Мартеновский груз. "ИА "Минпром (Украина)"". 31 мая 2011
31.05.2011 - 12:26
Чуть ли не единственное лидерство, которое Украина уверенно удерживает в металлургическом мире – это уровень использования устаревших мартеновских производств. Представители черной металлургии страны не раз говорили о желательности отказа от данного способа выплавки стали в пользу более современных технологий. Но на практике немногие украинские метпредприятия сделали реальные шаги в этом направлении. В последние дни обозначился перелом: одна из крупнейших групп в металлургическом секторе намерена полностью отказаться от мартенов.
Конвертерный выбор
В конце мая группа "Метинвест" объявила о полном выводе из эксплуатации мартеновского производства на входящем в ее состав МК "Азовсталь". Как говорится в официальном сообщении Метинвеста, данное решение было принято в рамках комплексной программы модернизации и реконструкции метактивов группы, которая предусматривает снижение техногенной нагрузки и сокращение вредных выбросов. При этом подчеркивается, что проведенное закрытие мартеновского производства не отразится на объемах отгружаемой продукции Азовстали. На комбинате повысили эффективность работы кислородно-конвертерного цеха (ККЦ).
В пресс-службе Метинвеста МинПрому сообщили, что отказ от мартеновского производства на МК "Азовсталь" стал итогом планомерной работы. Выводить мартены здесь начинали еще несколько лет назад. В прошлом году на предприятии эксплуатировались 7 мартеновских печей, с начала текущего – 2, и работали они уже на тихом ходу. Общий среднемесячный объем их производства составлял около 50 тыс тонн, что на фоне показателей загрузки конвертерного цеха Азовстали выглядело совсем незначительным. (В 2010 году на комбинате выплавили 5,7 млн тонн стали, из которых в мартеновском цехе было произведено чуть более 1 млн тонн – прим. автора).
Наряду с экологической причиной решение о выводе из эксплуатации мартеновских мощностей на МК "Азовсталь" обусловлено и экономическими факторами. Как отмечают в пресс-службе группы, мартеновское производство стали является более затратным, нежели конвертерное. И с точки зрения бизнес-логики целесообразнее использовать последнее. Но перед тем как сконцентрировать все производство стали комбината на мощностях его ККЦ, нужно было выполнить две задачи.
Во-первых, повысить производительность конвертерного цеха Азовстали до годового уровня в 6-6,5 млн тонн (проектная мощность – около 4,5 млн тонн), чему уделялось много внимания в прошлом году. Во-вторых, сертифицировать конвертерные марки стали для производства железнодорожных рельсов (ранее для этого использовался мартеновский металл). Данную задачу решили в конце апреля, когда межведомственная комиссия с участием представителей Укрзализныци утвердила решение о допуске к производству означенной продукции из кислородно-конвертерной стали.
В результате к началу мая были выполнены все условия для полного отказа от мартеновского производства на МК "Азовсталь". Это позволило в течение месяца остановить две остававшиеся в работе мартеновские печи с обеспечением возможности выплавки стали в ККЦ на уровне 6 млн тонн в текущем году. "Изначально планировалось, что полный отказ от мартеновского производства произойдет в более отдаленной перспективе – 2012-2015 годах. Но внедряемая программа постоянных операционных улучшений и осуществляемые в ее рамках мероприятия позволили значительно ускорить темпы вывода мартенов", – объяснили в пресс-службе Метинвеста.
Комментируя отказ от мартеновской технологии на Азовстали, большинство рыночных экспертов соглашается с тем, что это решение подкреплено экономической целесообразностью. Директор аналитического департамента ИК Concorde Capital Андрей Герус утверждает, что себестоимость стали, выплавленной мартеновским способом, может быть на 30% выше, чем у полученной в кислородно-конвертерном производстве: "Особенно это заметно в условиях нынешнего удорожания природного газа". При выплавке мартеновской стали потребляется в 20 раз больше газа в сравнении с тем же объемом, получаемым в конверторах – свыше 100 куб. м против 5-6 на каждой тонне.
Схожей точки зрения придерживается и аналитик ИК BG Capital Евгений Дубогрыз. По его оценкам, себестоимость конвертерной стали МК "Азовсталь" на 18-20% ниже, чем производимого здесь ранее мартеновского металла. Повышенный расход металлолома в мартенах также выступает весомым аргументом в пользу конвертерного производства. И хотя для ККЦ требуется более качественный, а значит – более дорогой лом, отмечает Е.Дубогрыз, необходимость использования для переработки мартеновских слитков энергозатратных обжимных мощностей приносит выигрыш именно по конвертерной стали уже на этапе производства проката.
Аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров считает, что основной причиной отказа Азовстали от мартеновского способа производства послужила необходимость снизить неблагоприятную нагрузку на экологию региона. "Мартеновская технология считается одной из наиболее грязных в плане воздействия на окружающую среду. С этой точки зрения вывод мартенов полностью оправдан, хотя ее производство было вполне рентабельным", – убежден представитель Dragon Capital. Но он также согласен с тем, что себестоимость мартеновской стали может быть выше конвертерной, а качество – ниже.
Мартеновский удел
По большому счету, сохранение мартеновских цехов немало тормозит внедрение более производительного и менее энергоемкого оборудования. Такого, например, как установки "ковш-печь" и МНЛЗ. "Синхронизировать участок внепечной обработки и непрерывной разливки стали с работой мартеновского цеха технологически довольно непросто", – говорит представитель BG Capital.
Наша страна тому яркий пример. Уровень применения непрерывной разливки стали в Украине держится на отметке 50%, тогда как в остальных металлургических странах он колеблется между 90 и 100%. И удельный вес мартеновской стали, получаемой на украинских метпредприятиях, – не последняя в этом причина. А.Герус говорит, что в данный момент доля мартеновской стали в общем объеме ее выплавки в целом по Украине занимает около 30%. Такой же показатель приводит и А.Макаров применительно к стальному производству за январь-апрель текущего года.
В 2010 году, по расчетам Е.Дубогрыза, уровень выплавки мартеновской стали в нашей стране составлял около 28%, или 9,2 млн тонн в общих 32,7 млн тонн. Конечно, в сравнении с 2007, по итогам которого удельный вес мартеновской стали в Украине достигал 45%, эти цифры говорят об определенном прогрессе в устранении устаревшей сталеплавильной технологии. Но в той же России, с продукцией метпредприятий которой нашим металлургам приходится конкурировать на экспортных рынках, с мартенами окончательно распрощались уже в прошлом году. А в большинстве других стран сталь если и выплавляется мартеновским способом, то на уровне не более 5% в общем объеме ее производства.
Понятно, что на фоне подобных технологических предпочтений украинская черная металлургия выглядит явно не лучшим образом. Хотя анонсы с полным выводом мартенов из эксплуатации и пуском взамен электросталеплавильных или конвертерных мощностей представители различных предприятий ГМК Украины выдают регулярно и который год подряд.
Подобные планы, в частности, заявляли на Донецкстали – МЗ (529 тыс. тонн стали в 2010 году, вся она выплавляется мартеновским способом), Запорожстали (3,45 млн тонн, вся – мартеновская), ArcelorMittal Кривой Рог (6,13 млн тонн, из которых 700 тыс. тонн мартеновской) и Интерпайп НТЗ (около 500 тыс тонн, вся – мартеновская).
На Алчевском меткомбинате, где в прошлом десятилетии провели коренную реконструкцию со строительством кислородно-конвертерного производства, мартеновский агрегат в 2010 году также был задействован. В нем выплавили свыше 520 тыс. тонн стали; всего ее на этом предприятии получили почти 2,9 млн тонн. В текущем году на Алчевском МК мартеновская сталь не выпускалась. Эксплуатацию мартена, как заявил недавно гендиректор АМК Тарас Шевченко, на комбинате прекратили в ноябре 2010 года. Наконец, на Мариупольском меткомбинате им.Ильича в прошлом году произвели порядка 2,4 млн тонн мартеновской стали, что составило более 40% в общем объеме ее выплавки предприятием (5,65 млн тонн).
Кто следующий?
Мартеновские перспективы последнего комбината, впрочем, совсем недавно были пересмотрены. В первой половине мая о возможности сворачивания мартеновского цеха на предприятии и строительстве вместо него еще одного конвертерного заявил гендиректор ММК им.Ильича Владимир Бойко. По его словам, необходимость в таком шаге продиктована поставленной перед комбинатом задачей по увеличению годовых объемов выплавки стали до 8,5-9 млн тонн. В конце мая данная информация обрела официальный характер, когда наряду с заявлением о закрытии мартеновского производства на МК "Азовсталь" в группе "Метинвест" сообщили о схожих намерениях и в отношении ММК им.Ильича. Предполагается, что мартеновские мощности этого комбината выведут из эксплуатации в течение 5 лет.
В пресс-службе группы конкретизировали: "Не исключено, что данный проект будет осуществлен и в более сжатые сроки, как это произошло в случае с выводом мартеновского производства на комбинате "Азовсталь". Все будет зависеть от рыночной конъюнктуры и текущих соображений по экономической целесообразности". (Летом прошлого года во время вхождения ММК им.Ильича в состав Метинвеста сообщалось о планах группы инвестировать в его модернизацию 2 млрд долл.)
Большинство наших экспертов разделяют уверенность в том, что Метинвест осуществит программу вывода мартенов и с Мариупольского меткомбината. Хотя А.Макаров оговаривает, что данный процесс будет весьма непросто ужать по срокам: "Перед тем как отказываться от мартеновских мощностей в пользу конвертерных, на ММК им.Ильича необходимо полностью реконструировать процесс разливки стали. С учетом всех обстоятельств функционирования предприятия это потребует не менее 4-5 лет".
Относительно планов других метпредприятий аналитики сошлись в одном. А именно: практически наверняка вывод мартенов будет проведен и группой "Донецксталь – МЗ". За несколько прошедших лет на Донецком метзаводе уже остановили две мартеновские печи, а в начале текущего года обязались вывести из эксплуатации остающиеся четыре до 1 мая 2012. Одновременно с тем за последние месяцы в этой группе ускорили темпы создания электросталеплавильного производства мощностью 1,8 млн тонн/год взамен выводимого мартеновского цеха. (Этот проект оценивается в более чем 400 млн долл., а вся программа модернизации Донецкстали – около 800 млн долл.)
Вполне возможным эксперты называют и вывод мартеновских мощностей с Нижнеднепровского трубопрокатного завода компании "Интерпайп". Но не ранее того, как здесь достроят свой электрометаллургический завод "Днепросталь" с годовой производительностью 1,32 млн тонн. (Стоимость данной инвестпрограммы – почти 700 млн долл.; закончить строительство комплекса и приступить к холодным испытаниям оборудования планируют к завершению 2011 – началу 2012).
В случае с украинским метактивом группы ArcelorMittal картина не столь однозначная. На официальном уровне не отрицается необходимость закрытия мартеновского производства АМКР. Но к приоритетным программам модернизации Криворожского меткомбината наши эксперты этот вопрос не относят. "В качестве первоочередной задачи на ArcelorMittal Кривой Рог все же рассматривают развитие железорудного направления", – уверен представитель Dragon Capital.
Аналитики инвесткомпаний соглашаются и в том, что наименее вероятно сегодня выполнение программы коренной реконструкции сталеплавильного передела на МК "Запорожсталь". О планах по выводу мартеновского производства, которым только и представлены сталеплавильные мощности предприятия, с возведением взамен ККЦ годовой мощностью в 4,7 млн тонн на этом комбинате говорили с начала прошлого десятилетия. Но в кризис здесь по соглашению с Запорожским областным советом перенесли срок реализации данного проекта до 2018 года.
На днях, кстати, местная прокуратура опротестовала соответствующее решение облсовета. Но вряд ли прокурорский протест как-либо ускорит осуществление программы модернизации сталеплавильных мощностей Запорожстали, которая некоторыми экспертами оценивается в 2 млрд евро и выше.
"Причина проста – у предприятия нет таких денег. Поэтому даже в 5-летней перспективе данный проект выглядит малореальным", – убежден Е.Дубогрыз. "Для стальных компаний времена сейчас не самые прибыльные. Могут быть сложности с финансированием данной модернизации", – разделяет мнение коллеги А.Герус. "В случае с Запорожсталью многое упирается в проблему контроля над комбинатом. И пока одна из групп акционеров этого предприятия не сконцентрирует около 100% прав собственности на него, говорить о каких-то крупных вложениях в коренную модернизацию его сталеплавильного передела не стоит", – подытоживает А.Макаров.
Как бы там ни было, но полное сокращение устаревших мартеновских мощностей (на 2 млн тонн от уровня 2008-2009 годов) выполнили пока на МК "Азовсталь". В ближайшие год-полтора реальным видится их вывод также на Интерпайп НТЗ и Донецкстали в совокупном объеме 1,2-1,3 млн тонн. Однако в отрасли еще останется мартеновский груз в 7-8 млн тонн, который придется тянуть не менее 5 лет. И с каждым годом давить он будет все сильнее. -- ИА "Минпром (Украина)"