РУСАЛ и EIU представляют исследование о восприятии российского бизнеса за рубежом
06.12.2012 - 13:03
ОК РУСАЛ, крупнейший в мире производитель алюминия, представляет результаты исследования «Кто не рискует, тот не выигрывает: как меняются представления о российском бизнесе за рубежом». Исследование, проведенное при поддержке компании агентством The Economist Intelligence Unit (EIU), показало, что абсолютное большинство иностранных корпораций, обладающих опытом работы с российским бизнесом, положительно оценивают опыт сотрудничества. При этом 72% опрошенных утверждают, что готовы продолжить реализацию бизнес-проектов с российскими партнерами в среднесрочном периоде как в России, так и за рубежом.
Прямые иностранные инвестиции в Россию и из России набирают темпы роста, что подтверждается растущим числом международных совместных предприятий, сделок по слиянию и поглощению с участием российских компаний. По данным исследования, почти три четверти (74%) зарубежных компаний позитивно оценивают результаты сотрудничества с российскими компаниями внутри страны. В отношении таких сделок за пределами России этот показатель достигает 84%, и большинство зарубежных партнеров российских компаний утверждают, что они продолжат с ними бизнес. При этом представление зарубежных деловых партнеров об их российских контрагентах заметно меняется в позитивную сторону, начиная выходить за пределы сложившихся стереотипов.
Несмотря на то, что для иностранных компаний ключевым преимуществом России по-прежнему являются богатые природные ресурсы страны – так считают 67% респондентов исследования, опрошенные выделили и ряд других важных аспектов, которые позволяют российскому бизнесу успешно реализовывать международные партнерские соглашения и свидетельствуют о его зрелости. В частности, высоко оцениваются традиционно сильные технологические возможности России – 49% иностранных партнеров рассматривают их как преимущество; 39% иностранных компаний отмечают высокий уровень квалификации персонала и менеджеров российских корпораций, а также дают позитивную оценку происходящим изменениям в таких значимых для международного бизнеса областях, как, например, корпоративное управление, качество и скорость принимаемых решений.
Тем не менее остается ряд проблем, вызывающих обеспокоенность иностранных партнеров. От их решения будет зависеть успех российского бизнеса на международном уровне в долгосрочной перспективе. У иностранных партнеров по-прежнему существуют опасения относительно эффективности административного управления, непрозрачности юридических процедур, сложности иерархических структур. Скепсис в отношении этих аспектов ведения бизнеса был высказан 32%, 26% и 21% респондентов соответственно. Кроме того, иностранные компании отмечают наличие языкового барьера как одного из важных факторов, мешающих укреплению сотрудничества с Россией (36% респондентов), а также неэффективную политику Центрального банка России и высокий уровень процентных ставок в стране, препятствующий развитию бизнеса.
При этом важно отметить, что недостатки воспринимаются как менее значимые при более тесном знакомстве с российскими деловыми партнерами. Компании, которые обладают опытом взаимодействия с российским бизнесом, дают более высокие оценки надежности, гибкости и инновационности российских компаний. В среднем оценки, высказанные более опытными компаниями, были на 9% выше оценок, присвоенных менее опытными респондентами. Разница в отношении и оценке деловой практики, очевидно, является следствием большей осведомленности тех, кто уже работает с российским бизнесом и обладает собственным практическим опытом ведения бизнеса в России.
По мнению иностранных компаний, движение вперед для российского бизнеса прежде всего заключается в том, чтобы суметь преодолеть существующие стереотипы. Речь идет о реализации различных мер, таких как внедрение стандартов корпоративной этики, обеспечение прозрачности финансовых результатов, избежание «инсайдерской» практики и закулисных сделок, обеспечение справедливого трудового найма, соблюдение договорных обязательств, повышение языковых навыков руководителей, нацеленность на долгосрочное и устойчивое деловое партнерство.
Комментируя результаты исследования, Олег Дерипаска, генеральный директор РУСАЛа, сказал:
«Проведенное исследование показало, что восприятие российского бизнеса за рубежом и реальность зачастую не совпадают. Ярким подтверждением этого является тот факт, что партнеры, работавшие с российскими компаниями, готовы продолжать и развивать такое сотрудничество. Российский бизнес имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы начать играть более заметную роль на мировой арене, став одним из наиболее влиятельных участников международной экономической интеграции. За прошедшее десятилетие российские корпорации сделали заметный рывок в своем развитии и уже ничем не уступают своим западным конкурентам в таких областях, как качество управления, технологии, M&A и реализация крупных инфраструктурных проектов как в России, так и за ее пределами. Вместе с тем еще многое предстоит сделать, чтобы преодолеть существующие в международном сообществе стереотипы в отношении российского бизнеса. Это непростая задача, поскольку многие из негативных моментов в восприятии российских компаний имеют под собой серьезные основания. Но мы уже встали на путь совершенствования, осознав потребность в еще более серьезных изменениях, и те процессы, которые происходят на наших глазах, невозможно игнорировать».
Для получения полного текста иссследования (архив zip) нажмите здесь -- INFOLine, ИА (по материалам компании)