Новости металлургии

Metaldaily.ru/Новости - 07.12.2010

Физики создали прозрачный алюминий.

07.12.2010 - 15:48
"Прозрачную" форму алюминия получили британские учёные из Оксфорда (Oxford University), бомбардируя металл самым мощным в мире лазером с мягким рентгеновским излучением. Физики говорят, что это новое экзотическое состояние материи, изучение которого будет иметь большое значение для планетологии и ядерного синтеза.

"То, что мы создали, это состояние материи, которое никто прежде не видел, — заявляет в пресс-релизе университета профессор Джастин Уарк (Justin Wark), один из авторов открытия. — И "прозрачный алюминий" это только начало. Физические свойства материи, которую мы создаём, характерны для условий внутри крупных планет. И изучая её, мы надеемся обрести более глубокое понимание того, что происходит во время создания "миниатюрных звёзд" в мощных лазерных вспышках. Полученные знания однажды позволят нам использовать энергию ядерного синтеза здесь, на Земле".

Открытие стало возможным благодаря источнику излучения, который в десять миллиардов раз ярче, чем любой синхротрон в мире. Эта лазерная установка находится в Гамбурге и называется FLASH. Она производит очень краткие импульсы мягкого рентгеновского излучения, каждый из которых по мощности оставляет позади электростанцию, обеспечивающую энергией целый город.

Сконцентрировав эти импульсы в точке диаметром менее одной двадцатой человеческого волоса, физики очень ненадолго — лишь на 40 фемтосекунд — сделали алюминий "прозрачным", почти невидимым для сильного ультрафиолетового излучения.

"Особенно важно, что всего за один шаг мы превратили обычный алюминий в необычный материал, который выглядит и ведёт себя во всех отношениях как новая форма материи. Это почти так же удивительно, как если бы вы превратили свинец в золото, используя свет", — радуется профессор Уарк, чья статья об открытии (написанная в сотрудничестве с пятью коллегами) появилась в журнале Nature Physics. -- Окна и Двери