Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 17.12.2012

Кто еще станет жертвой энергонезависимости. "UGMK.INFO (Украина)". 17 декабря 2012

17.12.2012 - 11:13
Cоздание нефтяного СП "Нафтогаз Ромпетрол" грозит столкнуть интересы Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского — если игра пойдет по крупному, кому-то из двоих придется уйти с нефтяного рынка.

11 декабря украинское представительство Rompetrol выступило с официальным заявлением о возможном сворачивании всех украинских проектов. "Гостаможслужба игнорирует все наши попытки растаможить грузы, сложная ситуация заставляет задуматься о дальнейшем развитии всех планов сбыта нефтепродуктов в Украине. Учитывая планы заключения договора о СП с "Нафтогазом Украины", мы рассчитывали на некие преимущества, а не на наличие теневых схем растаможки", — заявил прессе глава представительства Кирилл Заховавко. И добавил, что планируемые компанией инвестиции в размере $1 млрд. вместо Украины пойдут на рынки Турции и Грузии. Эти заявления можно связать с тем фактом, что накануне активизации проекта создания совместного предприятия "Нафтогаз Ромпетрол" успел кардинально поменять конфигурацию. В отличие от первоначального плана организации работы СП новая модель может задеть интересы группы "Приват" во главе с Игорем Коломойским.

Бесконфликтная модель разворачивания "Нафтогаз Ромпетрол" предполагала, что параллельно с созданием СП и формированием в его рамках новой очень крупной сети АЗС в Украине произойдет смена собственника крупнейшего Лисичанского НПЗ, который в таком случае начнет снабжать новую сеть заправок нефтепродуктами за счет казахских и российских ресурсов компании "КазМунайГаз". Главным претендентом на покупку указанного НПЗ считался глава холдинга GDF Дмитрий Фирташ, который на протяжении года несколько раз заявлял о намерении укрупнить входящую в холдинг химическую компанию Ostchem за счет приобретения крупных активов в украинской нефтепереработке и нефтехимии.

Гарантия бесконфликтности такой модели развития СП заключалась в том, что результатами проекта должны были остаться довольны все ведущие игроки украинского рынка. Так, группа "Приват" и принадлежащие ей Кременчугский НПЗ и Одесская нефтегавань получили бы возможность претендовать на переработку и перевалку части казахстанской нефти. А управляемая лояльными к группе менеджерами госкомпания "Укртранснафта" автоматически получила бы крупные подряды на реверс и модернизацию нефтепровода Лисичанск — Кременчуг и российско-украинского нефтепровода Лисичанск — Кропоткин, соединенного с системой экспорта нефти Казахстана. Очевидный интерес менеджмента "Нафтогаза" — получить гарантированную долю сбыта продукции Лисичанского НПЗ через СП "Нафтогаз Ромпетрол" и СП "Нафтогаз Азовская нефтяная компания", которое загодя было создано в 2011 году в Донецкой области, главном ареале сбыта завода. И возможность говорить о том, как власть печется о нефтяной независимости от РФ. Интерес же самого Казахстана и его госкомпании "КазМунайГаза" был самым масштабным — возможность расширить за счет нефтяных терминалов Украины пока очень узкий маршрут экспорта нефти из Казахстана в Румынию на завод The Rompetrol Group. Ныне существующий единственный маршрут снабжения этого завода считается не слишком надежным. Он пролегает через независимый от "КазМунайГаза" азербайджанский нефтяной терминал под Баку, а также через принадлежащий ей терминал Батуми, расположенный в не очень стабильной Грузии. В рамках же СП с "Нафтогазом" казахская компания получила бы контроль над последним из больших государственных нефтяных терминалов Украины — Феодосийской нефтебазой и перевалочным комплексом. Снабжение завода Rompetrol через Украину намного более выгодно, потому что на маршруте Атырау — Баку — Батуми — Констанца нефть надо переваливать в портах четыре раза, в то время как на маршрутах Одесса —Констанца или Феодосия — Констанца всего два раза.

Эти интересы, в случае безукоризненной реализации планов, обещали всей тройке уже в 2013–2014 годах настоящую нефтяную идиллию. Однако в ходе смены собственников ТНК-ВР с продажей Лисичанского НПЗ что-то пошло не так. И в начале декабря Антимонопольный комитет Украины заявил, что решил не давать санкцию на покупку Лисичанского НПЗ, деликатно не назвав при этом имени бывшего вероятного покупателя. В такой ситуации дальнейшее создание СП «Нафтогаз Ромпетрол», которое предполагает разворачивание весьма крупной по украинским меркам сети АЗС, может оказаться не столь перспективным для всех заинтересованных сторон. Так, Дмитрию Фирташу придется вернуться к идее покупки Херсонского НПЗ, который требует коренной реконструкции. Заработать в полную силу он сможет не ранее чем через полтора года. А вероятнее всего — года через два-три, то есть буквально перед грядущими президентскими выборами. Ощутить полезный результат от проекта «Нафтогаз Ромпетрол» в таком случае у страны не будет времени. И главное — покупка Херсонского НПЗ в отличие от Лисичанского не предполагает эффективной логистики трубопроводной нефти из Казахстана, из-за чего, собственно, в свое время и ушли казахские владельцы с херсонского завода. В таком случае СП «Нафтогаз Ромпетрол» придется либо умерить масштабы экспансии, либо превратиться в сугубо импортную компанию. Желательно, с таможенными преференциями для «специмпортера» (о чем непрозрачно намекнул глава украинского представительства Rompetrol). Второй вариант — уговорить принадлежащую группе «Приват» нефтедобывающую компанию «Укрнафта» с определенного времени отдавать всю нефть отечественной добычи на Херсонский НПЗ Дмитрия Фирташа с целью начала украинско-казахстано-румынской нефтяной кооперации. Однако лишить «Приват» многолетней привилегии на право выкупа почти всей нефти украинской добычи и прав управления главной украинской добывающей компанией «Укрнафта» — задача вряд ли выполнимая, тем более в сжатые сроки. Да и желаемого результата — снижения зависимости от поставок нефти из РФ — этим можно добиться только на короткое время. До момента, когда группа «Приват» будет вынуждена распродать свои обширные нефтяные активы в Украине тем же российским газовым или нефтяным компаниям.

Фирташ и «Ависма» сразятся за ЗТМК

В среду постфактум стало известно, что компания Ostchem Germany GmbH сконцентрировала 100% акций ЧАО «Крымский Титан». То есть государство полностью выбыло из состава акционеров предприятия, которое занимается производством диоксида титана и комплексных минеральных удобрений, а также арендует ключевые сырьевые активы - Иршанский и Вольногорский обогатительные комбинаты. Понятно, что рано или поздно это должно было произойти, ведь правительство поручило ФГИ продать предприятие еще 11 июля. Но такая предновогодняя форма продажи ключевого предприятия титанового цикла, проведенная без шума и пыли, вызывает ассоциации с яркими примерами приватизации госсобственности времен Леонида Кучмы.

Кроме того, Дмитрию Фирташу осталось сделать последний шаг на пути к Запорожскому титано-магниевому комбинату (ЗТМК). В начале недели ФГИ сообщил, что заявки на участие в конкурсе по привлечению инвестора в развитие ЗТМК подали две компании: кипрская Tolexis Trading и люксембургская Luxembourg Company of Metals&Alloys (LCMA). Первая офшорка — акционер принадлежащего Фирташу Междуреченского ГОКа.

По данным самой LCMA на ее сайте, эта фирма была основана в 1996 году и занимается торговлей различными изделиями из титана, выступая к тому же крупнейшим акционером и эксклюзивным дистрибьютором российского ООО «Ступинская титановая компания» (СТК).

СТК была создана в конце 90 х на базе одного из цехов Ступинского металлургического комбината. Уже в новом веке комбинат преобразован в Ступинскую металлургическую компанию (СМК), которая в конце 90 х вошла в состав госхолдинга «Русспецсталь», а после его банкротства перешла под опеку ОАО «РТ-металлургия» — дочернего предприятия госкорпорации «Ростехнологии» (наследника «Рособоронэкспорта»). И вот, в марте 2012 г. СМК заявила о том, что Ступинская титановая компания вошла в группу компаний «СМК», а ее руководителем стал исполнительный директор СМК Александр Романов. Таким образом, выходит, что претендент на участие в развитии ЗТМК оказался близок к основному конкуренту Дмитрия Фирташа на постсоветском титановом пространстве — корпорации «ВСМПО-Ависма», крупнейшим акционером которой выступает все та же корпорация «Ростехнологии».

Россияне были вполне ожидаемыми участниками конкурса, тем более что «ВСМПО-Ависма» одна из немногих могла выполнить другое условие конкурса — обеспечить комбинат украинским сырьем, ильменитом. В этом году корпорация оформила права владения на расположенный в Днепропетровской области Демуринский ГОК. Однако заведующий отделом геологии полезных ископаемых Института геологических наук НАНУ Леонид Галецкий считает, что российской корпорации не хватит запасов месторождения для покрытия собственных нужд и обеспечения сырьем ЗТМК. «Волчанское месторождение, которое разрабатывает Демуринский ГОК, это небольшой резервный объект для Вольногорского ГМК. За счет его обеспечить все потребности невозможно», — полагает эксперт. Таким образом, приобретая ЗТМК, россияне вынуждены либо увеличить закупки сырья у компаний Дмитрия Фирташа, либо же будут загружать предприятие по остаточному принципу. Собственные российские мощности «ВСМПО-Ависма» по производству титановой губки в этом году достигли 44 тыс. т, что впятеро больше нынешних показателей ЗТМК. И при таком раскладе Запорожский титано-магниевый комбинат вполне может повторить участь своего алюминиевого собрата, который успешно доводит до ручки российский «Русал».

Другое дело, что россиянам будет очень сложно выиграть конкурс у Фирташа на украинской территории. Ведь претенденты будут соревноваться не рублем, повышая цену за актив, а качеством предложения по развитию предприятия. То есть конкурсная комиссия будет определять победителя, исходя из своих субъективных представлений о весомости тех или иных аргументов. Но в любом случае Фонд гос¬имущества по итогам конкурса выглядеть будет достаточно бледно. Ведь изначально определено, что за 49% акций комбината инвестор будет обязан внести в уставный фонд ООО «ЗТМК» 688,8 млн. грн. А также дополнительный вклад, который не будет влиять на размер долей участников, с тем, чтобы общая сумма составила не менее $100 млн. Но эта сумма выглядит мизерной в сравнении с потенциальной отдачей, которую завод может принести победителю. -- UGMK.INFO (Украина)

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  164997

ГОД:
МЕСЯЦ:
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>