Дотянуться до Гватемалы. "ИА "Минпром (Украина)"". 14 сентября 2011
14.09.2011 - 10:02
Собственник Побужского ферроникелевого комбината Борис Бирштейн намерен расширить свое присутствие на мировом рынке никеля за счет приобретения нового актива в Центральной Америке.
Игра стоит свеч
Напомним, что пиковые значения стоимости никеля до кризиса были зафиксированы в мае 2007 года. Но уже к августу 2008 они обвалились на 66%, до 19925 долл./тонн, на фоне стабильно дорогих энергоносителей. Причиной стало снижение мирового спроса на нержавеющую сталь, основным легирующим компонентом которой служит никель.
В связи с этим крупнейшая в мире горнодобывающая корпорация BHP Billiton была вынуждена закрыть свой никелевый завод в Западной Австралии, а российский "Промышленно-металлургический холдинг", контролирующий предприятия "Режникель" в Свердловской области и "Уфалейникель" в Челябинской области, снизил производство на 30-40%. Их примеру последовали и другие компании. Так, Xstrata приостановила завод в Доминиканской Республике. Тем не менее Побужский ферроникелевый комбинат, один из крупнейших в мире производителей, по итогам 2008 года увеличил выпуск ферроникеля на 12,77%, до 93,084 тыс. тонн. А "дно" рынка предприятие протестировало в 2009 году, сократив производство на 26,13%, до 68,761 тыс. тонн.
Благоприятная конъюнктура по никелю на мировом рынке восстановилась в 2010 году, когда его дефицит составил 1 тыс. тонн. И это несмотря на то, что темпы роста предложения обгоняли повышение спроса. Так, по данным World Bureau of Metal Statistics, потребление за указанный период увеличилось на 12,6%, до 1,536 млн тонн, а выпуск рафинированного никеля-на 14,6%, до 1,517 млн тонн. Соответственно отреагировали и цены на никель на Лондонской бирже металлов, достигнув отметки в 28 тыс. долл./тонн. Поэтому и ПФНК в 2010 году вернулся на докризисную орбиту, увеличив производство на 27,76%, до 87,85 тыс. тонн. Более того, его владельцы из зарегистрированного на Кипре инвестфонда "Solway Investment Group", решили, что теперь есть смысл вложить значительные средства в дальнейшее развитие бизнеса.
Война за сырье
Как стало известно в феврале нынешнего года, "Solway Investment" берется за масштабный инвестпроект в Индонезии, предполагающий строительство завода по производству никеля, электростанции, которая будет обеспечивать его работу, а также портового перегрузочного терминала. Стоимость проекта оценена в 3 млрд долл. "Solway Investment искала собственную сырьевую базу латеритной руды для обеспечения Побужского ферроникелевого комбината. В итоге это привело нас к стратегическому решению построить в Индонезии независимый ферроникелевый завод", – говорилось в распространенном тогда сообщении "Solway Investment".
На первый взгляд, в этом заявлении есть некое логическое противоречие – зачем строить перерабатывающее предприятие в другой точке земного шара, если задача заключается в поиске сырьевого ресурса для Побужья? Однако, как пояснил МинПрому источник на ПФНК, дело в том, что правительство Индонезии выдвинуло такое требование к владельцам "Solway Investment" в качестве условия их присутствия в национальном горнодобывающем секторе.
Как известно, в последнее время власти стран "третьего мира" ведут политику, направленную на повышение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре национального экспорта. К примеру, правительство Бразилии ранее обязало корпорацию Vale построить на территории страны металлургический комбинат, а не просто вывозить из страны добываемую железную руду.
Аналогично в Индонезии был принят новый закон о добыче металлических руд и угля, согласно которому все работающие в стране зарубежные компании обязаны до 2014 года обеспечить минимальный уровень переработки сырьевых ресурсов внутри страны перед их экспортом. Взамен власти Индонезии пообещали "Solway Investment" несколько перспективных участков латеритных никелевых руд, из которых наиболее ценным является месторождение Maba на острове Хальмахера. Предполагается, что залегающей там руды будет достаточно и для Побужья, и для работы местного предприятия, мощность которого по выпуску ферроникеля составит 38 тыс. тонн в год в пересчете на никель.
Отметим, что основным конкурентом "Solway" в Индонезии является французская корпорация "Eramet", которая разворачивает на Хальмахере еще более крупный проект, предусматривающий строительство горно-обогатительного комплекса и гидрометаллургического завода по производству никеля с общей стоимостью 6 млрд долл. В настоящее время "Eramet"уже имеет в своем активе 5 рудников в Новой Каледонии и перерабатывающий завод в Доньямбо, который на данный момент считается крупнейшим в мире производителем ферроникеля.
Там же, в Новой Каледонии, расположены и добывающие активы "Solway Investment", обеспечивающие рудой комбинат в Побужье. Она отличается повышенным содержанием никеля – в среднем 2,5-3,2%, по сравнению с местным сырьем, 0,96% из Тарноватского месторождения и 0,65% Липовенковского в Кировоградской области. Поэтому даже с учетом затрат на транспортировку переработка сырья из тихоокеанского региона экономически более целесообразна для Бориса Бирштейна и его компаньонов по "Solway Investment", чем разработка украинских месторождений. Однако в Океании, на которую (вместе с Австралией) приходится 12% мирового производства никеля, игрокам становится все теснее.
Напомним, что проект в Новой Каледонии стоимостью в 3,85 млрд долл. реализует также Xstrata. Она строит завод на базе рудника Кониамбо мощностью 60 тыс. тонн никеля в год. Между тем в Индонезии и Новой Каледонии имеются хотя и значительные, но все-таки не самые большие запасы никельсодержащих руд – 8% и 11% соответственно. А наибольшими запасами сырья располагают Российская Федерация – 17%, Куба – 14%, Канада – 13%. Однако РФ и Канада предпочитают вести разработку собственными силами, а работа иностранных компаний на Кубе невозможна по политическим причинам. В частности, против режима кубинского лидера Фиделя Кастро продолжают действовать экономические санкции, инициированные США. Поэтому производителям ферроникеля приходится подыскивать новые источники сырьевых поставок.
Курсом на Гватемалу
О том, что "Solway Investment" намерен приобрести активы по добыче и переработке никельсодержащей руды в центральноамериканском регионе, МинПрому стало известно от источника в руководстве Побужского ферроникелевого комбината. По его словам, летом нынешнего года в Гватемалу была отправлена группа специалистов предприятия для проведения аудита законсервированных мощностей горно-металлургического комбината на базе месторождения Феникс. Специалисты ПФНК должны были оценить возможность восстановления предприятия. Оно было введено в эксплуатацию еще в 1977 году канадской компанией "Inco Ltd." и проработало три года. Затем работы на Фениксе прекратились, а ферроникелевый ГМК был законсервирован в 1980 году.
Как отметил собеседник МинПрома, обследование показало, что оборудование комбината находится в очень хорошем состоянии и работа может быть возобновлена в любой момент. "Там все находится под хорошей охраной, так что за сохранность комплекса можно не беспокоиться", – сказал представитель ПФНК. Единственная проблема, на которую сразу обратили внимание специалисты из Побужья, – это обеспечение предприятия трудовыми ресурсами. "Местные жители работать на комбинате не хотят, они там вообще не очень любят работать", – подчеркнул он.
Ранее канадская компания "Hatch Associates Group", которая разрабатывала проект реконструкции ПФНК, представила два варианта дальнейшего использования комбината "Феникс". Первый предполагает модернизацию существующего оборудования, включая перевод сушильной и обжиговой печей с мазута на уголь, а также увеличение мощности рудотермической печи до 90 МВт. Кроме того, планируется строительство рафинировочной установки. Другой вариант, более развернутый, предусматривает помимо этого еще и строительство второй электропечи мощностью 150 МВт, а также электростанции стоимостью 265 млн долл. Общие расходы по второму проекту "Hatch" оценивает в 754 млн долл. и на ПФНК считают этот вариант более предпочтительным.
По расчетам "Hatch", ГМК на базе "Феникса" сможет проработать 30 лет, выпуская в год 20 тыс. тонн готовой продукции в пересчете на никель. При этом содержание никеля в местной руде составляет 1,73%. Это меньше, чем в Новой Каледонии, но все равно гораздо выше, чем в Украине. В настоящее время владельцем 92,4% "Феникс" является канадская "Skye Resources Inc.". Компания собиралась еще в 2006 году возобновить работы на месторождении, однако глобальный кризис помешал ее планам.
Местная экзотика
Теперь же канадцы, очевидно, решили не рисковать и избавиться от законсервированного актива, содержание которого требует определенных затрат. Отметим, что в настоящее время в Гватемале действуют всего 5 офшорных горнодобывающих компаний, представляющих североамериканский и канадский капитал. Среди них можно выделить "Minera Mayamerica S.A", принадлежащую канадской "Jaguar Nickel Inc.", которая приобрела у правительства Гватемалы права на разведку и освоение месторождения латеритных никелевых руд "Буэна-Виста" в районе озера Изабель, в 140 км к северу от столицы страны.
Эта компания в 2002-2005 годах, помимо трудностей с финансированием проекта, столкнулась еще с одной проблемой – протестами местного населения и общественных организаций против разработки карьеров и строительства ГОКа. По мнению здешних активистов, планы "Minera Mayamerica" угрожают существованию индейской народности кекчи, представители которой как раз и обитают в районе озера Изабель. Местные организации добиваются от правительства и компании отказа от разработки "Буэна-Виста".
При этом они ссылаются на нарушение международных норм права, в соответствии с которыми реализация подобных проектов возможна только после их публичного обсуждения с представителями местных общин. Поскольку такое обсуждение не проводилось, активисты намерены обращаться в международные судебные инстанции для вынесения запрета на освоение "Буэна-Виста".
В этой связи можно также вспомнить проблемы мексиканского горнодобывающего гиганта "Southern Copper Corp", которому с 2010 года пришлось остановить разработку рудника "Тia Maria" в Перу – как раз из-за протестов местного населения. Причем в Перу формальным поводом также стало отсутствие предварительного публичного обсуждения. Можно предположить, что "Solway Investment" в Гватемале сможет избежать подобных проблем, поскольку в ее случае речь идет не о новом объекте, а о возобновлении работы ранее построенного предприятия. -- ИА "Минпром (Украина)"