Повелители ветров. "ИА "Минпром (Украина)"". 13 сентября 2012
13.09.2012 - 12:39
Донбасский бизнесмен Максим Ефимов близок к тому, чтобы организовать в Украине практически полный машиностроительный цикл, обслуживающий нужды ветроэнергетики. Но вряд ли эта "пусконаладка" давалась бы так быстро и гладко, не испытывай живой интерес к проекту бывший глава Донецкой облгосадминистрации, а ныне министр ЖХК Анатолий Близнюк и его старший сын Сергей.
Синоптики могут не согласиться, но экономические аналитики убеждены: украинская роза ветров своим центром избрала г. Краматорск Донецкой области. Город, в котором сосредоточено несколько мощных машиностроительных предприятий, в течение 2-3 ближайших лет сможет самостоятельно производить полные комплекты оборудования для ветровых электростанций (возможно, за исключением электронных систем контроля и управления). В данный момент в Краматорске уже налажена крупноузловая сборка ветрогенераторов из зарубежных комплектующих. На осень 2012 планируется выпуск первых ветровых турбин и первых мачт местного изготовления. До конца года намечено произвести 7 комплектов такого оборудования. В обозримом будущем импортная составляющая в нем будет сведена до уровня не более 20-30%. Кроме того, именно в Краматорске должен открыться диспетчерский центр по управлению и дистанционному контролю за работой ветровых агрегатов, установленных в Украине.
Все сказанное касается крупных силовых генераторов (мощностью от 2,5 МВт) немецкой марки Fuhrlаnder. В сегменте малой ветроэнергетики господствуют китайские "пропеллеры", но он-то краматорских бизнесменов как раз и не интересует. А вот в нише оборудования для промышленных ВЭС они нацелены контролировать до 90% национального рынка. Другим европейским производителям ветрогенераторов пробиться на территорию, оккупированную "фурлендерами", будет очень непросто. Особенно с учетом того, что под оболочкой немецкого бренда ныне спрятана украинская начинка.
Весной текущего года тихо и незаметно Fuhrlаnder стала компанией с доминирующим украинским капиталом. Публичной огласке этот факт был предан только летом. В августе 2012 М.Ефимов был представлен немецкой прессе и общественности как новый член наблюдательного совета Fuhrlаnder и ее мажоритарный акционер. Формально в регистре акционеров он фигурирует как глава компании Windgrosse GmbH, сконцентрировавший порядка 80% акций Fuhrlаnder. Но этот титул мало о чем говорит даже искушенной публике. Сама Windgrosse зарегистрирована во Франкфурте примерно в начале нынешнего года от имени ничем не выдающихся кипрских учредителей.
Впрочем, у М.Ефимова и без того достаточно регалий. Самая громкая – должность генерального директора краматорского завода "Энергомашспецсталь". Также он является членом наблюдательного совета Краматорского завода тяжелого станкостроения (КЗТС) и одним из инициаторов создания украинско-германского СП "Фурлендер Виндтехнолоджи". Это СП получило лицензию на изготовление ветроэнергетических установок FL2500 мощностью 2,5 МВт от своих немецких отцов-основателей и промплощадку в 5 тыс. кв. м на том же КЗТС – от украинских.
Приход новых лиц к управлению старейшим в Германии производителем ветровых генераторов вызвал в немецкой прессе волну подозрений, что посредством М.Ефимова Fuhrlаnder прибирает к рукам российский "Росатом". Такие выводы делались преимущественно на основании того, что именно этот концерн с конца 2010 года владеет "Энергомашспецсталью", которой в свою очередь владеет М.Ефимов. Цепочка вроде бы логическая, но не до конца верная. Сегодня на "Энергомашспецстали" М.Ефимов представляет исключительно себя и своего партнера Сергея Близнюка. Ранее они контролировали этот завод совместно с корпорацией "Индустриальный союз Донбасса". Сегодня делают то же самое с россиянами, сохраняя за собой миноритарную долю в капитале предприятия и определенную квоту в его руководстве. Но ветровой вектор своего бизнеса связка Близнюк – Ефимов предпочитает развивать самостоятельно. Какой смысл делиться лакомым куском с "Росатомом", если можно съесть его самому?
Распрощаться с "Энергомашспецсталью" их вынудили обстоятельства. С одной стороны, забрезжила угроза поглощения завода одной из более влиятельных украинских бизнес-групп. С другой, наметились предпосылки для приобретения Fuhrlаnder, для чего нужны были свежие деньги. Продажа "Энергомашспецстали" "Росатому" решила две эти проблемы сразу. И украинский центр ветрового машиностроения был оперативно сдвинут в сторону Краматорского завода тяжелого станкостроения. Хотя до 2010 года включительно в качестве главной базы рассматривалась "Энергомашспецсталь". КЗТС в смысле технического оснащения был менее готов к этой задаче, зато здесь у группы Близнюка – Ефимова никаких посторонних совладельцев под ногами не путалось. Почти 98% акций завода сконцентрированы в одном кармане – на балансе кипрской фирмы Zubria Holdings.
В текущем году КЗТС пришлось в срочном порядке обновляться. В цеха было завезено несколько современных импортных металлообрабатывающих машин, под техперевооружение открыты две мультивалютные кредитные линии (одна – в харьковском Мегабанке, вторая – в Сбербанке России) общим наполнение свыше 120 млн грн. В итоге на предприятии уже освоили выпуск башен, на которые устанавливаются ветряки. Функционально это самый простой элемент ветрогенерирующего агрегата, но и самый габаритный. Высота такого стояка достигает 100 м, вес – 280 тонн. Анкерные корзины, рамы для гондол также планируют выпускать здесь, а при производстве самых турбин намерены скооперироваться с неоднократно упоминаемой выше "Энергомашспецсталью".
Как отмечают технологи КЗТС, производство оборудования для ветроэнергетики могло бы обеспечить дополнительными заказами и отечественную металлургию. Ведь сегодня сталь для первых башен завезена в Краматорск из Румынии, поскольку в Украине нет листа необходимой толщины и прочности. Хотя уже проведены предварительные переговоры о том, чтобы организовать его выплавку на мариупольской "Азовстали". Если исходить из заводских планов, замахнувшихся на выпуск до 100 ветровых башен в год, то под это дело понадобится примерно 30 тыс. тонн металла ежегодно. И это не учитывая материала, необходимого для изготовления гондол, лопастей и т.п.
А о том, чтобы обеспечить рынок сбыта для своих ветряков, владельцы КСТЗ, Fuhrlаnder и их украинской дочки обстоятельно позаботились загодя. Компании, близкие к династии Близнюков, выступают учредителями двух уже действующих в стране ветропарков – "Новоазовского" и "Очаковского", а также активно столбят территории под новые подобные формации. В Крыму они намерены разбить три подобных парка, в Николаевской области – еще два, далее: один на Луганщине, в районе Краснодона, один у себя под боком – между Краматорском и Славянском. Землю под все эти ВЭС местные советы уже выделили. Осталось лишь засеять ее ветрогенераторами. По предварительным подсчетам, для перечисленных проектов потребуется порядка 400-500 ветряков.
Кроме того, "Фурландер Виндтехнолоджи" выиграла тендер на поставку ветровых установок и для компании "Винд Пауэр", входящей в структуру ДТЭК. Последняя намерена построить в Запорожской и Днепропетровской областях сеть ВЭС общей мощностью 1200 МВт. Также "Винд Пауэр" изучает возможность создания ветропарка "Мангуш" в Донецкой области. В общем, все указывает на то, что без работы краматорским "ветреным" машиностроителям сидеть не получится. Выражаясь иначе, работать им придется и за себя, и за того парня. Дело в том, что от посягательств конкурентов извне интересы КЗТС и Ко. надежно защищает украинское законодательство о "зеленом тарифе" на электроэнергетику. Покупка оборудования для ВЭС у любого другого производителя, а не у Fuhrlаnder, делает эту инвестицию фактически невыгодной.
"Зеленые тарифы", как известно, существуют для того, чтобы стимулировать производство электрической энергии из экологических, возобновляемых источников. Сейчас в Украине за кВт-час, произведенный с помощью энергии ветра, платят примерно в 2,5 раза больше, чем такой же, но выработанный на ТЭС. Т.е. поставлять ветровые кВт-часы на энергорынок намного выгоднее. Но есть один нюанс. Такой поощрительный "зеленый тариф" распространяется только на тех энергетиков, у которых в стоимости строительства ВЭС не менее 15% приходится на сырье, материалы, работы, услуги украинского происхождения. Причем с 1 января 2013 эта планка поднимется до 30%, а с 1 января 2014 – до 50%. Подобная поправка к Закону "Об электроэнергетике" была принята в прошлом году. Теперь понятно, в чьих интересах. Ведь, кроме краматорского машиностроительного пула, подстроиться под подобное требование не сможет никто. -- ИА "Минпром (Украина)"