Новые сибирские заводы заменят наши устаревшие неэффективные мощности – "Русал".
26.06.2012 - 13:17
О состоянии мирового рынка алюминия, планах по сокращению мощностей и ориентирах по ценам на металл рассказал в интервью агентству "Прайм" первый заместитель гендиректора ОК "Русал" Владислав Соловьев.
Вопрос: Владислав Александрович, как вы оцениваете состояние мирового рынка алюминия на конец первого полугодия? Оправдались ли ожидания компании, которые были в начале года?
Ответ: Ожидания были более оптимистичны. К сожалению, они не оправдались. По-прежнему из-за ситуации в Европе мы видим проблему с тем, что инвесторы вкладываются в активы типа трежерис (государственные ценные бумаги), что, на мой взгляд, не является гарантией стабильности. Из-за этого цена падает. Не только на алюминий, но на все коммодитис (сырьевые товары) – в том числе, на никель и медь. По алюминию ситуация немного хуже, так как мы имеем объемы производства, которые превышают потребление. То есть наблюдается перенасыщение рынка.
Вопрос: Как в таких условиях ведут себя производители металла?
Ответ: Основная задача, на которой концентрируются производители сейчас - это сокращение производства. Мы все в одной лодке – Alcoa, "Русал", Rio Tinto. В мире уже выведены мощности на 3 миллиона тонн алюминия. Думаю, всего будет сокращено 4 миллиона тонн. В данной ситуации все смотрят на Китай, который в этом году не намерен снижать производство, а планирует введение льготных тарифов на электроэнергию в южных провинциях. Но мы считаем, что рано или поздно, Китай также последует по пути сокращения производства. Это - основная задача для всех производителей - необходимо поддержать и повысить цены на металл.
Вопрос: Каков ваш прогноз по цене на алюминий на текущий и будущий год?
Ответ: Наш прогноз по цене на 2012 год составляет 2100 – 2200 долларов за тонну алюминия. То есть мы снизили прогноз с начала года примерно на 200 долларов. На 2013 год ориентир по цене - 2300-2500 долларов на тонну.
Вопрос: Ранее "Русал" сообщал о планах сокращения мощностей. В каком объеме и в какие сроки планируется это сделать?
Ответ: Мы планируем сокращение мощностей на 8-10% от общего объема производства. Это до 400 тысяч тонн за год, но на сегодня пока реалистично сокращение на 250 – 300 тысяч тонн. Соответственно, во втором полугодии может быть выведено около половины мощностей от этого плана.
Вопрос: Какие именно мощности планируете сократить?
Ответ: Решение о том, какие именно мощности будут сокращены, совет директоров "Русала" примет до сентября текущего года. Выводить будем только неэффективные и экологически устаревшие алюминиевые мощности. Мы будем также смотреть на рентабельность глиноземных производств, но речь не идет о мощностях в России, скорее всего, это коснется предприятий на Ямайке.
Вопрос: Может ли данный план по сокращению затронуть Богословский алюминиевый завод, на котором до сих пор не решен вопрос с источником тепла? Какова ситуация со сделкой по покупке Богословской ТЭЦ у КЭС-Холдинга?
Ответ: Сделка сорвана КЭСом. Ее нет. Мы всегда открыты к переговорам, но пока новых предложений со стороны КЭСа не поступало. В настоящий момент мы рассматриваем несколько вариантов, вплоть до строительства собственной генерации. Обеспечение БАЗа теплом – основная задача, так как это в первую очередь глиноземный завод, и только потом - алюминиевый. Если мы не договоримся о тарифе на тепловую энергию с КЭСом, то мы можем построить собственную станцию. У нас есть на это время. По тарифам мы продолжаем переговоры, они готовы это обсуждать.
Вопрос: Есть ли у компании планы по новым проектам, приобретениям, совместным предприятиям?
Ответ: Сейчас компания не планирует никаких приобретений – слишком низкая цена на алюминий. Ранее у нас были интересные идеи, но сейчас мы вынуждены сделать паузу по всем новым проектам. Отрасль опять в сложной ситуации, и мы вынуждены притормозить подобные активности.
Вопрос: Как долго, на ваш взгляд, может продлиться новый кризис, и похож ли он на кризис 2008-2009 годов?
Ответ: И да, и нет. Похож в том, что цена на алюминий резко падает, а отличие в том, что спрос по-прежнему сильный. На рынке он есть, в отличие от 2009 года. И еще отличие в том, что тогда кризис был у всех – цена на нефть упала до 40 долларов. Сейчас кризис больше у металлургов и угольщиков, меньше у нефтяников. Относительно сроков – их назвать сложно. Будем смотреть.
Вопрос: Какова обстановка с африканскими активами "Русала"? Решены ли проблемы на этих предприятиях?
Ответ: По предприятиям в Гвинее: мы продолжаем переговоры с правительством страны по поводу концессии на месторождение бокситов Диан-Диан, планируем завершить их до конца года. Что касается нашего боксито-глиноземного комплекса Friquia - у нас нет сейчас каких-то неразрешенных противоречий, но мы пока не запускаем завод вновь, потому что отсутствует смысл делать это при текущей конъюнктуре рынка – производство там невыгодно. Поэтому после забастовки он не запущен, работает в режиме рециркуляции.
По Нигерии – там достаточно стабильная ситуация, нам нужно найти деньги на инвестиции в ALSCON, после чего мы сможем увеличивать объемы производства на этом заводе.
Вопрос: И как "Русал" планирует распределить инвестиции на этот год в таком случае?
Ответ: Мы сейчас сосредоточены на российских активах. Нам важно все деньги, которые у нас есть, в этой непростой внешней ситуации вкладывать в России для поддержания и развития наших мощностей.
Вопрос: Могут ли сдвинуться сроки ввода ваших основных инвестпроектов – запуск Тайшетского и Богучанского алюминиевых заводов (БоАЗ) – из-за плохого состояния рынка?
Ответ: В настоящее время мы продолжаем финансировать данные проекты за счет средств Внешэкономбанка и хотим закончить их в срок. Пока мы не меняли ни объем инвестиций, ни сроки запуска. Мы считаем, что это правильные проекты, они помогут удешевить среднюю себестоимость производства. Мощности с высокой себестоимостью, которые мы выведем, заменим этими новыми мощностями на Востоке.
Вопрос: "Русал" сообщал, что планирует построить анодный завод в Иркутской области стоимостью 850 миллионов долларов и мощностью первой очереди в 440 тысяч тонн, для чего заключил соглашение с Эксимбанком Китая. Сколько собственных средств намерен вложить в проект "Русал", а сколько будет заимствовано?
Ответ: Обычно это соотношение 30 на 70 процентов, где 30% составляют собственные средства. Но мы будем стараться увеличить кредитное финансирование. В настоящее время мы уже заканчиваем проектирование, и ТЭО будет готово к концу этого года, а в начале следующего планируем начать строительство завода.
Вопрос: "Русал" самостоятельно будет строить предприятие, или привлечет партнера?
Ответ: Мы изучаем сейчас китайское оборудование, так как хотим привлечь для строительства китайскую технику, под которую Эксимбанк даст средства. В настоящее время ищем партнера для проекта, который займется строительством завода. В частности, ведем переговоры с китайской компанией Minmetals. В плане соотношения цены и качества это интересный вариант.
Вопрос: Получается, что "Русал" намерен увеличить свою долговую нагрузку?
Ответ: Привлечение средств на данный проект никак не повлияет на баланс компании, так как, скорее всего, это будет проектное финансирование. -- INFOLine, ИА (по материалам компании)