Итоги промпроизводства 2010: экономика "всплыла. "UGMK.INFO (Украина)". 19 января 2011
19.01.2011 - 10:36
2010 год украинская промышленность закончила с позитивными показателями, обусловленными низкой базой сравнения. В 2011 г. задачей Кабмина Азарова будет поддержание роста в базовых отраслях отечественной промышленности, которые столкнутся с повышением цен на газ и ж/д перевозки, и ухудшением инвестклимата после вступления в силу нового Налогового кодекса.
В минувшем году промышленный комплекс Украины показал 11%-ный рост. При этом в декабре прошлого года промпроизводство по отношению к аналогичному месяцу 2009 г. выросло на 12,5%. По сравнению же с ноябрем прирост составил 4,7%.
Положительная динамика в значительной степени объясняется низкой базой сравнения (в 2009 г. по сравнению с 2008 г. спад производства в промышленности составлял 21,9%), а также существенным улучшением мировой конъюнктуры в основных экспортных отраслях.
Промышленность
Традиционным лидером роста в промышленном комплексе остается машиностроение - здесь объемы производства в прошлом году выросли на 34,5%, а в декабре по сравнению с ноябрем на 7,6%. Среди других отраслей в 2010 г. наибольший прирост отмечался также в экспортно-ориентированных отраслях: металлургии и химпроме – их производство увеличилось на 12,3% и 21,5% соответственно.
В последнем месяце года высокие показатели сохранились по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (+22,5%), кокса и продуктов нефтепереработки (+18,8%), что обусловлено сезонными факторами.
Значительные темпы роста в 2010 г. нефтепереработки связаны с активизацией спроса со стороны автомобилистов и аграриев, в связи с посевной компанией и сбором урожая.
В 2010 г. ГМК по сравнению с АППГ увеличил производство основной продукции: выпуск труб большого и малого диаметра (+11%), готового проката (+9,2%), чугуна (+6,5%). В то же время, в указанный период снизилось производство кокса (-0,1%).
Стоит отметить, что в 2010 г. добыча угля в Украине снизилась на 0,7% к АППГ, тогда как производство агломерированной и неагломерированной руды выросло на 11,1% и 17,6% соответственно.
Среди подотраслей машиностроения наибольший рост в декабре к ноябрю наблюдался в производстве автобусов (+32,7%), легковых авто (+39%), вагонов (37%), что объясняется как внешним спросом на данную продукцию, так и внутренним – подготовкой городов к Евро-2012, а также необходимостью обновления вагонного парка украинских железных дорог.
К примеру, в этом году «Укрзализныця» и метрополитен проводили тендеры по закупке подвижного состава, а города, принимающие Евро-2012, закупали автобусы.
Таким образом, резкие скачки в показателях машиностроительного комплекса обусловлены, главным образом, получением контрактов предприятиями.
В то же время в декабре прошлого года наблюдалось сокращение выпуска другой металлоемкой продукции: грузовиков (-23,7%), сельхозтехники (производство тракторов сократилось на 3,2%), резервуаров и цистерн, а также радиаторов центрального отопления, котлов, кранов и т.д.
Таким образом, отрасли, производство в которых зависит от украинского потребителя, стагнируют.
Транспорт
Согласно данным Госстата, транспортный комплекс в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличил грузоперевозки по отношению к АППГ на 8,5%. Вместе с тем, в декабре их объем сократился на 0,3%, продолжив тенденцию, обусловленную сезонным падением перевозок.
Номенклатура отправленных грузов по железным дорогам во многом коррелируется с динамикой в промышленности. Отправление леса выросло на 36,4%, строительных материалов – на 24,3%, лома черных металлов – на 21,1%, химических и минеральных удобрений – на 19,2%, железной и марганцевой руды – на 16,1%, кокса – на 10,5%, нефти и нефтепродуктов - на 9,3%, черных металлов – на 8,3%, каменного угля – на 7,6%, цемента – на 4,0%. В то же время отправление зерна и продуктов помола упало на 37,8%.
По итогам 12 месяцев работы морских торговых портов наблюдается падение грузоперевалки экспортных (-1,4%) и транзитных грузов (-8,7%).
Вместе с тем, 46%-ный рост импортных грузопотоков не смог «вытянуть» годовые показатели морпортов, что позволяет говорить о тяжелом положении отрасли.
Основными рисками для работы промышленности в 2011 г. является значительное повышение тарифов на ж/д перевозки, рост стоимости сырья и энергоносителей, а также возможное усиление налогового давления.
Хотя в январе промышленники сумели пролоббировать отмену запланированного УЗ 16% повышения тарифов на ж/д перевозки, заменив его на ежемесячную индексацию в 2,2%, общее годовое увеличение составит 29,8%.
Уже в январе НКРЭ повысила предельные цены на газ для промпотребителей на 4,3%, дальнейшее удорожание голубого топлива будет зависеть от динамики котировок на нефть. -- UGMK.INFO (Украина)