Туманное будущее индийских мегапроектов. "Русмет". 22 октября 2012
22.10.2012 - 12:49
Иностранным компаниям не удается строить крупные меткомбинаты в Индии
По темпам роста производства стали Индия в последнее десятилетие уступает только Китаю. В настоящее время эта страна занимает четвертое место в мировом рейтинге как по объемам выпуска (50,7 млн. т по итогам первых восьми месяцев текущего года), так и потреблению стальной продукции. Руководители индийской металлургии все чаще и чаще заявляют об амбициозных планах выйти в ближайшее время на второе место в этом рейтинге и довести ежегодное производство металла в стране к 2020 году до 150 млн. т (а некоторые даже называют и 200 млн. т). Однако анализ современного состояния реализации крупных сталелитейных проектов в Индии заставляет усомниться в возможностях индийских металлургов достичь столь амбициозных целей.
Грандиозные планы и скромная реальность
Казалось бы, все основания для оптимистичных прогнозов у индийских металлургов есть. В последние семь лет ежегодные темпы роста потребления металла в стране были не менее 10%. В рамках выполнения 12-го пятилетнего плана развития Индии (2012-2017 годы) темпы экономического роста должны составить не менее 9% в год. А на строительство различных объектов инфраструктуры (дороги, порты, сети энергоснабжения и водоснабжения, аэропорты, железнодорожный транспорт и др.) индийское правительство планирует выделить $1 трлн. По данным министра металлургии Индии Бени Прасада Вермы, за последние 5-6 лет было подписано около 240 меморандумов о взаимопонимании по части строительства в стране новых металлургических объектов на сумму порядка $250 млрд. и совокупной мощностью около 275 млн. т в год.
Однако, по признанию самого министра, реально реализуются на практике из этих проектов лишь единицы. "Наши компании отлично овладели искусством подписания подобных меморандумов, поскольку большая часть из них навсегда остается только на бумаге. Если бы все эти соглашения были выполнены, Индия давно бы уже опережала США по объему производственных мощностей для выплавки стали", – говорит Верма.
С другой стороны, он выражает уверенность в том, что через восемь лет Индия все-таки станет выплавлять 200 млн. т стали в год и займет вторую строчку в рейтинге крупнейших мировых производителей. Действительно, если только суммировать, какие мощности планировали ввести в ближайшее время крупные металлургические компании (как национальные, так и зарубежные, в частности, Tata Steel, SAIL, Posco India, JSW Steel, Arcelor Mittal, Jindal Steel, Essar Steel, NMDC, Bhushan Steel, "Северсталь"), то получится почти 100 млн. т в год. Казалось бы, до заявленных Вермой к 2020 году 200 млн. т совсем рукой подать, но большинство экспертов сегодня очень осторожно относятся к подобным прогнозам.
И у этих аналитиков есть для этого все основания. Строительство металлургических комбинатов Индии, например, компаниями Posco и Arcelor Mittal, о чем были подписаны соответствующие меморандумы еще шесть-семь лет назад, так и не началось и, скорее всего, уже не начнется. Индийское правительство так и не смогло урегулировать все проблемы, касающиеся реализации "грнфилдовских" проектов не только с местными органами власти, но даже с собственным министерством по защите окружающей среды. А ведь совокупная мощность сталелитейных заводов, которые намеревались возвести в Индии эти два мировых металлургических гиганта, должна была составить не менее 45 млн. т в год.
Сегодня перспективы проектов Posco и Arcelor Mittal в Индии остаются туманными: стороны продолжают бесконечные переговоры о земле, защите лесов, переселении местных жителей, экологической безопасности и т.д. и т.п., которые регулярно заходят в тупик, по большей части, как считают многие специалисты, из-за позиции индийской стороны.
Так, к примеру, Posco еще в июне 2005 года подписала Меморандум о взаимопонимании с властями индийского штата Орисса о строительстве в районе города Парадип металлургического комбината производительностью 12 млн. т в год и стоимостью $12 млрд. Проект предусматривал разработку двух месторождений железной руды (600 млн. т), а также строительство необходимой инфраструктуры в прилегающих к предприятию районах (железные дороги, новый порт, электростанция мощностью 1300 МВт). Новый комбинат в Индии должен был стать крупнейшей инвестицией южнокорейской корпорации за рубежом.
Однако с самого начала дела у корейцев в Индии не заладились. Главная проблема, которая не решена до сих пор, – это выделение земли для строительства нового меткомбината. За семь лет, прошедшие с момента подписания с властями штата Орисса Меморандума о взаимопонимании, корейцам пришлось 60 (!) раз корректировать генплан с целью минимизации площади будущего предприятия. После бесконечных и малоэффективных переговоров с индийской стороной о выделении земли в Posco приняли решение сократить производительность будущего комбината до от 12 млн. до 8 млн. т в год с возможным расширением мощностей в будущем до первоначально озвученных 12 млн. т. Это позволит уменьшить площадь строительной площадки более чем на треть. Но пока на сегодняшний день Posco передано для возведения комбината менее 20% участка.
Наконец, обе стороны никак не могут урегулировать связанные со строительством нового меткомбината вопросы защиты окружающей среды. Так называемый Национальный зеленый трибунал Индии (National Green Tribunal – NGT), специально созданный в прошлом году орган для решения спорных вопросов в области экологии, в марте текущего года постановил прекратить реализацию проекта Posco. Окончательное "экологическое" разрешение на строительство комбината было получено корейцами в феврале 2011 года после почти 5 лет согласований. Тогда Министерство по вопросам защиты окружающей среды Индии наложило на проект строгие ограничения, призванные минимизировать последствия для экологии и компенсировать ущерб, нанесенный традиционному укладу жизни населения. Этого, однако, по мнению NGT, оказалось недостаточно, ввиду чего Министерству было поручено в очередной раз провести "полный пересмотр проекта до начала каких-либо работ". Вердикт NGT не аннулировал лицензию на строительство меткомбината, выданную Posco еще в 2007 году, но приостановил действие полученного в 2011 году ордера на начало работ.
Непредсказуемость индийских регуляторов, а также решение National Green Tribunal вызывают сильное беспокойство у инвесторов. Ведь это решение было принято буквально через несколько дней после окончания визита премьер-министра Индии Монмохана Сингха в Южную Корею, в ходе которого он лично давал гарантии реализации проекта Posco. "Индийское правительство чрезвычайно заинтересовано в корейских инвестициях и в выполнении проекта Posco в частности. Индия является стабильным и прибыльным местом для вложения долгосрочных инвестиций. Вы должны верить в Индию", – обратился тогда Сингх к корейским бизнесменам.
Похоже, однако, что терпение корейцев не безгранично. Особых подвижек в реализации проекта как не было, так и нет. Теперь обеим сторонам необходимо подписать новый Меморандум о взаимопонимании, поскольку срок предыдущего соглашения, заключенного в 2005 году, истек в прошлом году. По последним данным, новый документ обе стороны планируют подписать в ноябре-декабре текущего года, а работы по возведению комбината начать в начале следующего года.
Мало ясности пока что и с другим проектом Posco в Индии. Речь идет о создании совместного предприятия с участием корейцев и крупнейшей индийской государственной сталелитейной корпорацией Steel Authority of India Limited (SAIL) по строительству в штате Джаркханд современного металлургического завода по выпуску высококачественного автолиста мощностью около 3 млн. т в год. Индийская сторона настаивает на получении мажоритарного пакета акций в размере 51%, предлагая взамен 10%-ную скидку на железную руду, однако корейцы не соглашаются с этим предложением.
"Переговоры между двумя компаниями продолжаются, однако главная проблема остается прежней – это распределение долей между собственниками совместного предприятия. Но мы не можем отдать нашим зарубежным партнерам землю, все объекты и получить за это миноритарный пакет акций в СП. Окончательное решение по этому вопросу может быть принято только тогда, когда корейцы согласятся отдать SAIL 51% акций в совместном предприятии", – заявляет Бени Прасад Верма.
В списках инвестиционных приоритетов не значится
Такую же позицию министр занимает и в отношении формирования совместного предприятия между крупнейшим в Индии поставщиком железной руды государственной компанией National Mineral Development Corporation (NMDC) и российским ОАО "Северсталь" для реализации проекта по совместному строительству в штате Карнатака интегрированного металлургического комбината начальной мощностью 2,5-3 млн. т стали.
Соответствующий меморандум о взаимопонимании между двумя компаниями был подписан в конце 2010 года, а новое предприятие планировалось ввести в эксплуатацию в начале 2014 года. В дальнейшем предусматривалось увеличение его мощности до 5-7 млн. т в год в зависимости от спроса на металл в Индии. В Меморандуме указывалось, что обе компании будут владеть совместным предприятием на паритетной основе. Предусматривалось также включение в СП российского предприятия по добыче коксующегося угля и индийского – по добыче железной руды, которые будут поставлять сырье на новый завод.
Сегодня, однако, как и в случае с СП Posco/SAIL, индийцы настаивают на том, чтобы именно им достался мажоритарный пакет акций в совместном предприятии с российской компанией. "Мяч находится на стороне россиян, переговоры продолжаются. Если завтра они согласятся с нашими доводами, то дело сразу же сдвинется с мертвой точки. Желание как можно быстрее осуществить эту сделку должно быть обоюдным", – заявляет Бени Прасад Верма.
Впрочем, с серьезными трудностями с реализацией металлургических проектов в Индии сталкиваются не только корейцы и россияне. Не лучшим образом обстоять здесь дела и у крупнейшего производителя стали Arcelor Mittal, владелец которого Лакшми Миттал является индусом по происхождению и мог бы, вероятно, рассчитывать на содействие местных властей.
В 2006 году корпорация с помпой анонсировала два мега-проекта по строительству крупных металлургических комбинатов мощностью 12 млн. т стали в год и стоимостью $10 млрд. каждый в штатах Джаркханд и Орисса, подписав соответствующие Меморандумы о взаимопонимании с властями этих штатов. В 2010 году Arcelor Mittal также заявила о намерении начать строительство с нуля завода мощностью 6 млн. т в год и стоимостью около $5 млрд. в штате Карнатака. Таким образом, речь шла о реализации сразу трех проектов на общую сумму в $25 млрд. и совокупной мощностью 30 млн. т в год.
Но, как и в случае с Posco, все эти планы остаются пока лишь только на бумаге: никаких серьезных подвижек в части практической реализации данных проектов пока не видно. Проблемы у Лакшми Миттала все те же, что и у корейцев: бюрократические проволочки регулятивных органов, постоянные преграды с индийской стороны по части выделения земли под новые меткомбинаты (на сегодняшний Arcelor Mittal не получила под свои проекты ни акра индийской земли) и оформления экологических разрешений на строительство.
"У нас чрезвычайно медленно идут дела во всех трех штатах, возможно, только в Карнатаке есть некоторый прогресс по части оформления документов для приобретения земли. Мы должны проделать еще очень много работы по получению различного рода разрешений в части, касающейся защиты окружающей среды и разработки полезных ископаемых. Исходя из этого, приступить к первому этапу строительства нового предприятия в Карнатаке мы сможем не раньше конца 2012 года после официального оформления прав собственности на землю", – заявил Лакшми Миттал во время проведения телеконференции в конце июля текущего года.
Впрочем, сегодня он говорит, что Индия уже не находится в числе инвестиционных приоритетов ArcelorMittal. По его словам, Меморандумы о взаимопонимании по части строительства двух заводов в штатах Джаркханд и Орисса, подписанные в 2006 году, прекратили свое действие в декабре прошлого года. Тогда же компания ArcelorMittal подала заявку на заключение новых меморандумов. Эти документы до сих пор находятся на рассмотрении властей обоих штатов, хранящих полное молчание по части сроков их официального подписания.
Справедливости ради следует отметить, что у индийских компаний сложностей с реализацией металлургических проектов гораздо меньше. Tata Steel уже вложила $2,24 млрд. в реализацию проекта по строительству первой очереди металлургического комбината в районе города Калинганагара в штате Орисса. Предприятие мощностью 3-3,5 млн. т в год должно вступить в строй в январе-феврале 2014 года. Ввод в эксплуатацию второй очереди нового завода (март 2015 года) даст возможность довести его общую производительность до 6 млн. т в год. Tata Steel уже ведет здесь активные работы по строительству аглофабрики и установке дозаторного агрегата. Общий размер инвестиций в строительство нового предприятия, которое будет производить высококачественные горячекатаные и холоднокатаные рулоны, оценивается в $6 млрд. По словам представителей Tata Steel, все вопросы по части строительства нового меткомбината с властями штата Орисса компанией на сегодняшний день полностью урегулированы.
Неплохо идут дела по реализации новых сталелитейных проектов и у некоторых других индийских металлургических компаний, в частности, JSW Steel Jindal Steel & Power (JSPL) Uttam Galva Steels, Bhushan Steel и др., однако следует признать, что размах этих проектов несопоставим с амбициозными программами Posco, ArcelorMittal и "Северстали". Поэтому принимая во внимание те сложности, с которыми сталкиваются ведущие сталелитейные корпорации мира при реализации своих мега-проектов в Индии, говорит о том, что эта страна выйдет к 2020 году на заявленный ее руководством рубеж производства стали в объеме 200 млн. т в год, было бы, вероятно, преждевременным. -- Русмет