Цены на российском фрахтовом рынке зерна могут упасть к концу сентября на 9-21% - эксперт.
11.08.2011 - 10:13
Текущие цены на российском фрахтовом рынке зерна достигли значений, близких к пиковым, и снизятся к концу сентября примерно на 9-21%, в зависимости от направления экспорта зерна, прогнозирует Николай Соловьев, гендиректор ростовской компании "Ника Маритайм", занимающейся перевалкой грузов через порты Юга России.
В настоящий момент ставки фрахта под зерно колеблются для экспорта в направлении Мраморного моря /Турция/ на уровне 38-42 доллара за дедвейтную тонну, Израиля - 58-60 долларов и Египта - 64-66 долларов. Тот факт, что экспортеры идут на столь высокие ставки, которые были в начале июня еще 17-20 долларов и начале июля - 30 долларов, эксперт объясняет тем, что российским зернотрейдерам необходимо реализовать на экспорт накопившиеся излишки зерна и освободить элеваторы для накопления нового урожая.
Во второй половине августа следует ожидать снижения ставок фрахта на рынке зерновых перевозок на 2-3 доллара для Мраморного моря и до 4-5 долларов - для Израиля и Египта, что, по словам Соловьева, связано с традиционным падением деловой активности в мусульманских странах в период праздника Рамадан.
В течение сентября ставки фрахта будут постепенно падать в направлении Мраморного моря до уровня 31-33 доллара, Израиля - 50-54 доллара и Египта - 55-60 долларов. Как считает эксперт, это произойдет несмотря на то, что давление излишков зерна все еще остро будет ощущаться в России, но к тому времени со своим зерном на рынок выйдет Америка и Европа, так что российским экспортерам будет сложно конкурировать, особенно в Египте и Израиле. "Ниже данных значений падение рынка ожидать не стоит, так как данный уровень готовы будут поддержать другие виды грузов - металлолом и уголь", - заметил Н.Соловьев.
В октябре возможен небольшой подъем рынка фрахта в случае отмены пошлины на экспорт подсолнечника, но в целом, считает эксперт, до конца навигации 2011 года уровни фрахта на зерновом рынке будут колебаться по сравнению с сентябрьскими "на пару долларов".
Импортеры видят одну из причин высоких ставок российского фрахта зерна в том, что портовая инфраструктура России не отвечает требованиям рынка, не хватает мощностей зерновых терминалов. В южных российских портах сейчас суда стоят в очереди, ожидая погрузки зерна, пояснил Соловьев, такие очереди приводят к росту цен на фрахт, что, в свою очередь, ведет к росту цен на экспортируемое зерно и снижению конкурентоспособности России на этом рынке по сравнению с другими странами.
Турецкие компании намерены заключать новые контракты на покупку зерна в России, утверждает эксперт, но при этом высказывают озабоченность высокими текущими ставками фрахта, которые достигли практически того же уровня, что и ставки фрахта в Турцию из США, откуда его везут судами по 50-70 тысяч тонн, а из России - в основном по 3-5 тысяч тонн. Исключение составляют порты в Новороссийске и Туапсе /в Туапсинском морском торговом порту с 2010 г действует зерновой терминал производительностью до 2,5 миллиона тонн зерна в год/, которые могут работать с крупнотоннажным флотом на Юге России, но в этих портах "очень высокие ставки на перевалку зерна, так как портовики пользуются эксклюзивностью своего положения". -- Прайм-ТАСС