Ответ: Прошлый год был неплохим. Выручка ОМК превысила 120 миллиардов рублей. Это выше, чем в 2010 году. Что касается объемов производства, тут показатели немного снизились. Главная причина – наши стратегические партнеры, "Газпром" и "Транснефть", перенесли на более поздний срок начало реализации ряда трубопроводных проектов.
Поэтому, если в начале года мы планировали произвести более 2 миллионов тонн трубной продукции, то по факту этот показатель составил 1,9 миллиона тонн. В частности, производство труб большого диаметра (ТБД) сократилось по сравнению с 2010 годом на 19% - до 1 миллиона тонн. При этом речь идет о тенденции, характерной для всех трубных компании России – все отечественные трубники сократили выпуск ТБД в 2011 году.
- Что касается железнодорожных колес, то их производство выросло на 12% - до 742 тысячи штук (в 2010 году было произведено 665 тысяч колес). Это обусловлено, прежде всего, выполнением долгосрочного контракта с ключевым партнером ОМК – "Российскими железными дорогами" (РЖД), а также увеличением поставок в динамично развивающийся сегмент независимых собственников подвижного состава и ремонтных предприятий.
Вопрос:Какие планы на 2012 год? В каких российских и международных проектах ОМК намерена участвовать?
Ответ: Мы планируем в 2012 году произвести около одного миллиона тонн ТБД. В нынешнем году должна начаться реализация целого ряда трубопроводных проектов. Это газопровод "Южный поток", вторая нитка трубопровода "Бованенково-Ухта", проект "Бейнеу-Шымкент" в Казахстане и "Средняя Азия – Китай" (САК-3). Опыт поставок для САК у нас есть: мы были единственными российскими поставщиками по САК-1 и САК-2. В кризисные годы, эти заказы нас во многом выручили. Мы будем стремиться стать поставщиками труб для всех этих проектов.
- Если помните, ОМК была первым российским производителем труб, получившим в 2007 году сертификат соответствия DNV для производства труб для подводных трубопроводов.
ОМК поставила 480 километров труб 1153х34-41миллиметров для уникального в мировой практике подводного трубопровода Nord Stream.
- На сегодняшний день ОМК имеет самый богатый в России и один из лучших в мире опытов поставок труб для подводных трубопроектов. Помимо Nord Stream компания поставила ТБД для проектов нефтяного терминала "Варандей" в Белом море, "Байдарацкая губа", "Сахалин – Хабаровск – Владивосток" и "Джубга-Лазаревское-Сочи".
- Участие в подводном проекте "Джубга – Лазаревское – Сочи" во многом помогает ОМК при технической подготовке к проекту "Южный поток": оба проекта проходят по дну Черного моря в условиях агрессивной сероводородной среды.
- В целом, мы достаточно оптимистично смотрим на перспективы 2012 года.
Вопрос:Каков ваш прогноз по потреблению трубной продукции и по ценам?
Ответ: Мы считаем, что в 2012 году объем российского рынка труб останется на уровне 2011 года – около 9,5-10 миллионов тонн. Второе полугодие прогнозируется более активным, чем первая половина года.
- Сегодня делать какие-либо ценовые прогнозы считаем неверным. Очень много факторов, оказывающих значительное влияние на ценообразование, не поддаются прогнозированию. Взять, к примеру, ситуацию в Евросоюзе. Это ближайший к России регион, который всегда являлся и является одним из крупнейших импортеров российских труб. И то, каким образом там будет разрешаться кризис, может оказать существенное влияние на объемы производства труб у нас, на динамику курса евро и другие параметры. Поэтому о ценах на перспективу говорить сейчас опрометчиво.
Вопрос:Насколько будет загружен в 2012 году Металлургический комплекс стан-5000?
Ответ: По МКС-5000 у нас задача – вывести его на проектную мощность по производству 1,2 миллиона тонн листа в трубном сортаменте в первом квартале 2013 года, то есть через год. То есть, в течение нынешнего года усилия будут направлены на отладку всех производственных процессов комплекса.
Вопрос:Какие у ОМК приоритетные рынки сбыта? Возможно появление новых иностранных клиентов?
Ответ: Приоритетным рынком сбыта был и остается внутренний рынок России. Ключевыми сегментами рынка мы считаем трубы большого диаметра, нефтегазопроводные (НГП) трубы среднего диаметра, обсадные трубы а также соединительные детали трубопроводов - отводы, тройники и так далее. Огромное значение для нас имеет рынок железнодорожных колес.
- При этом, мы, естественно, не ограничиваемся только российским рынком. ОМК имеет успешный опыт поставок ТБД для крупнейших международных проектов: Nord Stream, САК, БТС и другие. Мы поставляли трубы в Африку для строительства проектов OML58 и NOPL. Среднегодовой объем поставок за рубеж за период с 2007 по 2011 годы, превышает 200 тысяч тонн в год.
- Средний объем экспорта обсадных труб в последние годы составляет 30 тысяч тонн в год - основной потребитель США.
- Железнодорожные колеса поставляются более чем в 30 стран мира, среди которых США, Канада, Германия, Чехия, Словакия, Индия и другие. За последние 5 лет средний объем поставок на экспорт превышает 100 тысяч штук в год.
Вопрос:А по финансовым показателям, какие ваши прогнозы?
Ответ: По нашим предварительным итогам работы группы ОМК в 2011 году выручка, как я уже сказал, превысит 120 миллиардов рублей. Окончательные данные будут подведены в апреле. Прогнозы 2012 года позволяют говорить, что в наступившем году финансовые показатели будут близки к показателям 2011 года.
Вопрос:Какая у вас сейчас долговая нагрузка? Есть необходимость в привлечении заемных средств, в каком объеме?
Ответ: На начало года чистый долг группы составил 51,3 миллиарда рублей. В ближайшем году мы не планируем крупных новых привлечений. Возможно, будет проведено рефинансирование подходящего к погашению краткосрочного долга.
- В принципе, мы не исключаем дополнительное привлечение новых долгосрочных кредитов, но в небольшом объеме. Средства будут направлены на финансирование инвестиционной программы, реализуемой предприятиями группы.
Вопрос:Расскажите подробнее об инвестиционной программе.
Ответ: В прошлом году мы завершили главный инвестиционный проект последних лет – строительство МКС-5000. Это был крупнейший проект года не только для трубной отрасли, но и для всей российской черной металлургии. И это не случайно. Дело в том, что в последние годы трубная отрасль была и остается локомотивом модернизации в черной металлургии.
- За 7 лет российские трубники вложили в модернизацию производственных мощностей и строительство новых заводов более 10 миллиардов долларов. Около 5 миллиардов из этой суммы приходится на ОМК. Объем инвестиций в МКС-5000, к примеру, составил 45 миллиардов рублей. Все это позволяет нам уже сегодня производить высококачественную конкурентоспособную на мировых рынках продукцию. Это особенно важно в свете скорого вступления нашей страны в ВТО.
- Как результат - достойная оценка бизнес сообществом и государством наших основных проектов. Так, в прошлом году проект МКС-5000 получил сразу несколько престижных национальных премий.
- В феврале уже этого года сотрудники и специалисты ОМК и Выксунского металлургического завода (ВМЗ) были удостоены премии правительства РФ в области науки и техники за разработку новых видов колес для российских железных дорог. Здесь я хотел бы отметить особую роль, которую играет РЖД. Наличие долгосрочного 12-летнего контракта между ОМК и РЖД на покупку ж/д колес, позволяет нам совместно разрабатывать и осваивать новые, перспективные виды продукции.
- Так что, инвестиционные темпы мы не снижаем. В прошлом году на финансирование всех проектов был выделено порядка 16,5 миллиарда рублей. В нынешнем году объем инвестиций вырастет до 18 миллиардов рублей, что связано как с завершением ряда уже начатых проектов, так и с реализацией новых.
Вопрос:Какие приоритетные проекты в текущем году?
Ответ: На 2012 год у нас запланировано много инвестпроектов, остановлюсь на главных. На ВМЗ – это завершение работ по расширению инфраструктуры МКС-5000. Комплекс был запущен в ноябре прошлого года, но для его стабильной работы необходимо завершить развитие складской и транспортной инфраструктуры.
- В активную фазу войдут проекты по обновлению станов по производству труб малого диаметра для сокращения себестоимости и расширения сортамента. Будут продолжены мероприятия по расширению мощностей отделки обсадных труб для увеличения выпуска нарезных труб.
- В 2012 году мы планируем завершить проект по реконструкции производства нефтегазопроводных труб среднего диаметра в ТЭСЦ-3. Это - непростой и довольно крупный проект, призванный изменить существующую технологическую цепочку, обеспечить соответствие продукции самым высоким стандартам качества, провести частичную замену оборудования цеха с увеличением производственных мощностей.
- Также мы планируем реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры.
- Из новых и значимых для компании проектов - мы планируем начать строительство электросталеплавильного цеха и машины непрерывного литья заготовок для обеспечения заготовкой колесопрокатного производства и вывода из эксплуатации мартеновского цеха.
- На Альметьевском трубном заводе намерены завершить проект по установке нового высокопроизводительного стана 10-65. Он заменит два устаревших стана аналогичного сортамента, что приведет к сокращению операционных затрат.
- В Литейно-прокатном комплексе (ЛПК) в конце года должна войти в строй установка по производству шредированного лома.
- На заводе "Трубодеталь" будет завершен проект увеличения мощностей по производству гнутых отводов методом токов высокой частоты (ТВЧ), а также целый ряд небольших, но важных и эффективных проектов, направленных на увеличение мощностей и на расширение продуктовой линейки.
- Что касается сортамента продукции, то все вышеперечисленные проекты преследуют именно эту цель. Конечно, принципиально новой продукцией для ОМК будет собственный толстый лист с МКС-5000. После завершения реконструкции ТЭСЦ-3 значительно расширится сортамент компании в сегменте труб среднего диаметра и профильных труб. Реконструкция ТЭСЦ-2 позволит расширить линейку труб малого диаметра. В литейно-прокатном комплексе продолжится освоение специальных марок сталей.
Вопрос:Планирует ли ОМК приобретать новые производственные активы, или что-то продавать?
Ответ: В настоящее время - нет. Тем не менее, мы с интересом рассматриваем все появляющиеся возможности как внутри страны, так и за ее пределами. -- Прайм-ТАСС