSA поплатились своими должностями уже бывший генеральный директор ThyssenKrupp Эккехард Шульц и руководитель сталелитейного подразделения компании, член правления, Эдвин Айхлер. Кроме них, были также уволены члены правления Юрген Клаассен и Олаф Берлин. "Катастрофа с проектами в США и Бразилии показала, что наша культура руководства потерпела фиаско. "Кумовство" и "слепая преданность" значили для наших менеджеров в последнее время куда большее, чем успехи в бизнесе", – заявил Гизингер.
Между тем, ко всем этим неурядицам ThyssenKrupp добавились еще и обвинения в картельном сговоре. По данным следствия, концерн, вступив в сговор с австрийской сталелитейной компанией Voestalpine, завысил цены на рельсы, что нанесло многомиллионный ущерб немецкому государственному железнодорожному оператору Deutsche Bahn и ряду других железнодорожных компаний. А поскольку деньги на покупку рельсов поступали из федерального бюджета, пострадавшей стороной оказалось государство. Федеральное ведомство по картелям в итоге оштрафовало ThyssenKrupp на 103 млн. евро. В отношении уволенного с должности члена совета директоров немецкой компании Юргена Клаасена прокуратура Эссена ведет расследование по факту проведения за казенный счет дорогостоящих пресс-туров, а также частных поездок, никак не связанных со служебной деятельностью.
По мнению Томаса Хехтфишера из Германского объединения по защите акционеров, последние скандалы сильно испортили международный имидж немецкого концерна. "У ThyssenKrupp уже на протяжении нескольких лет плохая репутация. Обвинения в коррупции, взяточничестве и картельном сговоре делались в адрес концерна уже неоднократно", – напомнил Хехтфишер.
Тем временем, сегодняшние боссы ThyssenKrupp рассматривают возможность получения компенсации от бывших "нерадивых" руководителей компании, в частности, за реализацию провальных проектов по строительству метпредприятий в Бразилии и США, в ходе которых огромные суммы инвестиций были попросту выброшены на ветер. По крайней мере, пресс-секретарь ThyssenKrupp официально подтвердил тот факт, что концерн нанял юридическую фирму, которой предстоит выяснить, сознательно ли бывший гендиректор Эккехард Шульц и другие члены правления предоставляли ложную информацию касательно инвестиций. На основании подготовленного этой фирмой доклада будет сделано заключение о том, сможет ли ThyssenKrupp получить соответствующую компенсацию от этих лиц.
Несмотря на тяжелый год немецкий концерн намерен оперативно покончить с преследующими его неурядицами и вновь выйти на прибыльный уровень ведения бизнеса. Предполагается, что сделки по продаже американских и бразильских активов компании удастся полностью реализовать к маю 2013 года. Это даст возможность погасить долги на общую сумму в 6 млрд. евро, а также направить оставшиеся средства (если они, конечно, останутся) на развитие других видов деятельности концерна, в частности, производство лифтов, эскалаторов, станков и… подводных лодок, что, как утверждают в компании, будет приносить ей больше прибыли. Напомним, что в январе 2012 года ThyssenKrupp согласовала с финской компанией Outokumpu условия продажи своего дочернего подразделения Inoxum, в которое были выделены предприятия концерна по выпуску нержавеющей стали (правда, Еврокомиссия одобрила сделку на сумму 2,7 млрд. евро только в начале ноября), посчитав их тоже убыточными.
Таким образом, в течение ближайшего времени компания ThyssenKrupp намерена сократить количество профильных направлений своего бизнеса с восьми до пяти, причем производство стали, как предполагается, не будет основным направлением деятельности концерна и будет приносить ему лишь 30% выручки. Это связано с падением спроса на сталь на мировом и европейском рынках со стороны производителей автомобилей, бытовой техники, предприятий машиностроения и строительной отрасли и, соответственно, сокращением прибылей металлургических компаний. По всей вероятности, как прогнозируют эксперты, ThyssenKrupp сфокусирует внимание, главным образом, на развитии европейских заводов, которые производят высококачественную сталь и приносят концерну 25% прибыли. -- Русмет