Гидрометаллургия – шанс для бедных и заброшенных месторождений. "<a href = http://www.uralinform.ru/>УралИформБюро</a>". 9 ноября 2012
12.11.2012 - 15:14
Русская медная компания активно внедряет перспективные ноу-хау.
ОАО "Уралгидромедь" – единственное в России предприятие, разрабатывающее медное месторождение методом подземного выщелачивания. Эта технология позволяет достичь рентабельности даже при низком содержании метала в руде и небольших её запасах. Именно такие характеристики имеет расположенное на территории Свердловской области Гумешевское месторождение, оставленное в 1994 году как неперспективное и спустя почти десятилетие, в 2003 году, вновь взятое в работу специалистами Русской медной компании (РМК). Об уникальной для России технологии в интервью "Уралинформбюро" рассказала Татьяна Ситникова, генеральный директор ОАО "Уралгидромедь" (входит в РМК).
- Татьяна Ивановна, давайте начнем с описания метода подземного выщелачивания…
- Это способ разработки месторождений без поднятия руды на поверхность. Схема достаточно проста: на территории залегания металла бурится некоторое количество скважин. В часть из них закачивается жидкость, способная растворять металл. Мы применяем 1-2-процентный раствор серной кислоты. Он фильтруется через рудное тело, вступает в реакцию с минералами и обогащается медью. После чего в дело вступает вторая часть скважин. Через них раствор меди откачивается на поверхность. Далее на специальном оборудовании производится экстракция металла.
- С какой глубины можно таким способом достать медь?
- Наш горный отвод установлен до 200 метров. Поэтому в данный момент мы работаем на глубинах от 28,2 до 196,9 метра. Если же говорить о предельных значениях для данного метода, то ограничения не столько технологические, сколько экономические. Могу предположить, что при благоприятных условиях – обводненность, растворимость минералов, приемлемая проницаемость горнорудной массы – подземное выщелачивание может оказаться приемлемой технологией при добыче меди с глубины до 800 метров.
- На каком оборудовании происходит превращение раствора в медь, и есть ли у Вашей компании технологические ноу-хау?
- Собственных официально зарегистрированных изобретений у ОАО "Уралгидромедь" нет. В технологии экстракции и электровининга (особый вид электролиза) используется оборудование финской фирмы Outotec. Весь производственный комплекс занимает минимум территории. Из раствора получаются медные катоды марки М00k, которые соответствуют требованиям Лондонской биржи металлов.
Наше ноу-хау состоит в том, что ОАО "Уралгидромедь" стало первым в России предприятием, применившим подземное скважинное выщелачивание для промышленной добычи меди, до нас и в России, и в мире этот метод широко применялся и применяется для добычи урана, золота и некоторых других металлов.
- Существуют ли в Свердловской области другие компании, добывающие металлы подземным выщелачиванием?
- По моей информации, в регионе есть, по крайней мере, два таких промышленных предприятия. ЗАО "Гагарское золотодобывающее предприятие подземного выщелачивания" разрабатывает одноименное месторождение золота, ООО "ГЕОПРИД" осваивает также золотое Маминское месторождение. Есть еще несколько организаций, которые находятся на стадии экспериментов. В частности, подбираются ключики к никелевым месторождениям.
- Основа вашего метода – закачка в пласт раствора кислоты. Можно ли при этом избежать утечек в подземные и поверхностные воды?
- Технология подземного скважинного выщелачивания хорошо развита и является контролируемым, безопасным и экологически приемлемым методом добычи. Управление движением раствора в горнорудной массе осуществляется за счет создания локальных депрессионных воронок. Жидкость направленно движется от закачных скважин к откачным. Потери исключены. Замечу, что предприятие не может допустить утечек не только по экологическим, но и по экономическим соображениям. Ведь это означало бы утрату технологических растворов, потерю металла. У нас ведётся строжайший учёт объёмов закачанных и откачанных растворов. И, разумеется, с первого дня работы на Гумешевском месторождении, в соответствии с программой, согласованной с Департаментом по недропользованию по УрФО (Уралнедра), осуществляется мониторинг состояния подземных и поверхностных вод. Его проводят специалисты нашего предприятия, а также независимые специализированные организации - ООО ММПИ, НПФ "Геос", ОАО "ВНИИХТ".
- А какие методы применяются, чтобы минимизировать загрязнение земной поверхности и атмосферы?
- С этой позиции подземное выщелачивание – самый чистый из всех методов добычи полезных ископаемых, придуманных человечеством. На "Уралгидромеди" нет карьеров, отвалов, хвостохранилищ, а значит, не требуются площади под их размещение, исключается пылеобразование с поверхности этих объектов, а также при погрузке и транспортировке горных пород. А главное – в технологическом цикле нет высокотемпературных плавок, а значит отсутствуют выбросы окислов серы, которые являются основными факторами экологического загрязнения. Мы получаем катодную медь из растворов, минуя несколько "грязных" этапов, необходимых для пирометаллургического производства. Приведу такой факт: за 2011 год наши выбросы в атмосферу составили всего 0,23% от всего объема выбросов предприятий города Полевской (места дислокации нашего производства).
Жидких сбросов у нас также практически нет. Технологический раствор работает в замкнутом цикле. После извлечения ионов меди он возвращается под землю. У нас нет шахт и карьеров, следовательно, не сбрасываются шахтные или карьерные воды, технология не предполагает сбросов в поверхностные водоемы, а подземные воды регулярно контролируются.
После отработки месторождения или его части, производится восстановление подземных вод до природного уровня. В программу входят вымывание из отработанных блоков остатков продуктивных растворов и их нейтрализация, а также рекультивация поверхности участка, включающая посадку растений.
- Позвольте, но выщелачивание происходит под землёй. Почему после него нужна рекультивация поверхности?
- Речь идет о восстановлении естественного ландшафта на площадках, где размещались буровые агрегаты, производственные и административные сооружения, ЛЭП, подъездные пути, склады. Понятно, что в нашем случае территории, нуждающиеся в восстановлении, несравнимо малы по отношению к площадям, отведённым под "классические" горнорудные предприятия.
– Некоторые специалисты отрасли сетуют на то, что технология подземного выщелачивания, используемая "Уралгидромедью", не оставила шансов для разработок месторождений малахита, которые якобы еще остаются в мраморном карсте глубоко под землей, так называемые "подземные кладовые". Действительно ли есть вероятность, что на Гумешках остались малахитовые залежи?
– Если быть точными и ссылаться на исследования последних лет, то залежи малахита не числятся на Гумешевском месторождении в реестре Департамента по недропользованию по УрФО и не обнаружены разработчиками месторождения. Горные выработки Дегтярского рудоуправления, действовавшего на Гумешевском месторождении в период 1954-1994 годов, не вскрыли залежей малахита при проведении горных работ. В базе данных ОАО "Уралгидромедь" по результатам исследований месторождения и за период эксплуатации находится информация о более чем 2 тысячах скважин, пробуренных на месторождении примерно в течение 40 лет. Глубины скважин достигают 200 метров, но информация о вскрытии малахитовых залежей отсутствует. Полагаю, не нужно недооценивать наших предков, которые вели достаточно активную добычу окисленных руд, в том числе и малахита, на месторождении. Прекращение добычи означало истощение запасов, и, к сожалению, уральского поделочного малахита сегодня практически не осталось.
- Содержание метала в руде Гумешевского месторождения всего 0,6%. Удается ли вам достигать рентабельности?
- Мы не перемещаем и не перерабатываем огромные объемы руды. Технологическая цепочка на предприятии очень короткая. Соответственно невелики трудовые и энергетические затраты. Прежде чем внедрить подземное выщелачивание, мы провели технико-экономические расчеты, которые показали, что современные гидрометаллургические способы позволяют эффективно разрабатывать даже столь бедные месторождения. Практика подтвердила наши выводы. Менее чем за 7 лет предприятие полностью окупило средства, вложенные в его создание и развитие.
Общая стоимость проекта оценивается в 23,6 миллиона долларов США. Чистая прибыль в 2011 году составила 163,3 миллиона рублей. Что касается производства, то в 2005 году мы выпустили 847 тонн катодов, в 2012 намерены довести объем до 2 600 тонн.
- Есть ли на Урале другие месторождения, которые выгодно разрабатывать с помощью подземного выщелачивания?
- Таких не знаю. Мы вели переговоры на эту тему с "Уралнедрами", но предложений от них пока не поступало. Тем не менее, Русская медная компания не исключает возможность применения данной технологии на других месторождениях. -- УралИформБюро