Восстановить равновесие. "Укррудпром (Украина)". 17 сентября 2012
19.09.2012 - 12:15
В настоящее время средний уровень загрузки мощностей в сталелитейной отрасли Китая, США, Евросоюза и СНГ не превышает 75%.
Одной из главных причин нынешнего кризиса на мировом рынке стали является избыток предложения. По словам Джеффа Пламмера, маркетингового директора австралийской металлургической компании Arrium, средний уровень загрузки мощностей в сталелитейных отраслях Китая, США, ЕС, СНГ теперь не превышает 75%. В одном только Китае избыточные мощности оцениваются более чем в 160 млн. тонн в год, что превышает годовой объем производства стали в Японии и Корее вместе взятых. К тому же рассчитывать на "естественный" рост объема потребления стальной продукции в ближайшее время не приходится. По прогнозу американской исследовательской компании SBI Energy, спрос на прокат в США превысит докризисный уровень только после 2015 года.
Как решать проблему вопиющего несоответствие производственных мощностей и объемов потребления? В Китае использовали традиционный подход, уже опробованный в 2008 году. Национальная комиссия по развитию и реформам в начале сентября утвердила около 60 инфраструктурных проектов совокупной стоимостью в триллион юаней (157 млрд. долларов). Речь идет о строительстве более 2000 км автомобильных дорог в ряде провинций, а также прокладке свыше 7000 км железнодорожных путей и линий метрополитена в 25 городах. По расчетам специалистов, реализация этих проектов с учетом роста потребностей смежных отраслей создаст дополнительный спрос более чем на 25 млн. тонн стальной продукции.
В Европе, где власти не увеличивают, а сокращают объем инвестиций в реальный сектор экономики, ставя во главу угла уменьшение бюджетных расходов и дефицитов, предполагается использовать другой подход. Генеральный директор австрийской металлургической компании Voestalpine и президент региональной ассоциации Eurofer Вольфганг Эдер призвал правительства стран Евросоюза и Европейскую комиссию разработать план контролируемого сокращения мощностей в европейской сталелитейной отрасли.
Как считает Вольфганг Эдер, спрос на сталь в ЕС в обозримом будущем (а может, и никогда) не восстановится до уровня 2007 года из-за обвала региональной строительной отрасли и падения объемов выпуска автомобилей. Как напоминает он, аналогичная ситуация возникла в ЕС в 80-е годы, когда в регионе начался процесс деиндустриализации. Тогда правительства ряда европейских стран пытались поддержать металлургов посредством предоставления им субсидий и льгот, что лишь затянуло агонию. Вольфганг Эдер призывает не повторять прежнюю ошибку (тем более, что государственные субсидии промышленным компаниям прямо запрещены европейским законодательством) и разработать программу минимально болезненного закрытия избыточных сталелитейных предприятий.
Ранее некоторые аналитики заявляли, что европейские металлурги должны сосредоточиться на выпуске высококачественной стальной продукции высокого передела и отказаться от большей части мощностей по производству массового коммерческого проката. Судя по всему, региональная сталелитейная промышленность и в самом деле будет эволюционировать подобным образом.
Одним из немногих отрадных исключений на нынешнем мировом рынке стали является Индия. Глава компании JSW Steel Саджджан Джиндал недавно заявил, что национальные металлургические компании недостаточно быстро расширяют свои мощности и не успевают за увеличением объемов потребления стальной продукции в стране. Кроме того, ряд предприятий в этом году были вынуждены сократить выплавку стали из-за кризиса в железорудном секторе Индии. В результате, по прогнозу Джиндала, индийский импорт стали, составлявший в 2011 — 2012 финансовом году (апрель — март) 6,8 млн. тонн, в текущем финансовом году может возрасти до около 8 млн. тонн. Крупнейшими поставщиками стальной продукции в страну являются Китай, Япония и Корея.
Тень надежды
Объявление о китайской инвестиционной программе помогло остановить продолжавшееся почти пять месяцев падение цен на стальную продукцию в стране, хотя эффект, по словам аналитиков, был чисто психологический. Тем не менее внутренние котировки поднялись за неделю на 15-20 долларов за тонну, а экспортные прибавили около 5-10 долларов за тонну. В частности, толстолистовая сталь снова превысила отметку 500 долларов за тонну FOB, а горячекатаные рулоны предлагаются некоторыми производителями за 515 долларов за тонну FOB.
Тем не менее большинство участников рынка по-прежнему настроены пессимистически. Спрос на стальную продукцию на мировом рынке остается низким, а большинство производителей придерживаются выжидательной политики. Так, некоторые японские и индийские компании понизили экспортные котировки на горячий прокат до менее 550 долларов за тонну FOB, но по-прежнему жалуются на отсутствие продаж. Не пользуются спросом в Азии и российские горячекатаные рулоны, стоимость которых составляет 560-580 долларов за тонну CFR.
Продолжается экспансия китайских компаний на мировой рынок длинномерного проката. После длительного перерыва возобновился китайский экспорт заготовок, которые внутри страны подешевели до менее 450 долларов за тонну с металлобазы. Чтобы обойти положение о 25%-ной экспортной пошлине на полуфабрикаты, китайские компании предлагают на продажу за рубеж заготовки, микролегированные бором. Их стоимость варьируется от менее 550 до 570 долларов за тонну CFR. Пока сделок мало, но азиатские прокатчики теперь требуют аналогичных уступок от поставщиков заготовок из других стран. Между тем японские и российские компании пока готовы уступать не более чем до 560-570 долларов за тонну FOB.
Очень сильно подешевела китайская катанка. Некоторые поставщики опустили котировки до менее 500 долларов за тонну FOB для покупателей в Африке и на Ближнем Востоке. Стоимость арматуры в Средиземноморье и странах Персидского залива не превышает 560-570 долларов за тонну CFR. В результате с большими проблемами столкнулись производители длинномерного проката в Турции и странах СНГ. Цены на заготовки украинского производства упали до 530-545 долларов за тонну FOB, а турецкие компании удешевили арматуру до около 595-605 долларов за тонну FOB. Однако спрос на эту продукцию ограничивается Ираком и Ираном.
Конкуренция со стороны китайцев и подъем курса евро до самого высокого значения за последние четыре месяца заставили европейских металлургов понизить свои экспортные котировки на арматуру до 490-500 евро за тонну FOB по сравнению с 505-515 евро за тонну FOB в первых числах сентября. В то же время стоимость этой продукции на европейском рынке пошла в рост, достигнув 530-540 евро за тонну EXW в Германии и странах Центральной Европы. Подорожание объясняется возвращением на рынок потребителей, которые все лето не проявляли особой активности и поэтому исчерпали свои запасы.
А вот на европейском рынке плоского проката не происходит существенных изменений. Региональные производители жалуются на конкуренцию со стороны китайских компаний, предлагающих на декабрь-январь горячекатаные рулоны по 455-465 евро за тонну CFR и поставщиков из СНГ, стоимость продукции которых составляет от менее 460 до 475 евро за тонну CFR/DAP. В самой Европе внутренние котировки, как и ранее, находятся на уровне 480-510 евро за тонну EXW при относительно слабом спросе.
Рано радовались
Сообщение китайской Национальной комиссии по развитию и реформам об утверждении 60 инфраструктурных проектов с совокупным объемом инвестиций в триллион юаней (157 млрд. долларов) способствовало некоторому восстановлению спотовых котировок на железную руду. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата, в начале сентября сократившаяся до 95 долларов за тонну CFR Китай, снова поднялась, достигнув в середине прошедшей недели отметки 103-105 долларов за тонну CFR. По словам трейдеров, покупатели вернулись на рынок, стремясь запастись сырьем, пока цены еще низки.
Однако это повышение оказалось очень непродолжительным. В конце недели котировки снова пошли вниз, опустившись до рубежа 100 долларов за тонну CFR. По мнению ряда аналитиков, в ближайшие несколько недель они скорее всего будут колебаться в интервале 95-100 долларов за тонну CFR, хотя к концу года ожидается некоторое повышение.
Дело в том, что на китайском рынке стали пока не произошло перелома. Внутренние цены на прокат немного повысились, однако объем предложения по-прежнему превышает спрос. Производство стали в августе составило 58,5 млн. тонн, что почти на 5% меньше, чем в июле, причем впереди, очевидно, будут новые сокращения. Некоторые китайские производители ЖРС, прежде всего небольшие компании, разрабатывающие бедные месторождения руды, содержащей всего около 15% железа, в последнее время объявили об уменьшении выпуска, однако в августе среднедневной объем выпуска ЖРС в стране составил 3,76 млн. тонн, что на 1% больше, чем в июле.
Кроме того, китайские компании в августе импортировали 62,45 млн. тонн руды, что почти на 8% больше, чем в предыдущем месяце. Запасы сырья в портах по состоянию на начало сентября достигали 97 млн. тонн, так что необходимости в увеличении поставок нет. Всего за первые восемь месяцев текущего года китайский импорт ЖРС достиг 486 млн. тонн, на 8,7% больше, чем год назад.
Как признают специалисты австралийской компании Rio Tinto, ее нынешние планы расширения производства железной руды от 225 млн. тонн в прошлом году до более 350 млн. тонн в 2015-том исходили из того, что выплавка стали в Китае будет постоянно увеличиваться и достигнет на пике 1 млрд. тонн в год. Теперь эксперты прогнозируют рост не более чем до 800-850 млн. тонн в год. Тем не менее, в отличие от компаний Vale и Fortescue Metals Group, сокративших свои инвестиционные бюджеты на 2013 год, Rio Tinto пока не собирается отказываться от своих проектов. -- Укррудпром (Украина)