Подавая данные о мировой выплавке стали в феврале, World Steel Association существенно откорректировала январские показатели
По данным World Steel Association (WSA), в 64 странах, подающих ей информацию, производство стали в феврале составило 116,6 млн. т, что на 8,8% превышает показатели февраля прошлого года. За два месяца глобальные металлургические компании выплавили 243,6 млн. т стали, на 10,2% больше, чем в тот же период год назад. Уровень загрузки мощностей в мировой сталелитейной отрасли достиг в феврале 82,0%, что лишь ненамного отстает от максимального посткризисного показателя – 82,8% в апреле 2010 года.
Однако наибольший интерес вызывают даже не февральские показатели, а значительные коррективы, которые WSA внесла в январские данные. Производство стали в Китае, которое в предыдущем отчете указывалось на уровне 52,8 млн. т, в действительности оказалось в январе равным 59,9 млн. т – абсолютный рекорд в истории отрасли. Соответственно, и мировой объем выплавки стали в январе 2011 года достиг максимального значения – 127,0 млн. т. В странах "остального мира" выпуск составил 67,1 млн. т – достаточно высокий показатель, но не самый большой за последние 12 месяцев.
Китайская металлургическая ассоциация CISA объясняет такую серьезную корректировку месячных показателей (а недоучет более 7 млн. т в месяц – это беспрецедентное явление в истории IISI-WSA) тем, что из-за Нового года по китайскому календарю (3 февраля 2011 года) не все производители успели подать статистические данные. Так или иначе, последствия ошибки оказались довольно значительными.
Публикация более-менее правильных данных за январь в середине февраля оказала бы негативное влияние на китайский рынок стали и могла бы привести не к медленному понижению цен на прокат, как это произошло в действительности, а к резкому обвалу. Зато и китайские металлургические предприятия начали бы быстро сокращать выпуск. А так среднедневное производство стали в феврале оказалось еще выше январских 1,93 млн. т, достигнув рекордной отметки 1,94 млн. т. Всего за месяц было выплавлено 54,3 млн. т стали, на 9,7% больше, чем в феврале 2010 года. По данным CISA, металлургические компании не снижали выпуск даже в праздничные дни, стремясь выдать как можно больше продукции, пока цены идут вверх. В результате к началу марта уровень складских запасов стальной продукции достиг максимального значения за всю историю наблюдений, а в целом на рынке образовался значительный избыток предложения. По мнению аналитиков, это может спровоцировать дальнейшее падение внутренних цен, остановившихся было после землетрясения в Японии, и новое снижение экспортных котировок.
Как считает руководство китайской металлургической компании Baosteel, перепроизводство приняло в национальной сталелитейной отрасли хронический характер. Производственные мощности в стране приблизились к отметке 750 млн. т в год, а может, уже и перешагнули ее. При этом, ряд крупных проектов находятся на стадии реализации, и останавливать их никто не будет. Очевидно, металлурги делают ставку на сохранение высоких темпов роста ВВП Китая, но в связи с неоднозначной обстановке в мировой экономике, которую явно не оздоровляют ни землетрясение в Японии, ни пылающий Ближний Восток, эти расчеты могут и не оправдаться.
Впрочем, производство стали наращивали в январе-феврале не только китайцы. В Японии рост по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года составил по итогам этих двух месяцев 8,3%, в США – 12,9%, в ЕС-27 – 7,9%. Рекордную активность в первые два месяца проявляли турецкие и корейские предприятия, выдавшие соответственно на 34,0 и 25,7% больше стали, чем год назад (впрочем, этому способствовал, прежде всего, ввод в строй новых заводов в прошлом году). Российские металлурги прибавили по сравнению с прошлым годом 11%, а украинские – 5%.
Судя по всему, мартовские показатели будут значительно ниже. Очевидно, не менее чем на 10-15% по сравнению с февралем сократится выплавка стали в Японии, пойдут на попятную европейские и турецкие металлурги. Подъем в начале текущего года объяснялся, прежде всего, благоприятной рыночной конъюнктурой. Сейчас рынок идет на спад, спрос сократился и не известно, когда восстановится (различные эксперты указывают в своих прогнозах период с апреля по июнь).
Обращает на себя внимание также и то, что уже в феврале началось сокращаться производство стали в странах Ближнего Востока и Северной Африки, где в прошлом году наблюдались неизменно высокие темпы роста. Из всех стран региона, подающих свою статистику в WSA, расширения выплавки стали по сравнению с январем-февралем прошлого года удалось добиться только Ирану, кроме того, незначительная прибавка была зарегистрирована в Алжире. Египетские металлурги, впрочем, тоже удачно начали год, но резкий спад в феврале по сравнению с январем, очевидно, имеет долгосрочный характер.
В целом потребление стальной продукции в мире продолжает увеличиваться, возвращаясь к докризисным показателям, а кое-где и значительно превышая их. Однако объем производственных мощностей в отрасли остается избыточным, что и приводит время от времени к возникновению избытка предложения.