Шесть лет под следствием. "ИА "Минпром (Украина)"". 4 июля 2012
04.07.2012 - 12:54
В России зарубежные трубы малых диаметров (до 426 мм) из нержавейки уже шестой год находятся под прицелом антидемпинговых расследований. В результате этой "большой стирки" с рынка вымыли значительную часть украинской трубной продукции, доселе наиболее привлекательной для российского потребителя в разрезе "цена-качество". А образовавшиеся в спросе проплешины моментально наводнил дешевый китайский товар.
Первое специальное расследование сразу по 19 видам труб из коррозионно стойкой стали Минпромторг РФ возбудил по инициативе российского Фонда развития трубной промышленности еще в 2007 году. Следствие длилось около двух лет и закончилось введением заградительной пошлины в размере 28,1% от таможенной стоимости, которая, правда, вскоре была снижена до 9,9%, но не ниже, чем 1500 долл./тонн. Такая мера пресечения действует и сейчас, но срок ее истекает 1 ноября 2012 года. Еще год назад российские трубники обратились в правительство с просьбой продлить действие пошлины. Новое расследование по жалобе казалось формальностью, но в ходе его проведения неожиданно возникли процессуальные сложности, преодолеть которые пока не удается.
Сам Минпромторг РФ в декабре прошлого года заявил о благотворном в целом влиянии пошлин на внутреннее производство нержавеющих труб. Согласно министерскому докладу оно выросло в 2010 году на 51,3% по отношению к 2009 и продолжало расти в 2011 году. В результате и рыночная доля российских производителей увеличилась с 23,7% до 32,9%.
Однако против продления пошлин на этот раз выступили партнеры России по Таможенному союзу – Казахстан и Беларусь. Они предложили заменить пошлины квотами, чтобы потребители указанных стран имели возможность приобретать необходимую трубную продукцию по адекватной цене. Российский Минпромторг был не в восторге от этой идеи, тем не менее вскоре вынес на обсуждение коллег свой вариант распределения квот: около 26,4 тыс. тонн на весь Таможенный союз, из них 1,27 тыс. тонн – для Беларуси, 1,45 тыс. тонн – для Казахстана и 23,69 тыс. тонн – для России.
При этом период для такого расчета страновых квот брался достаточно долгий (с 2004 по 2010 год), что в принципе отвечало интересам украинских трубников. Однако белорусская сторона выступила за сокращение периода расчета до 2008-2010 года. С точки зрения Украины это менее выгодно, поскольку ведет к возможному уменьшению суммарного объема поставок в государства Таможенного союза на 800 тонн ежегодно. Впрочем, и в России не согласились с таким подходом, поскольку он автоматически увеличивает импортную квоту Китая на 5 тыс. тонн годовых. Хуже всего то, что уже полгода члены ТС так и не могут прийти к консенсусу по этому вопросу, что вынудило Минпромторг России продолжить расследование по импорту нержавеющих труб еще на 3 месяца – до 31 августа текущего года.
Усложняется ситуация еще и тем, что Российская Федерация буквально стоит на пороге Всемирной торговой организации. Вопрос ратификации договора о вступлении во ВТО Госдума России должна рассмотреть уже 4 июля. В то же время вхождение страны в состав ВТО вынудит ее серьезно пересмотреть политику относительно импортных труб. В частности, России, начиная уже с текущего года, придется снижать ставки пошлин на ввоз трубной продукции из-за рубежа по всей номенклатуре. Во-вторых, ВТО выступает против любых квотных ограничений в торговле, так что квотирование поставок тех же труб малого диаметра из нержавеющей стали может стоить новоиспеченному члену санкций со стороны других членов ВТО. Поэтому российский Минпромторг сейчас весьма напоминает героя известной васнецовской картины "Витязь на распутье". Не исключено, что это также одна из причин затягивания антидемпингового расследования в сегменте труб из нержавеющей стали.
Есть еще и третий фактор. Далеко не все участники российского рынка считают нынешние заградительные пошлины благом. Поэтому Минпромторг испытывает на себе давление и с другой стороны – со стороны заинтересованных предприятий машиностроения и ТЭК, которые убеждены, что нынешний механизм "защиты рынка" на самом деле не выравнивает конкуренцию, а убивает ее, создавая на рынке все условия для доминирования исключительно китайских компаний. Дело в том, что номенклатура российских труб из нержавейки, несмотря на все усилия по модернизации промышленности, остается довольно узкой, а приобрести необходимый вид труб украинского производства (не говоря уже о немецких или итальянских) многим покупателям теперь не по карману.
В 2010 году доля китайских нержавеющих труб в объеме общего их импорта на территорию Таможенного союза превысила 50%, тогда как в 2005 она составляла только 2,5%. Сегодня чуть ли не каждая вторая труба в данном сегменте, закупаемая потребителями стран ТС, имеет клеймо Made in China. Прошлогодняя емкость этого рынка оценивалась примерно в 35 тыс. тонн, и 15-16 тыс. тонн из них имели китайское происхождение. Для сравнения: доля Украины в импорте за тот же период 2005-2010 сократилась втрое (с 48% до 15%).В последние годы Украина отправляет в Россию, Казахстан и Беларусь лишь по 4-5 тыс. тонн труб малого диаметра из нержавеющей стали. Исключением был лишь предкризисный 2008, когда показатель украинского экспорта чуть-чуть зашкалил за 7 тыс. тонн.
Но этот подъем был резко пресечен с помощью упомянутых выше пошлин, после чего отгрузки на данном направлении сократились почти наполовину. Конечно, трубы из антикоррозионной стали – это одна из самых высокодоходных ниш в трубной металлургии, но необходимость доплюсовывать к заводской цене еще 1500 долл. в пользу таможни сведет на нет любую доходность. По некоторой номенклатуре это означает удорожание товара более чем на 50%.
Украину в этом антидемпинговом расследовании представляли два субъекта – холдинг "Интерпайп" и никопольская компания "Сентравис", но основной удар держать пришлось последней. У "Интерпайпа" поле деятельности шире, у "Сентрависа" оно намного компактнее. "Сентравис" – ярко выраженный нишевый игрок. Зато в своем сегменте он дока. В общемировом производстве бесшовных нержавеющих труб никопольцы держат 4% долю, а по некоторым узким спецификациям и того больше: например, 8% мирового рынка котельных труб, 10% мирового рынка труб для механической обработки.
Уникальность выпускаемой продукции помогла "Сентравису" сохранить российский рынок сбыта как базовый, даже после пошлинного нокдауна. А в 2011 году компания понемногу стала наращивать отгрузки в Россию. По данным "Сентрависа", они выросли почти на 500 тонн (на 8%), в основном за счет продаж котельных труб и труб для печей. В то же время во второй половине прошлого года практически прекратился экспорт продукции никопольской компании в Казахстан и Беларусь. И возобновить его пока не удается. Остается лишь ждать, когда на участников Таможенного союза все же снизойдет согласие. Но если разногласия останутся неразрешимыми, вопрос квотного регулирования вообще может исчезнуть с повестки дня.
На этом как раз и настаивает влиятельный российский Фонд развития трубной промышленности, утверждающий, что в трубном секторе какой бы то ни было квотный механизм вообще неприемлем. Там считают, что он в любом виде подрывает устои национальной металлургии, и призывают отказаться даже от тех квот, которые уже установлены международными договорами, в частности и на ввоз продукции группы "Интерпайп". Правда, в данном случае речь идет не о трубах мелкого сечения из нержавеющей стали, а об обсадных, насосно-компрессорных, нефтегазопроводных и т.п. Но тенденция та же. Еще весной глава Фонда развития трубной промышленности А.Дейнеко заявил, что действие квотного соглашения с "Интерпайпом" должно быть прекращено, поскольку оно наносит ущерб экономическим интересам России. Как аргумент он привел статистику, согласно которой в 2011 году поступления насосно-компрессорных труб из Украины выросли на 46,3%, горячедеформированных нефтепроводных – на 42,4%. Но с другой стороны, даже при таком значительном росте в некоторых сегментах общая доля украинских труб на рынке РФ остается довольно небольшой, и по итогам 2011 года она не дотягивала даже до 8% от общероссийского потребления. -- ИА "Минпром (Украина)"