Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 24.11.2010

Перспективы металлопотребления России в 2010-2011 гг. ч.2. "UGMK.INFO (Украина)". 23 ноября 2010

24.11.2010 - 14:30
Ключевые факторы роста спроса – строительство инфраструктуры для проведения Олимпиады-2014 в Сочи и саммита АТЭС на острове Русский, мощный спрос на трубную продукцию со стороны нефтегазовых компаний, а также необходимость существенного обновления парка подвижного состава.

В 2011 г. правительство планирует инвестировать в экономику 1,6 трлн. руб. В частности, на ремонт и строительство автодорог выделяется 500 млрд. руб. (за ближайшие 5 лет планируется построить 14 тыс. км новых дорог), на авиастроение – 48 млрд. руб., на судостроение – 14 млрд. руб.

Строительство

Строительный сектор только летом 2010 г. миновал фазу "дна". За 9 мес. 2010 г. объем стройработ сократился на 1% к АППГ. В 2010 г. планируется ввести 60 млн. кв. м. нового жилья. Эти планы, очевидно, выполнены не будут, поскольку за январь-сентябрь построено всего 33 млн. кв. м. (-5,5% к АППГ).

Строительный сезон в текущем году начался с заметным опозданием, однако продлится также несколько дольше обычного, учитывая благоприятные погодные условия и рост госинвестиций в инфраструктуру. В 2010 г. объем господдержки отрасли должен составить 700 млрд. руб. Ускорению строительства жилья в РФ в текущем и следующем годах должно способствовать и восстановление ипотечного кредитования (в 1-м полугодии 2010 г. по данным Росреестра, объем выданных ипотечных кредитов вырос на 60% к АППГ). Банки постепенно снижают процентные ставки и упрощают условия кредитования. В целом, объем кредитования стройсектора за 9 мес. 2010 г. вырос до 500 млрд. руб.

В 2011-2013 гг. планируется ввести в строй 180 млн. кв. м жилья. В планах российского правительства – к 2016 г. увеличить объемы жилищного строительства с нынешних 55-60 млн. кв. м до 100 млн. кв. м жилья в год.

Что касается инвестиций в объекты коммерческой недвижимости, то данный сегмент возобновил рост только во 2-м квартале 2010 г., увеличившись к уровню 1-го квартала на 30%, до $992 млн. Вместе с тем, почти 99% всех инвестиций приходится на Московскую область и Санкт-Петербург, в то время как в регионах инвестиций коммерческую недвижимость практически нет. Среди крупнейших строительных проектов отметим реализацию программы подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи, что определяет повышенный спрос на конструкционный прокат в Южном федеральном округе, строительство объектов для саммита АТЭС на острове Русский, который пройдет в 2012 г., а также ряд госпрограмм, в частности, "Доступное жилье" по закупке жилья для военнослужащих, уволенных в запас. Отметим, что общая стоимость олимпийской инфраструктуры составляет около $6,4 млрд. Строительство необходимых для проведения саммита АТЭС объектов на о. Русский, где полностью отсутствует инфраструктура, обойдется почти в $10 млрд. При этом только строительство двух мостов через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный обойдётся более чем в $2 млрд. Отметим, что суммарная длина мостов меньше трёх километров.

В 2011-м и последующем годах может быть начата реализация еще ряда крупных проектов, которые обеспечат рост потребления стали. В частности, в 2011 г. может начаться строительство моста на Большой Уссурийский остров под Хабаровском, где предполагается создать российско-китайскую зону торговли и туризма. Объем необходимых инвестиций в данный проект оценивают в 20 млрд. руб., или $650 млн.

В программу обустройства пограничной инфраструктуры РФ до 2017 г. планируется вложить около 700 млрд. руб., или $22,5 млрд.

На реализацию масштабной программы развития горнолыжных курортов, туристической и транспортной инфраструктуры Северного Кавказа планируется потратить $15 млрд.

Существует также проект создания сетей казино и сопутствующей инфраструктуры (гостиниц, аквапарков, театров и концертных залов, спортивных арен и комплексов курортно-спортивного назначения) в регионах России, общая стоимость инвестиций по которому оценивается в $31,2 млрд.

Отметим, что доля строителей в потреблении сортового проката в РФ составляет порядка 70%. По оценкам российских экспертов, в текущем году объем потребления сортового проката в России вырастет всего на 10-15%. В частности, в 2010 г. потребление арматуры в РФ оценивается в 4,5-5 млн. т. Доля импорта –15-20%. Потребление стали производителями металлоконструкций в текущем году оценивается на уровне 700 тыс. т (в 2009 г. – 500 тыс. т), мостостроителями – 300 тыс. т (в 2009 г. – 200 тыс. т).

Машиностроение

В данном секторе наиболее быстрыми темпами растут объемы производства в вагоностроении, которое является одним из наиболее металлоемких секторов промышленности. В январе-августе в России выпущено более 32 тыс. грузовых вагонов – столько же, сколько за весь в 2009 г.

Темпы роста производства вагонов растут не только на фоне низких прошлогодних показателей (в 2009 г. падение составило более 40%, до 32,9 тыс. шт), но и благодаря ажиотажному спросу со стороны транспортных компаний. Помимо РЖД, которые (включая «дочек» – ПГК и «Трансконтейнер»), в 2010-2011 г. планируют купить 33 тыс. вагонов (при условии достаточного финансирования), крупным заказчиком станет ведущая частная транспортная компания Globaltrans, которая анонсировала закупку в 2010-2011 гг. 5 тыс. полувагонов.

В числе объективных причин роста спроса на вагоны – рост на 2 млн. т в текущем году перевозок нефтепродуктов, что потребовало дополнительно 10-12 тыс. цистерн, а также существенный объем списания вагонов, из которого операторы уже испытывают дефицит подвижного состава.

По данным российской ж/д статистики, в январе-сентябре 2010 г. прямые поступления чугуна, стального проката, труб и полуфабрикатов на основные локомотивостроительные, вагоноремонтные и вагоностроительные предприятия России составили 962,7 тыс. т. Это самый высокий показатель по закупкам за последние несколько лет, включая докризисные годы.

В автопроме прирост выпуска легковых автомобилей лишь отчасти свидетельствует о росте реального металлопотребления, поскольку значительная часть авто производится в РФ из привозных машинокомплектов. На отрасль приходится около 8% потребления проката в стране, столь низкий показатель объясняется тем, что до сих пор свыше 80% необходимой металлопродукции завозится по импорту. Общий объем потребления металлопродукции российским автопромом в 2009 г. составил около 1 млн. т.

Отметим, что стимулированием отрасли активно занимается правительство, которое финансирует госпрограмму утилизации старых автомобилей при покупке новых с инвестициями из госбюджета более 20 млрд. руб. По программе утилизации планируется продать 230 тыс. автомобилей.

Судостроение РФ до сих пор не вышло из кризиса, оставаясь также в числе аутсайдеров среди секторов потребления. Объем производства судостроительной продукции за 7 мес. 2010 года сократился на 15,8%. По оценке главы Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко, в 2010 г. потребление металлопродукции в судостроении составит 600 тыс. т. По информации правительства, на поддержку судостроения в России в этом году будет выделено 14,3 млрд. рублей. Позитивным фактором для отрасли являются также планы правительства по введению налоговых льгот для отечественных судостроительных предприятий.

Трубное производство

Сектор трубной продукции остается единственным в РФ, где отмечаются стабильно высокие темпы роста потребления. В текущем году ожидается восстановление докризисных объемов производства и внутреннего потребления труб: потребление ожидается на уровне 8,3 млн. т млн. т (в 2009 г. – 6,1 млн. т), производство – на 23,3% (в 2009 г. спад составил 14,4%).

Отметим, что производство труб в РФ за 9 мес. 2010 г. выросло на 38%, до 6,5 млн. т, в т.ч., выпуск труб большого диаметра (ТБД) возрос на 67%. Импорт труб в РФ вырос за 8 мес. 2010 г. на 83% к АППГ (до 758 тыс. т), в т. ч., из Украины увеличился на 52% (до 340 тыс. т). При этом, доля импортных труб на внутреннем рынке составила 13%, несколько выше среднегодового показателя за 2009 год (11%). Напомним, что до 2008 г. доля присутствия импортных труб во внутреннем потреблении составляла более 17%.

За январь-август потребление труб в РФ выросло на 44%. Основной рост спроса обеспечен увеличением поставок в сектор ТЭК, доля которого в потреблении 2010 г. может достигнуть 70%. В частности, потребность в ТБД для реализации крупномасштабных нефтяных и газовых проектов может вырасти более чем на 60%, до 2,5 млн. т.

По информации Ассоциации производителей труб РФ, в 2010 г. потребности «Газпрома» в трубной продукции составят 1,9 млн. т (рекордный показатель со времен СССР), фактически увеличившись в два раза по сравнению с 2009 г.

На 1 июля в адрес «Газпрома» отгружено порядка 750 тыс. т труб, из которых на долю импорта пришлось лишь 80 тыс. т. Во 2-м полугодии 2010 г. закупки у российских производителей составят порядка 1 млн. т.

Существенный рост закупок газовой монополии связан с вступлением в активную фазу строительства трубопроводов Бованенково-Ухта, Починки-Грязовец, Ухта-Торжок, Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Кроме того, в 2008-2009 гг. из-за кризиса было недозакуплено порядка 700 тыс. т труб.

По прогнозу специалистов группы ЧТПЗ, в 2011 г. потребление трубной продукции в России составит порядка 8,2 млн. т (в т.ч. – 2,2 млн. т ТБД). -- UGMK.INFO (Украина)

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>