ФАС России одобрила сделку РУСАЛа, СУАЛа и Glencore по созданию крупнейшей в мире алюминиевой компании.
14.02.2007 - 15:59
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) одобрила сделку по объединению активов РУСАЛа, СУАЛа и Glencore.
10 ноября 2006 года в ФАС России было подано ходатайство Компании "United Company RUSAL Limited" о приобретении 100% акций с правом голоса в уставных капиталах компаний "RUSAL LIMITED" и "SUAL INTERNATIONAL LTD".
По итогам осуществления сделок доли в уставном капитале Компании "United Company RUSAL Limited" будут распределены следующим образом:
" акционеры РУСАЛа - 66%;
" акционеры СУАЛа - 22%;
" акционеры Glencore - 12%.
В объединенную структуру войдут активы компаний по добыче бокситов, производству глинозема, алюминия, фольги и другой продукции из алюминия. Новая объединенная компания станет крупнейшим производителем алюминия и глинозема в мире. Компания будет иметь долю в 16% на мировом рынке бокситов и глинозема и 13% - в мировом производстве алюминия (ближайший конкурент - 13% и 11% соответственно). Компания будет производить 3,9 млн. т алюминия, из которых 3,2 млн. (83%) - экспортировать.
Реализация данной сделки меняет конкурентную ситуацию на рынках алюминиевой отрасли по всей технологической цепочке и на смежных рынках. В связи с этим ФАС России был проведен анализ ситуации на рынках бокситов, глинозема, алюминия необработанного, порошков и чешуек алюминиевых, проволоки алюминиевой, фольги алюминиевой, ронделей, кремния, фтористых солей, галлия.
Рассмотрев представленные документы и информацию, и на основании проведенного анализа ФАС России установил:
Компания "United Company RUSAL Limited" будет занимать доминирующее положение на рынке алюминия необработанного, за исключением вторичного алюминия и вторичных алюминиевых сплавов в границах Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан с долей свыше 90%.
Компания "United Company RUSAL Limited" будет занимать доминирующее положение на рынках порошков и чешуек алюминиевых, проволоки алюминиевой, фольги алюминиевой, ронделей, кремния, фтористых солей, галлия в Российской Федерации.
В результате осуществления данных сделок Компания "United Company RUSAL Limited" может ограничить конкуренцию на мировых рынках боксита и глинозема путем сокращения числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц.
В ходе рассмотрения данной сделки ФАС России проведен опрос потребителей - хозяйствующих субъектов, обеспечивающих свыше 90% внутреннего потребления алюминиевой продукции.
ФАС России были запрошены мнения о предполагаемой сделке Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минобороны России, Совета Безопасности.
16 января 2007 года данная сделка была обсуждена на президиуме Коллегии ФАС России.
В соответствии со статьей 33 Закона "О защите конкуренции" информация, о сделке была размещена на официальном сайте ФАС России с целью получения мнения от всех заинтересованных лиц.
В ходе рассмотрения сделки ФАС России пришла к выводу о необходимости отмены 10%-ной ввозной таможенной пошлины на алюминий необработанный в целях обеспечения конкуренции и дополнительной защиты интересов потребителей. Данный вопрос в предварительном порядке согласован с Минэкономразвития России и в ближайшее время ФАС России направит соответствующее обращение в Комиссию по защитным мерам во внешней торговле. Аналогичное обращение будет направлено и от ОАО "Русский алюминий".
Учитывая, что в результате реализации сделки будет, достигнут положительный социально-экономический эффект (согласно ст. 13 Закона "О конкуренции") ФАС России сочла возможном удовлетворить указанное ходатайство, с выдачей предписания о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
Положительный социально-экономический эффект будет заключаться в следующем:
- концентрация инвестиций, техническое перевооружение, социальные и экологические преимущества;
- повышение конкурентоспособности на внешних рынках;
- технический прогресс, производство высокотехнологичных сплавов на основе первичного алюминия;
- более широкая линейка продукции, дополнительные возможности в области сервиса.
Положения предписания, выданного Объединенной компании, включают в себя, в том числе следующие информационные и поведенческие требования:
1. Продолжать исполнение всех заключенных договоров, в соответствии с их условиями, в т. ч. договоров, имеющих отношение к выполнению государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ.
2. Не предпринимать действий (бездействий), направленных на прекращение или ограничение производства (в т.ч. в результате реорганизации, ликвидации, банкротства или прекращения деятельности).
3. Обеспечить всем потребителям и поставщикам недискриминационные условия.
4. Обеспечить удовлетворение потребностей покупателей на рынке Российской Федерации при наличии соответствующих производственных мощностей.
5. Регулярно информировать ФАС о ценах, объемах производства, поставки и экспорта продукции, положении группы лиц, приобретении активов, сбытовой политике.
Кроме того, впервые в практике российских антимонопольных органов ФАС России предусмотрела в предписании использование механизма ценовых биржевых котировок. Объединенная компания приняла на себя обязательства, при исполнении которых российские потребители будут получать алюминий по цене ЛМЕ (лондонская биржа металлов) с наценкой максимум 4-5%, что соответствует сложившейся деловой практике. Для зарубежных потребителей наценка составляет 8-10%.
Цена на алюминиевые сплавы и проволоку будут устанавливаться таким образом, чтобы продуктовая премия, являющаяся составляющей цены сверх LME (Лондонская биржа металлов) и транспортных расходов, не увеличивалась более чем на 5% в месяц.
Дополнительно в целях защиты интересов российских потребителей Объединенной компании предписано проработать вопрос об организации торговли алюминием на российских биржах за рубли, а также продолжить осуществление инвестиций, направленных на повышение качества производимой алюминиевой фольги. -- INFOLine, ИА (по материалам Федеральной антимонопольной службы)