Ilva: быть или не быть? "ИА "Минпром (Украина)"". 12 декабря 2012
12.12.2012 - 10:39
Итальянский меткомбинат Ilva вот уже несколько месяцев является одним из главных европейских ньюсмейкеров от металлургии. Этот завод пребывает на грани остановки, он совершенно не вписывается в экологические требования современной Европы, вокруг него разгораются коррупционные скандалы. И в то же время проблемы этого меткомбината самым благотворным образом отражаются на оживлении европейского спроса.
Первым не выдержал столкновения с реальностью миф о чистой Европе. За прошлые десятилетия в отношении европейских предприятий сформировалось устойчивое восприятие как о заводах, которые наносят минимальный вред окружающей среде и здоровью людей.
В конце июля 2012 года итальянские правоохранители частично закрыли крупнейший сталелитейный завод страны Ilva в городе Таранто. Было остановлено производство по коксованию каменного угля и закрыт склад для хранения сырьевых ресурсов. Суд постановил, что отходы производства предприятия наносят вред здоровью населения. Пять действующих и бывших топ-менеджеров предприятия оказались под домашним арестом.
Спустя две недели итальянские правоохранители обнаружили факты подделки экологических отчетов предприятия, которые составлялись с 1995 года, а также заподозрили в коррупции нескольких местных бюрократов. Под домашним арестом оказались еще три высокопоставленных чиновника. А на меткомбинате ввели судебное управление.
Главным же вопросом, сформулированным итальянской прокуратурой, стал классический "быть или не быть?". Правоохранители настаивали на том, что предприятие необходимо закрыть на время его коренной модернизации. Однако с этим не соглашались ни управленцы меткобината, ни власти страны. И пусть в усеченном виде, но меткомбинат продолжал работать.
Высокие покровители
Вторым удивительным фактом в отношении Ilva стал протекционизм правительства по отношению к градообразующему предприятию. Еще недавно это было нетипично для Европы, которая пачками прописывала промышленным объектам высокие штрафы за выбросы и склоняла их собственников к переносу первых переделов производства в менее развитые страны. После кризиса ситуация изменилась кардинально и теперь риторика властей европейских стран совсем не отличается от речей российских или украинских представителей власти 1990 годов.
Ilva – меткомбинат полного цикла, способный производить 12 млн тонн стали в год. В 2011 году на предприятии было выпущено 8,5 млн тонн стали, что составило почти треть от производства металла во всей Италии. Меткомбинат напрямую обеспечивает 12 тыс. рабочих мест и еще 8 тыс. опосредованно.
После июльского скандала правительство премьер-министра Марио Монти направило на очистку региона от отходов производства 336 млн евро. И в дальнейшем заняло весьма жесткую позицию по недопущению закрытия предприятия. Так, министр промышленности Италии Коррадо Пассера заявил, что закрытия завода следует избегать любой ценой. А министр охраны окружающей среды Коррадо Клини принял самое активное участие в разработке плана модернизации завода.
Мотивы этих действий лежат на поверхности. После остановки Ilva объемы импорта резко вырастут, налоговые поступления снизятся, а государственные институты будут вынуждены оказывать финансовую поддержку многотысячной армии уволенных работников, которые еще и проживают в самом депрессивном регионе страны. В целом, по подсчетам правительства, действие этих факторов обойдется бюджету страны, которая остро переживает последствия мирового финансово-экономического кризиса, как минимум в 8 млрд евро в год.
Срочный план спасения
К сентябрю 2012 года президент Ilva Бруно Ферранте заявил о том, что компания готова инвестировать в очистные мероприятия, чтобы избежать полного закрытия завода. Однако прокуратура города Таранто отклонила это предложение, признав объем инвестиций в 400 млн евро недостаточным для заметного сокращения выбросов. И потребовала полностью вывести из эксплуатации те мощности, которые еще работали.
20 ноября Ilva подала заявление о частичном открытии завода, поскольку предприятие получило от министерства окружающей среды одобрение нового плана модернизации. На этот раз речь шла уже не о косметических мерах, а о солидном проекте техперевооружения, который в считанные месяцы был разработан люксембургской инжиниринговой компанией Paul Wurth. Общая стоимость предусмотренных в нем мероприятий составляет 3,5 млрд евро. Так, по данным "Металлоснабжение и сбыт", согласно плану модернизации будет закрыта доменная печь №2, тогда как власти страны требовали всего лишь установить систему пылеулавливания на складе для хранения сырья. Но поскольку ранее было решено вывести из состава меткомбината одни из самых крупных источников выбросов – четыре коксовые батареи, то пропала необходимость и в работе домны №2. В то же время модернизации подлежит доменная печь №1, которую уже в декабре начнет перестраивать компания Paul Wurth. Остановка домны №5 состоится в июле 2014 года, а открытые склады для коксующихся углей и железорудного сырья преобразуют в закрытые.
После столь масштабных предложений руководство Ilva рассчитывало получить от прокуратуры "добро" на запуск ранее замороженного производства. Однако итальянские правоохранители неожиданно приняли несколько важных решений, последствия которых были весьма негативными для поборников возобновления работы меткомбината.
Так, через несколько дней после презентации плана модернизации владелец меткомбината, его сын и некоторые менеджеры Ilva были арестованы второй раз. По данным Steel Business Briefing, новые обвинения были сформулированы как сговор с целью создания преступного сообщества, деятельность которого привела к правонарушениям – экологической катастрофе, отравлению воды и продуктов питания, взяточничеству и коррупции. Трое из семи фигурантов дела были заключены в тюрьме, а остальных оставили под домашним арестом. Под следствием оказался и президент метзавода Ilva Бруно Ферранте.
Следующий удар прокуратура Таранто нанесла непосредственно по деятельности Ilva, арестовав металлопродукцию, произведенную заводом за последние четыре месяца. Ilva заявила о том, что обжалует это решение, однако вследствие прекращения торговой деятельности меткомбинат в Таранто и другие смежные предприятия, зависящие от его продукции, будут закрыты.
Паника во благо
Новости моментально всколыхнули общественность. На улицы города вышли тысячи протестующих рабочих, которые захватили офисное здание меткомбината. Тревожные ожидания возникли и у покупателей, которые имели многолетние контракты с главным итальянским метпроизводителем. Так, аналитики Strategic Research Institute заявили, что закрытие Ilva вызвало панику среди итальянских дистрибьюторов и сервисных центров. Особенно остро закрытие Ilva отразилось бы на другой крупной итальянской компании – Marcegaglia, которая ежемесячно покупает у меткомбината 100-200 тыс. тонн горячекатаных рулонов, пользуясь приемлемыми ценами и условиями оплаты.
О панике среди покупателей сообщил и Steel Business Briefing. В ожидании новостей об остановке предприятия сервисные металлоцентры не решались размещать новые заказы. Если бы их худшие опасения подтвердились, то пришлось бы срочно выходить на рынок в поиске предложения с быстрой доставкой. При этом конкуренты Ilva (в частности, ArcelorMittal) еще в середине ноября объявили о твердом намерении повысить цены на горячекатаные рулоны. В конце ноября в частных переговорах между покупателями и их поставщиками негативные новости об Ilva приводили к моментальному росту цен в 20-30 евро/тонну.
Издание Il Sole 24 Ore со ссылкой на итальянскую стальную ассоциацию Federacciai сообщило, что полное закрытие итальянского меткомбината повысит стоимость импортного металла еще более – на 50-100 евро/тонну. Чем и воспользуются европейские, российские и украинские производители аналогичной продукции.
Панику на рынке остановило правительство Италии, приняв 30 ноября закон, позволяющий возобновить работу заводу Ilva. Согласно документу, от управления заводов отстраняется назначенная судом администрация и на завод направляется независимый наблюдатель. Если мощности Ilva в течение двух лет не будут модернизированы, на владеющую заводом компанию Riva Group будет наложен штраф в размере 10% от ежегодного дохода. Также правительство сможет конфисковать завод у компании. 10 декабря руководство Ilva продемонстрировало полную готовность модернизировать предприятие, приступив к выводу из эксплуатации коксовых батарей в рамках реализации плана экологической модернизации.
Несмотря на то, что точка в деле итальянского комбината пока не поставлена – прокуратура города Таранто пообещала опротестовать закон, – однако даже временный уход крупного игрока позитивно отразился на спросе в ЕС. Тем самым подтверждая тезисы собственника ArcelorMittal Лакшми Миттала о 25% сокращении европейских мощностей как о необходимой мере для поддержания баланса спроса и предложения. -- ИА "Минпром (Украина)"