Кремиковцы не для нас. "ИА "Минпром (Украина)"". 18 апреля 2011
18.04.2011 - 10:30
12 апреля правительству Болгарии удалось с четвертой попытки продать с молотка крупнейший меткомбинат страны – Кремиковцы. Ранее пристальный интерес к этому активу проявляли украинские компании – и "Ворскла стил" Константина Жеваго, и "Смарт-Холдинг" Вадима Новинского. Тем не менее апрельские торги они проигнорировали, хотя цена на Кремиковцы упала примерно на 40% от запрашиваемой первоначально.
В прошлом году за имущественный комплекс меткомбината, объявленного банкротом и находящегося на санации, болгарские власти просили 565 млн левов. Им еще трижды пришлось опускать цену, пока она не упала до 316 млн левов (примерно 160 млн евро). Только тогда на товар нашелся купец. Именно столько заплатила 12 апреля за Кремиковцы некая компания "Элтрейд", зарегистрированная всего за месяц до упомянутых торгов. Единственным владельцем этой фирмы по документам значится 26-летний инженер Лучезар Варнаджиев, который к числу болгарских олигархов никак не принадлежит. Местная пресса быстро вычислила, что за новым собственником комбината стоит первый номер на рынке металлолома страны – компания "Надин". После этого и родилась шутка, что 12 апреля "Надин" приобрела крупнейшую в своей истории партию лома.
В каждой шутке есть доля шутки. Но в этой – немало и горечи. Комбинат умирает. Он, как мамонт, угодивший в яму, из которой не выбраться. И яма эта долговая. Провинившись перед кредиторами, банками, рабочими, налоговой, поставщиками сырья, света, газа и т.д., предприятие просто не имеет оборотных средств, чтобы нормально функционировать. Хотя определенный потенциал все еще сохраняет. Проектные мощности Кремиковцы рассчитаны на выплавку 2,5 млн тонн горячекатаной стали в год, не говоря о побочных производствах кокса, ферросплавов. Кроме стана горячей прокатки, на предприятии имеются 3 кислородных конвертера (суммарная мощность - 1,75 млн тонн в год), 2 слябовые машины непрерывного литья стали (1,6 млн тонн) и стан холодной прокатки (120 тыс. тонн). Параллельно оно способно производить также 690 тыс. тонн кокса и 1,8 млн тонн железорудного агломерата в год.
Во времена Варшавского договора комбинат был таким же символом болгарской тяжелой индустрии, как "Криворожсталь" в Украине или "Магнитка" в России. Но в XXI столетии он уверенно пошел на дно. Первая из причин – эта отрезанность от сырьевых ресурсов. Болгария и так никогда не славилась добычей железной руды, а в последнее время она вообще сведена к минимуму. Регулярного же поставщика заграничного сырья Кремиковцы так и не нашли. И это уже, наверно, следствие второй причины – предприятию не повезло с эффективным собственником. До 1999 года оно управлялось государством, после чего уже в полуразобранном состоянии было продано за 1 доллар болгарской компании Finmetals (правда, 25% пакет остался в госсобственности). А в 2005 году 71% акций комбината купила индийская компания Global Steel Holdings, управляемая Прамодом и Винодом Митталами – братьями знаменитого Лакшми. Но те оказались не столь успешными менеджерами. В 2006 Кремиковцы выпустили евробонды на 325 млн долл., при помощи которых Global Steel намеревалась вывести свой актив из кризиса, но план провалился и уже в начале в 2008 году комбинат допустил дефолт по облигациям. Вот тут и начались для него настоящие неприятности. Именно в этом году на предприятии были задуты две первые домны и тогда же городской суд Софии признал его банкротом.
Правда, в то же самое время для Кремиковцы блеснул очередной луч надежды. Судьбой предприятия заинтересовались сразу два украинских предпринимателя – сначала К.Жеваго, а чуть позже и В.Новинский. Первый скупил кремиковских облигаций почти на 100 млн.долл. и создал даже отдельную компанию – "Ворскла Стил Болгария" для поставки на комбинат железорудного сырья по толлинговым схемам. Приход украинцев горячо приветствовал тогдашний болгарский премьер Сергей Станишев, сам уроженец Херсонской области. Но найти общий язык с руководством комбината и с остальными кредиторами людям К.Жеваго так и не удалось. Этим они и объяснили отказ от дальнейшего сотрудничества с "Кремиковцами", хотя изначально говорили о готовности вложить в предприятие 600-700 млн. долл. (после получения его в собственность, естественно). Но во второй половине 2008 года на металлургических рынках уже вовсю разгулялся кризис, вследствие чего серьезные финансовые трудности начала испытывать сама группа К.Жеваго. Вчерашние обещания стали для нее неподъемными.
Понимая это, "Ворскла Стил Болгария" начала переговоры с земляками из "Смарт-холдинга" о передаче последнему всех имущественных и финансовых прав по давальческому соглашению с "Кремиковцами". У В.Новинского был замысел объединить в одну корпоративную цепочку "Кремиковцы" и свой металлургический завод "Промет" под Бургасом, специализирующийся в основном на длинномерном прокате. "Смарт-холдинг" даже представил болгарскому правительству собственный план санации проблемного меткомбината. Но он не удовлетворил ни профсоюзы (ведь часть цехов предлагалось закрыть), ни кредиторов (погашение долгов по евробондам откладывалось в лучшем случае на 4 года). Ждать столько времени не захотел даже Константин Жеваго, как один из крупнейших кредиторов "Кремиковцев". В итоге в начале 2009 г. "Смарт-холдинг" сообщил, что выходит из "вокругкремиковских" переговоров.
Попытки властей Софии найти для комбината альтернативного стратегического инвестора успеха не принесли и со второй половины 2010 г., имущество предприятия выставили на открытые торги, где его мог купить любой желающий. Однако более чем полгода оно оставалось невостребованным. Первый и единственный претендент на это добро появился только на четвертых торгах. Конкуренции уже упоминавшемуся в начале статьи "Элтрейду" не составил никто. Зато теперь все с интересом ждут, как же эта "темная лошадка" распорядится "Кремиковцами". Впрочем, новый хозяин широко своих планов пока не раскрывает. Но все же он намекнул на существование определенных предварительных договоренностей с третьей стороной, заинтересованной в выкупе у "Элтрейд" части имущества меткомбината. Такое утверждение может означать, что процесс смены владельцев на предприятии еще не закончился. "Элтрейду" в данной сделке, скорее всего, отведена роль буфера, который примет на себя всю накопившуюся долговую нагрузку "Кремиковцев" и в конце концов будет ею раздавлен. Зато такая жертва расчистит путь для возобновления выплавки стали на комбинате. Ведь тот, кому "Элтрейд" перепродаст конвертеры и станы, с юридической точки зрения ничем старым кредиторам "Кремиковцев" обязан не будет.
Кстати, в прошлом году в окружении Константина Жеваго опять начали присматриваться к Болгарии. В частности, исполнительный директор компании "Ворскла Стил Болгария" Виктор Демьянюк утверждал, что та намерена участвовать в торгах, на которых будет продаваться имущество "Кремиковцев". И падающая цена на болгарский актив, и отсутствие конкуренции, и весьма успешный для господина Жеваго 2010 год, позволяли ему приобрести понравившееся ранее предприятие без проблем. Но он так и не подал заявку. Скорее всего, главным сдерживающим фактором послужила подготовка к выпуску IPO холдингом Ferrexpo. В преддверии этого важного события Константин Жеваго не хотел светиться с рискованной покупкой, ведь это могло негативно повлиять на стоимость внешних облигаций. Но теперь, когда они успешно размещены, украинскому рудному магнату, может, и захочется предметно поговорить с "Элтрейд" о будущем "Кремиковцев". В конце концов, только получив доступ на этот комбинат, он имеет хоть какие-то шансы вернуть деньги, которые пару лет назад потерял в Болгарии. А речь идет не меньше, чем о сотне миллионов долларов. -- ИА "Минпром (Украина)"