Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 15.12.2011

Группа Магнезит — участник Национального доклада "Управление исследованиями и разработками в российских компаниях".

15.12.2011 - 11:30
Группа Магнезит — участник Национального доклада "Управление исследованиями и разработками в российских компаниях"

Национальный доклад посвящен вопросам развития корпоративных инновационных систем в крупном российском бизнесе. Он подготовлен совместно Ассоциацией менеджеров России, ОАО "Российская венчурная компания" и Институтом менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. Особую благодарность авторы доклада выразили экспертам, принявшим личное участие в подготовке материалов для доклада, среди них и техническому директору Группы Магнезит Л.М. Аксельроду.

Переход крупных компаний на новый этап развития диктует необходимость модернизации производства, технического обновления, выхода на мировые рынки. В фокусе внимания доклада — возникающие в ходе этого процесса системы управления исследованиями и разработками и организация взаимодействия компаний с внешними разработчиками новых продуктов и технологий. Вопросы такого взаимодействия рассмотрены в контексте общемировых тенденций в сфере управления инновациями, в том числе с использованием концепции открытых инноваций.

Существует мнение, что отечественные компании проявляют низкую активность в области исследований и разработок (ИиР), все технологии заимствуют за рубежом, а про инновации говорят только ради пиара, говорится в докладе. В ходе специального исследования, в котором приняли участие 100 российских компаний крупного, среднего и малого бизнеса, а также 29 экспертных интервью с руководителями и топ-менеджерами 22 компаний, удалось выявить отчетливый рост интереса к ИиР и внедрению инноваций со стороны крупного российского бизнеса.

Активное создание корпоративных R&D-центров и быстрое наращивание их мощи является сегодня главной тенденцией в развитии крупного российского бизнеса. Закономерность влияния роста конкуренции на степень инновационности компаний отчетливо прослеживается по изученной выборке. Компании с существенной долей продаж на международных рынках, такие, например, как "ТМК ", "Магнезит" ведут активную исследовательскую работ, в том числе и на опережение рынка, для создания технологического задела, подкрепляя это существенным финансированием.

Чтобы вырваться вперед российским компаниям приходится самостоятельно вкладываться в НИОКР, самим создавать конкурентные преимущества, для поддержания которых требуется постоянная работа над улучшением качества продукции и ассортиментным рядом. Например, у Группы Магнезит глубокая модернизация существующих технологических процессов, направленная на уход от массового производства узкой номенклатуры продукции, сочетается с постоянным ежегодным обновлением примерно 20% продукции.

Некоторые из участвовавших в опросе компаний упомянули об опыте своего участия в формировании технологических платформ. "Технологические платформы — задуманы очень интересно. Это подвижная и живая структура, на базе которой бизнес и наука могут начать встречное движение друг к другу. В такой ситуации нас в первую очередь интересует возможность получения доступа на понятных и адекватных условиях к реальной исследовательской инфраструктуре в России" ("Магнезит").

Об опыте приобретения зарубежных активов с целью заимствования технологий рассказали сразу несколько принявших участие в исследовании корпораций. "Структура Группы включает 15 производственных площадок в России, Китае, Словакии и Германии. Присутствие Группы в Европе открывает доступ к современным технологическим новациям, позволяет на практике оценить возможности их применения и внедрять наиболее эффективные разработки на российских производственных площадках. Мы также представлены на внутреннем рынке Китая — постоянно растущем и самом емком на сегодняшний день рынке огнеупоров. Используя возможности наших производственных площадок, мы создаем современные технологические циклы по производству высококачественной продукции, отвечающей самым высоким мировым стандартам" ("Магнезит").

Если одни респонденты делают акцент на привлечение зарубежных производителей в Россию, то другие считают, что необходимо добиваться постепенного замещения импортируемой техники продукцией отечественных производителей. В "Магнезите" указывают на опасность зависимости от одного поставщика. "Многие эксперты сегодня отмечают усиление борьбы за сырьевые ресурсы для огнеупорной промышленности, в первую очередь — за пределами Китая. На территории этой страны находятся крупнейшие в мире месторождения магнезита, 80% мирового производства плавленого периклаза. В последние годы правительство КНР последовательно демонстрирует политику, направленную на развитие внутреннего рынка и поощрение производства огнеупорных материалов в Китае, что способствует непрерывному росту цен на сырьевые материалы за его пределами, а также переносу производства зарубежных производителей на территорию этой страны. Потребление огнеупоров на рынке КНР также растет, поскольку это еще и крупнейший производитель стали в мире. Высокая степень концентрации добычи сырья, производства и потребления огнеупорной продукции в одной стране создает существенные риски для других участников мирового рынка, в частности, России. Я противник излишней зависимости российских предприятий от поставок импортной продукции, в том числе в сфере огнеупоров, поскольку это создает дополнительные риски для самих предприятий, а также для экономической безопасности страны в целом. К сожалению, многие российские металлургические компании серьезно недооценивают значимость этой проблемы. Примеры других развитых экономик, например Европы, Японии и США, свидетельствуют об обратном — наличие альтернативного поставщика сырья и материалов является обязательным условием обеспечения жизнедеятельности промышленных предприятий" ("Магнезит").

В настоящее время для многих компаний главной задачей становится уже не столько модернизация, понимаемая как стремление подтянуться к "современному" уровню, задаваемому развитыми в технологическом отношении странами, сколько поиск собственной, оригинальной модели ведения бизнеса и разработка собственных конкурентоспособных продуктов и технологий. То есть то, что собирательно и называется "инновационной моделью развития". Одну из центральных ролей в этом процессе играет система осуществления корпоративных исследований и разработок.

Стандартные методы статистических наблюдений смогут зафиксировать признаки перехода российской промышленности к новому этапу своего развития только с лагом в несколько лет. В связи с этим было решено провести специальное эмпирическое исследование, результаты которого представлены в настоящем докладе. В целом важно подчеркнуть, что масштабы роста интереса бизнеса к отечественной отраслевой науке, вопреки распространенному мнению, оказались неожиданно высокими.

Для получения полного текста доклада (архив zip) нажмите здесь -- INFOLine, ИА (по материалам компании)

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  158120

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>