Аукционный лом. "ИА "Минпром (Украина)"". 25 сентября 2012
25.09.2012 - 14:00
Осень-2012 операторы металлоломного рынка Украины встретили с очередными регуляторными новациями. В сентябре в Минэкономторге обнародовали законопроект, предполагающий покупку права на экспорт лома из Украины на специальных аукционах. Разработчики документа уверяют: предлагая такой механизм, они руководствовались самыми благими намерениями в части "обеспечения добросовестной конкуренции". Однако эксперты говорят, что новшества способны лишь усложнить порядок внешней торговли украинским стальным ломом. Не говоря уже о появлении в нем дополнительного коррупционного момента.
Министерские аукционы
Переформатировать существующую ныне процедуру экспорта металлического лома в Министерстве экономического развития и торговли (Минэкономторге) предложили за счет внесения изменений в Закон Украины "О металлоломе". Суть корректив сводится к следующему. Ст. 9 профильного закона должна обрести новую редакцию, которая увязывает возможность внешних поставок лома как с балансом образования и потребления данного сырьевого материала в Украине, так и с приобретением "лотов на право" таких поставок. Торговлю лотами разработчики этой новации намерены осуществлять на специальных электронных аукционах.
В новом варианте данной статьи прямой нормой также обозначено, что таможенное оформление экспорта металлолома выполняется на основании карточки регистрации-учета внешнеэкономического контракта. (Нынешняя редакция Закона "О металлоломе" определять подобные процедурные нюансы делегирует Кабмину.) Но этим министерские правки не ограничиваются. Авторы изменений предлагают дополнить "металлоломный закон" ст. 9-1, которая и содержит "всю соль" аукционного порядка предоставления операторам права на экспорт.
В частности, законопроект предусматривает, что размер одного лота на аукционе составляет 3 тыс. тонн. А суммарный размер всех лотов не должен превышать 30% объемов экспорта металлолома, определенного для соответствующего года, кроме аукциона последнего квартала. Начальная цена лота применительно к лому черных металлов определена так: на уровне 13,2 евро/тонн для 2012, 11,6 – для 2013 и в размере 10 евро/тонн в последующие годы. (Стартовые расценки списаны со ставок действующей ныне пошлины на экспорт черного металлолома; последнюю в документе предлагается упразднить.)
И резюмирующее изменение. Разработчики законопроекта намерены несколько смягчить предусмотренное и сейчас право Кабмина по квотированию или полному запрету экспорта лома черных металлов из Украины. В их редакции, впрочем, соответствующая норма затрагивает не устранение запрета как такового, а всего лишь изменение формулировки с "квотирования" на "установление иных предельных объемов экспорта".
В пояснительной записке к законопроекту представители министерства прямо указывают: подновленная дефиниция имеет отношение к правительственному прецеденту в области ограничения металлоломного экспорта. А именно: 3 мая текущего года Кабинет министров в постановлении №388 обозначил экспортный потолок для металлоломных компаний Украины. Им разрешили вывозить на внешние рынки не более 900 тыс. тонн своего товара в год. (Так, в 2011 на экспорт было отправлено чуть более 801 тыс. тонн стального лома.)
"Из-за особенностей рынка металлолома ограничение объема экспорта конкретной цифрой было воспринято участниками рынка как чрезмерно жесткий метод регулирования, создало искусственное напряжение, вызвало неадекватный всплеск ажиотажа относительно экспорта металлолома. Объем заявленного к экспорту металлолома составил 5,5 млн тонн. Это более чем в 6 раз превышает предельный объем экспорта металлолома для 2012 года и его запасы в стране", – констатировано в пояснительной записке Минэкономторга к законопроекту.
Объяснение проблемы чиновники министерства подкрепляют и выводом о преимуществах нового порядка экспорта украинского лома: благодаря особенностям процедуры проведения аукционов, обеспечивается прогнозируемость ситуации на рынке, "а механизм торгов поддерживает добросовестную конкуренцию среди участников рынка". Означенные торги предлагается проводить ежеквартально на товарной бирже, определяемой, как следует из логики законопроекта, самим Минэкономторга.
Создать проблему…
При всей необычности аукционного допуска субъектов ВЭД к экспортным операциям, экстраординарным известием для операторов украинского рынка заготовки и переработки лома черных металлов этот законопроект не стал. Содержащиеся в нем положения – лишь последние в ряду регуляторных новаций для металлоломных компаний в текущем году.
Начиналось все с упомянутого постановления №388, а продолжилось летними инициативами по ужесточению требований к субъектам предпринимательства, ведущим в Украине бизнес по заготовке, переработке и поставке лома черных металлов. На исполнительском уровне все это сопровождалось фактическим бездействием специальной "металлоломной" комиссии при Минэкономторге, что немало повлияло на замедление (а начиная с августа – и вообще прекращения) экспортных операций по украинскому стальному лому в нынешнем году. В середине июле участники рынка отмечали – в 2012 из страны было вывезено около 330 тыс. тонн лома черных металлов, причем по контрактам, завизированным министерской комиссией еще в 2011. В текущем году регистрация экспортных контрактов на поставку лома чиновникам не удалась.
С одной стороны, недовольство процессом распределения правительственной квоты выразили три крупнейших оператора рынка; они хотели бы забрать все разрешенные 900 тыс. тонн "на себя". С другой, даже те внешнеэкономические контракты, которые в спецкомиссии все же взяли на рассмотрение, операторы выполнить не могут до сих пор. Проблема – в получении тех самых учетных карточек для таможни. Показательно и то, что результаты распределения экспортных квот – по итогам работы комиссии при Минэкономторге в июне 2012 – так и не были опубликованы.
Правительственная статистика демонстрирует следующий тренд: за 7 месяцев 2012 украинский экспорт лома черных металлов составил 345 тыс. тонн, что на 14% ниже, нежели в январе-июле 2011. Не лучше обстоят дела и на внутреннем рынке. В январе-августе 2012 поставка лома отчественным метпредприятиям сократилась на 28% (до 3,32 млн тонн) против показателя за восемь месяцев 2011. В конце июля в Украинской ассоциации вторичных металлов (УАВтормет) подчеркивали, что невозможность экспортных поставок металлолома при снижении внутренних закупочных цен на него приводит к остановке ломозаготавливающих предприятий в Украине. И просили руководство Минэкономторга выработать приемлемый для операторов механизм экспорта черного металлолома.
Но предложенный чиновниками законопроект назвать таковым вряд ли можно. В момент подготовки этой статьи в "УАВтормет" еще не выработали официальную позицию относительно законодательной инициативы министерства. Но автору сообщили в ассоциации, что текст документа разрабатывался без участия ее представителей, и само его появление стало неожиданностью для многих членов УАВтормет. Превалирующее среди них мнение относительно данного законопроекта характеризуется емким – "Необходимо отклонять!".
А председатель наблюдательного совета УАВтормет, генеральный директор ООО "Укрметко Лтд" Валентин Макаренко сообщил МинПрому: "На протяжении нескольких дней после публикации этого законопроекта я говорил с представителями ломоперерабатывающих предприятий. Ни одного позитивного мнения о нем я не услышал". Министерские изменения в отраслевое законодательство, по его словам, в каждой своей норме лишь ухудшают нынешний, и без того зарегулированный, хозяйственно-правовой статус украинских экспортеров лома.
Кому (не)выгодно?
Cамый очевидный негатив для металлоломных операторов от этих новшеств, по мнению руководителя "Укрметко Лтд", заключается в характере платы за возможность выхода со своим товаром на внешние рынки.
Право экспорта средней партии металлолома в 10 тыс. тонн, по законопроекту, обойдется оператору от 132 тыс. евро в текущем году (без учета возможного повышения цены лота в ходе торгов). Эти средства претендующая на экспорт компания обязана внести загодя – без проведенной договорной работы с потенциальными покупателями ее товара за рубежом. Иными словами, необходимо будет изымать из оборота деньги без гарантий того, что аукционные затраты окупятся. Контракты на внешнюю поставку металлолома без лота никто заключать/регистрировать не будет. А выкупленный уже лот перепродавать (в случае срыва сделки) другим экспортерам документ запрещает.
Второй скользкий момент – сама природа электронных аукционов по-украински. "Насколько понятен и прозрачен "Черный квадрат" Малевича? Вот настолько прозрачны и эти аукционы", – не скрывает своего скепсиса В.Макаренко. И объясняет: "Я общался и с представителями зернотрейдерского бизнеса, в отношении которого выдвигались схожие инициативы. Они единодушны – экспортные аукционы нежизнеспособны, предположительно работающим в них можно назвать лишь "коррупционный элемент". По его словам, в настоящее время подобной практики продажи "прав на экспорт" в Украине нет, следовательно – неизвестно, насколько эффективны такие торги окажутся на практике.
Хотя основную причину появления анализируемого документа следует искать не только в новых возможностях для чиновников. "В Украине много желающих вывозить лом на экспорт. А этим документом государство убивает двух зайцев – ограничивает количество вывозимого металлолома и пополняет бюджет", – полагает старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Дмитрий Ленда. По его мнению, аукционные принципы доступа к внешним рынкам в случае с поставками стального лома выгодны металлургам. Такого рода механизмы могут быть оправданы в условиях возрастающей потребности в этом виде сырья.
"Несмотря на спад в отрасли (за 8 месяцев текущего года, по данным ОП "Металлургпром", выплавка стали в Украине сократилась на 5%, или более чем на 1,1 млн тонн, относительно аналогичного периода 2011, - прим. автора), потребление лома черных металлов в Украине будет возрастать из-за ввода в строй новых мощностей", – подчеркивает эксперт. Подразумевается, что формировать новый спрос на лом будет, прежде всего, такой его потребитель, как электросталеплавильный комплекс "Днепросталь". Вывод данного завода на проектную мощность запланирован на конец текущего – начало следующего года. Кроме того, не исключен и пуск весной 2013 электропечи на "Донецкстали" – МЗ".
Представитель "Арт Капитала" допускает и то, что за наработками Минэкономторга стоят интересы крупных экспортеров лома. Они обладают немалым финансовым ресурсом, благодаря чему смогут предложить лучшую цену лотов на аукционе. (Собеседник автора в "УАВтормет", кстати, также не исключил, что некоторым крупным игрокам металлоломной отрасли страны легализация аукционного механизма экспорта может быть "в чем-то и выгодной").
Аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк уверен – если данный законопроект примут, то оставшиеся игроки будут и дальше выходить из этого бизнеса: "Те из них, для кого этот бизнес был профильным, начали искать другие ниши еще 10 лет назад. Ломозаготовка постепенно становится частью вертикально интегрированных цепочек, когда металлургические компании приобретают или строят собственные заготовительные, пакетирующие и складские мощности". Отсутствие же свободного экспорта лома будет давить цену по нему на внутреннем рынке вниз, добавляет эксперт.
Две стороны ограничений
Гендиректор "Укрметко Лтд" признает – металлургические предприятия Украины смогут получить свой выигрыш от легализации аукционной покупки права на экспорт лома. Отечественные ломозаготовители и так традиционно уже пребывают в статусе почти подчиненных поставщиков у металлургов. И любое усложнение процедуры экспорта автоматически дает дополнительные возможности украинским метпредприятиям для "продавливания своих условий" во взаимоотношениях с металлоломными компаниями.
Наш собеседник вспоминает летние реалии, когда застопорившийся экспорт лома позволил металлургам снизить цены на него в одностороннем порядке: "Сначала на 50 грн./тонн, затем – еще на 100 грн./тонн. И это с учетом сезонного фактора дефицитности рынка по данному материалу. Не мудрено, что люди всерьез собираются сворачивать бизнес на этом рынке".
Металлурги воспользовались ситуацией и для того, чтобы пересмотреть сроки платежей за поставленный материал. В итоге, минувшим летом у ряда операторов накопились очень немалые суммы дебиторской задолженности со стороны меткомбинатов. По информации источника в одном региональном ломозаготавливающем предприятии, металлурги лишь к осени начали расплачиваться по своим долгам: "И то – частями, которые удается "вырывать" с большими трудностями".
В.Макаренко убежден: выгоды, которые предоставляет металлургам очередное усложнение экспортных операций по лому, сиюминутны – в отличие от возможных "минусов". В последующем это может, во-первых, спровоцировать сокращение ломосбора в стране, во-вторых – дать европейским потребителям данного материала повод для инициатив по расследованию практики ограничения свободной торговли металлоломом в Украине. Последнее, в свою очередь, может обернуться введением заградительных мер на поставки уже готовой металлопродукции из Украины в ЕС…
Ранее операторы украинского рынка ломозаготовки- и переработки экспортировали свой товар во многом на основе принципов саморегулирования. Ежегодно с объединением метпредприятий согласовывался баланс, по которому на экспорт выделялось не более 10-12% материала от всего прогнозируемого объема его заготовки. В абсолютных показателях фактические годовые поставки лома из Украины на внешние рынки не превышали 800-900 тыс. тонн. До определенного момента подобные правила игры устраивали всех: и металлургов, и чиновников, и самих ломозаготовителей. Сейчас же, похоже, места в этом сегменте металлоломной торговли для свободных игроков практически не остается. Если, конечно, они не согласятся на формулу работы, которую спрогнозировал один из наших экспертов: "Рентабельность такого бизнеса будет ухудшаться. Поставщики лома вынуждены надолго замораживать рабочий капитала. А при отсутствии экспортных альтернатив рост цен на металлолом внутри страны будет в значительной степени сдерживаться". -- ИА "Минпром (Украина)"