Поднебесные тенденции. "ИА "Минпром (Украина)"". 26 ноября 2012
26.11.2012 - 10:05
Смена политических лидеров в Китае вызвала здоровый оптимизм у международных производителей сталелитейного сырья. Конечно, сомнительно, что новая власть начнет свое правление с радикальных реформ, но она может принять меры по стимулированию экономики. В этом случае начнется повышение спроса на сталь, а также железную руду и коксующийся уголь.
Мировая экономика остро зависит от развития событий в Китае, и по мнению западных аналитиков, кадровая ротация в верхнем эшелоне КПК привлекла намного больший интерес экспертов и общественности, чем переизбрание на второй срок Барака Обамы. Сейчас специалисты пытаются оценить возможные последствия прихода к власти Си Цзиньпина и Ли Кэцяна, а это непростая задача, поскольку в Китае все сведения о политиках высокого ранга традиционно засекречены. Понятно только, что избрание именно этих лиц – результат некоего компромисса, к которому пришли противоборствующие партийные фракции. В чем суть компромисса – ключевой вопрос, и от ответа на него зависят прогнозы внешней и экономической политики Китая на ближайшие 10 лет.
Понятно, что перед Си стоит крайне трудная задача. Реформы, которые Ху Цзиньтао и премьер Вэнь Цзябао рекомендовали провести новому лидеру, не менее масштабны, чем начатые в 1979 году Дэном Сяопином, который открыл Китай международному сообществу и дал зеленый свет частному предпринимательству. Однако, покидая политическую арену, легко давать советы преемникам. Выполнить же их – намного труднее: у реформ есть мощные противники. С одной стороны, в верхних эшелонах власти сознают, что прежняя модель развития, основанная на расширении экспорта и правительственных инвестициях, безнадежно устарела, и скоро приведет к обвалу экономики и социальным катаклизмам. С другой же – слишком велико желание сохранить статус-кво, в том числе мощную систему коррупции и множество государственных предприятий, которыми – не без выгоды для себя – управляют родственники партийных бонз.
Таким образом, решить самую серьезную проблему китайской экономики – доминирование государственных предприятий в стратегических (и не только) отраслях – будет весьма непросто. Такие компании создавались в результате массированных правительственных инвестиций на протяжении 30 лет, причем они интенсивно расширяли производство, используя дешевые кредиты государственных банков. В свое время именно эти инвестиции и кредиты способствовали мощному подъему экономики Китая и стремительной индустриализации, которая превратила страну в "мастерскую мира". Однако позднее этот процесс вырвался из-под контроля. Итог – масштабное перепроизводство и острая зависимость страны от экспорта.
Однако теперь значительная часть китайских товаров стала невостребованной – проблемы экономик индустриальных стран ощутимо сократили емкость экспортных рынков. При этом производственные затраты в Китае растут, в первую очередь – затраты на труд, который давно перестал быть самым дешевым в мире. Во-первых, поток дешевой рабочей силы из сельскохозяйственных регионов в промышленные центры пересыхает, поскольку десятки миллионов желающих переехать в города уже так и поступили. Во-вторых, последние 10 лет зарплаты рабочих увеличивались со скоростью 16% в год (а на экспортно-ориентированных предприятиях – и до 30%), заметно опережая рост производительности труда. Эта тенденция продолжает усиливаться, а повышение стоимости рабочей силы, в комбинации с падением котировок западных валют, делает экспорт все менее выгодным.
В октябрьском докладе китайского аналитического центра Development Research Centre (DRC) говорится, что сейчас 25% этих компаний терпят серьезные убытки. Скорость роста их производительности на 65% ниже, чем у частных фирм, хотя именно эти предприятия поглощают основную часть доступных кредитов. Тем не менее, поскольку большинством государственных предприятий, особенно крупнейшими конгломератами в банковской, нефтехимической и телекоммуникационной отраслях, управляют родственники политиков из высшего эшелона, ограничить бесконечную экспансию таких структур крайне трудно. Кроме того, многие такие компании созданы и расширяются усилиями местных властей, заинтересованных в источниках дохода. Кстати, DRC сообщил, что у этих предприятий сформировались "крупные условные задолженности", которые еще предстоит подсчитать. В докладе центра отмечено также, что долги местных правительств во многих провинциях "вышли из-под контроля", и в 78 городах стоимость их обслуживания превышает 100% бюджета. При этом сроки выплаты 42% местных долгов истекают в конце 2012 года. Разумеется, государственные банки спасут таких заемщиков, но это спасение просто законсервирует порочную модель развития.
По прогнозу Всемирного банка, если правительство не предпримет срочных мер, то уже в 2015 году рост ВВП замедлится до 5%, а этого будет недостаточно для обеспечения занятости населения и финансирования социальных программ. Однако китайские политики редко обращают внимание на мрачные предсказания западных прорицателей. Правда, уходящий со сцены премьер В.Цзябао заявил, что китайская экономика "нестабильна, несбалансированна, нескоординирована и, наконец, нежизнеспособна". Именно он и организовал совместное исследование DRC и Всемирного банка, результаты которого должны были убедить преемников, что модель роста за счет экспорта, задействованная 30 лет назад Д.Сяопином, уже несостоятельна. Однако такие высказывания слышны довольно редко.
Именно из-за возможных реформ и разгорелась борьба между партийными группировками, которая завершилась приходом к власти сравнительно независимого С.Цзиньпина и сокращением количества членов постоянного комитета Президиума ЦК с 9 до 7 человек. Основные фракции в этом комитете уравновешивают друг друга: помимо нового генсека КПК С.Цзиньпина и двух его сторонников, туда вошли по два представителя его предшественников – Х.Цзиньтао и Цзянь Цзэминя. Наконец, будущим премьер-министром станет человек из фракции Цзяня – Л.Кэцян. И, прежде чем заняться реформами (если он, конечно, пожелает ими заниматься), Си необходимо будет устранить с ключевых постов членов этих двух группировок. Поэтому не стоит ожидать радикальных перемен в ближайшие несколько лет.
А перемены необходимы срочно. Типичный пример – сталелитейная промышленность. По данным октябрьского исследования аналитиков HSBC, несмотря на рекордные долги (445 млрд долл. у 80 крупнейших заводов отрасли в первом полугодии 2012) и огромные убытки, она продолжает расширяться. Фактически фрагментированная отрасль, монополизированная государственными предприятиями, вынуждена расширяться, даже когда объемы производства и уровень загрузки мощностей коммерчески нецелесообразны. Это типичный пример противоречий на микро- и макроуровнях, заложенных в основу китайской модели развития: с одной стороны, на макроуровне расширение способствует росту ВВП, а с другой – оно привело к масштабному перепроизводству и огромным долгам компаний в секторе, который поддерживает рост национальных основных фондов. Государственные сталелитейные компании имеют возможность финансировать свои расширения за счет банковских кредитов по искусственно заниженным ставкам или путем эмиссии облигаций, у большинства из них рейтинги находятся на уровне АА и выше – и это в отрасли, которая терпит огромные убытки…
Скорее всего, сталелитейные расширения продолжатся – во-первых, компании не хотят уступать свои рыночные доли конкурентам, а во-вторых, цены на сырье упали, и существенного их повышения ожидать не стоит – до радикальных перемен в китайской экономике. Таких перемен пока не предвидится, следовательно – спрос на сталь и, соответственно, руду, останется низким.
При этом сейчас на рынке железной руды сложилась занятная ситуация. Поскольку в сентябре цены на руду упали до 87 долл./тонн, около 40% местных добывающих компаний остановили свои предприятия – себестоимость добычи у них составляет 90-110 долл. Однако, в предвидении нового пакета стимулирования, китайские сталелитейные компании, несмотря на низкий спрос на сталь, весь октябрь закупали сырье. Ну а возврат китайских покупателей на рынок повысил цены до более 120 долл./тонн. Правда, пополнив запасы, китайцы прекратили закупки, и цены опять пошли на спад. Тем не менее понятно, что именно на этом уровне они и будут находиться в дальнейшем. Разумеется, краткосрочные колебания цен (типа ноябрьского) неизбежны, но при падении ниже 100 долл., китайские маргинальные производители (мелкие производители с низкой рентабельностью – ред.) будут прекращать добычу, а при повышении до 120 долл. станут возвращать свои поставки на рынок. Кстати, международных гигантов такая цена устраивает – в Австралии и Бразилии себестоимость добычи варьируется в диапазоне 30-50 долл.
При этом недавний скачок цен изрядно подбодрил поставщиков руды – "большая тройка" собирается возобновить свои проекты расширения, хотя и BHP, и Rio Tinto, и Vale сознают, что повышения спроса на сталь и руду пока не предвидится. Однако поскольку не предвидится и реформ, аналитики Rio Tinto предсказывают рост объемов производства стали в Китае до 1 млрд тонн в 2030 году. Раньше в компании говорили, что до этого уровня страна дойдет в 2025, но теперь пересмотрели свои прогнозы. При этом Rio Tinto полагает, что китайский ВВП вырастет на 8% в 2013 году, в 2015-2020 скорость подъема составит 7-8%, а после 2020 она уменьшится до 5-6%. В свою очередь, Vale предсказывает, что эта скорость будет составлять 6-7% в год до конца текущего десятилетия, а BHP считает, что в следующие 10 лет китайский рост будет держаться на уровне 7-8%.
В ближайшем же будущем они рассчитывают на определенный подъем рынка. Меры, принятые уходящими лидерами для торможения экономики, которую они слишком эффективно ускорили в 2009 году вливанием ликвидности в объеме 16% ВВП, тоже оказались эффективными: в третьем квартале рост составил "всего" 7,4%. Поэтому сейчас маятник должен качнуться в обратном направлении – у С.Цзиньпина просто нет другого выхода. Тем не менее новый генсек уже придумал, как усложнить жизнь монопольным поставщикам сталелитейного сырья: сейчас рассматривается законопроект о снижении налога на добычу железной руды – предполагается сократить его вдвое. Принятие этого закона уменьшит ценовый порог, ниже которого деятельность маргинальных компаний утрачивает рентабельность. -- ИА "Минпром (Украина)"