В.В. Путин сделал комментарий к выступлению председателя президиума саморегулируемой организации операторов подвижного состава С.В.Мальцева.
09.11.2011 - 14:09
К выступлению председателя президиума саморегулируемой организации операторов подвижного состава С.В.Мальцева:
Сергей Валентинович, вы наверняка в контакте с РАО "РЖД", с руководством РАО "РЖД" и знаете их претензию к операторам. Одна из претензий заключается в том, что операторы, особенно мощные операторы, возят только наиболее экономически эффективные грузы. Всё остальное, подвижной состав держат в сторонке, загоняют их куда-нибудь там на какие-то вторые подъездные и третьи подъездные пути, которые не предусмотрены, собственно говоря, для того чтобы в отстое стояли эти вагоны. И всё это приводит к технологическим сбоям при подаче вагонов, разгрузке вагонов. Мы производим в 2 раза больше, чем в Советском Союзе, а вагонов всё равно не хватает и так далее, и так далее. Вы абсолютно правильно сказали: это проблема роста. Это совершенно корректная формулировка, я с вами согласен.
Откуда взялась эта проблема роста? Она взялась от того, что многое было приватизировано, появились частные операторы – компании достаточно большие и достаточно эффективные, а вопросы регулирования, диспетчирования отстали от реалий рынка и возникли сбои. Подвижного состава много, а вагоны не подаются отправителем в нужном объёме и в нужном месте – вот что возникло. Но при всём при этом я не могу с вами не согласиться в том, что никакой экспроприации быть не должно. Если уж мы пошли по этому пути, вопрос не в том, чтобы что-то отнимать в явочном порядке, а наладить работу между организатором движения (в данном случае между "РЖД") и между операторами грузового парка. Но нужно сделать это только по-хозяйски со всех сторон – со стороны отправителей грузов и со стороны операторов.
Вы знаете, что сейчас разрабатывается новый тариф, который будет отличаться от того, что сейчас мы имеем на рынке. Сейчас для РАО "РЖД" и для его подвижного состава действует тариф "10-01", а частные операторы возили свои грузы или подавали свой подвижной состав для перевозки грузов с отклонением от этого "10-01" с плюс 25 как минимум.
С.В.Мальцев: Это если брать экспортный уголь. Если брать чёрный металл – это минус.
В.В.Путин: Сергей Валентинович, это в среднем. Бывает побольше, чуть поменьше. Я знаю цифры, я владею этими цифрами: примерно 25% в плюс уходят частные операторы. Но да, в среднем.
Новый тариф, который сейчас разрабатывается, предполагает, что отклонения от этого тарифа "10-01", по которому ОАО "РЖД" якобы невыгодно вообще возить (я думаю, что они тоже немножко лукавят), на самом деле это якобы невыгодно, в целом же рентабельны такие перевозки в рамках тарифа, но рентабельность очень низкая. У нас ОАО "РЖД" работает с рентабельностью всего в 2–2,5–3%. Для такой отрасли экономики, как транспорт, да и вообще для любых отраслей экономики 2–3% рентабельности – это слишком мало для развития: им на развитие ничего не останется. Мы должны обеспечить рентабельность этому системообразующему предприятию. Так вот предполагается, что новый тариф будет отличаться от "10-01" минус 2/плюс 12. Но это и для частных операторов, мне кажется, обеспечит нормальную, вполне хорошую рентабельность. Но это даст возможность "РЖД" регулировать в зависимости от экономической ситуации в стране в конкретном регионе этот тариф. Такую возможность регулирования предполагается передать ОАО "РЖД". Вы считаете это справедливым?
С.В.Мальцев: Давайте попробуем.
В.В.Путин: Хорошо.
С.В.Мальцев: Владимир Владимирович, и я ещё можно две минуты у Вас займу?
В.В.Путин: Пожалуйста.
С.В.Мальцев: Я просто хотел пояснить насчёт высокодоходных грузов. Вопрос в том, что мы же покупали за собственный счёт, за заёмный капитал свои вагоны.
В.В.Путин: Понятно.
С.В.Мальцев: Поэтому экономически были вынуждены прыгать туда.
В.В.Путин: Я понимаю.
С.В.Мальцев: Потом, когда болезнь роста проходит, нам становятся доступны другие рынки.
В.В.Путин: Понятно.
С.В.Мальцев: А что касается непроизводительного отстоя наших вагонов на подъездных путях, это в принципе невозможно: если я стою, то я банкрот.
В.В.Путин: Нет-нет, оказывается, что это возможно. Если не отдаёте их на малорентабельные перевозки и ждёте, для того чтобы поставить там высокую цену за то, что нужно везти, здесь нет ничего особенного, я вас прекрасно понимаю. Есть ещё одна проблема для операторов – это устаревание парка вагонов. Вот сейчас "Первую грузовую" продали. Продали ведь уже, да или нет ещё? Продали. Но там срок эксплуатации вагона – лет 25?
С.В.Мальцев: 18 лет в среднем.
В.В.Путин: Ну 20 лет.
С.В.Мальцев: Улучшили намного за два года.
В.В.Путин: 20–22, а то, что продали, там уже лет 15–16 вагоны ходят, там уже подходит срок их замены. В общем, это непростая вещь, я прекрасно понимаю ваши озабоченности, но нужно понять и озабоченности и грузоотправителей, и министерства, и ОАО "РЖД". Давайте мы вместе доведём эту работу до конца и отрегулируем.
С.В.Мальцев: Спасибо.
В.В.Путин: Спасибо вам. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову).
С.Б.Иванов: Для справки. Наряду с возникшей проблемой с вагонами, о которых сейчас много говорилось, есть ещё один аспект, на который и Минтранс, и я обратили внимание, – это простой вагонов с грузом и неразгружаемым грузом. Некоторые вагоны превратились не в вагоны, а в хранилища грузов. И в этой связи в Минтранс я предложил - и Вы согласились с этим предложением, Владимир Владимирович - ввести штраф за неразгрузку вагонов, потому что их оборачиваемость, соответственно, падает очень сильно. Это частично связано и с тем, что по некоторым видам экспортных грузов у нас ещё не хватает портовых мощностей и там выстраиваются очереди и иногда неделями вагоны, например с зерном в Новороссийске…
В.В.Путин: Это связано не с мощностями, это связано (в том числе с мощностями) с тем, что мы объявили, что после продажи определённого объёма зерновых на экспорт, мы этот экспорт…
С.Б.Иванов: Можем экспорт закрыть…
В.В.Путин: Можем свернуть. И вот грузоотправители всё потащили в район порта и ждут там отгрузки. Понятно.
С.Б.Иванов: Ещё один аспект, связанный с тарифным коридором. Действительно я хотел бы внести ясность. Тарифный коридор пока ещё не утверждён. Вы только что подписали поручение по этому вопросу, и в течение ноября мы должны это вместе с ФСТ, вместе со всеми коллегами сделать. На сегодняшний день его ещё нет, но предполагается именно так, как Вы сейчас сказали, сделать.
В.В.Путин: Но мы слышали, что операторы уже в добровольном порядке сами переходят на эту систему регулирования.
С.Б.Иванов: И это радует.
В.В.Путин: Аплодисменты в зале.
С.Б.Иванов: Аплодисменты в зале. И последнее...
В.В.Путин: Это вам аплодисменты.
С.Б.Иванов: Да. И последнее: по вагонам совершенно правильно Вы в своём вступительном слове сказали, ведь мы должны менять и технологию их создания. Вагон должен бегать дольше, колёсная пара должна быть другой, менее разрушительной для рельсов, тоннаж вагона должен быть другим, и в этой связи мы сейчас обдумываем меры (это уже промышленные меры) повышения стандартов качества на вагоны, особенно на дефицитные полувагоны. Ведь не будем скрывать грех, у нас было несколько случаев, когда вагоны, причём импортные вагоны, сходили с рельсов, создавая уже серьёзную опасность…
В.В.Путин: Это произведённые главным образом…
С.Б.Иванов: На Украине, я уж прямо скажу: на Украине. И я считаю, что нам надо вводить новые, более жёсткие стандарты для обеспечения как безопасности движения, так и повышения грузопотока.
В.В.Путин: Наши металлурги сейчас предлагают хорошую продукцию и машиностроители, так что…
С.Б.Иванов: Да, Вы были в Нижнем Тагиле, Вы видели, Владимир Владимирович, там открыли новую современную линию литья, с "Сименс" вместе сделали, которая повышает качество вагона очень существенно, поэтому это тоже важная мера, и она касается…
В.В.Путин: Вот эти стандарты тарификации нужно отработать как можно быстрее и закончить эту работу. -- INFOLine, ИА (по материалам Правительства РФ)