Кадры решают не все. "ИА "Минпром (Украина)"". 21 сентября 2010
21.09.2010 - 11:46
Маловероятно, что, получая образование в университете Калькутты, студент Лакшми Миттал изучал такие предметы, как история КПСС и теория марксизма-ленинизма. Несмотря на это, владелец крупнейшего в мире стального концерна четко придерживается принципа, сформулированного в 1935 году первым секретарем ЦК ВКП (б) И.Сталиным – "Кадры решают все". Соответственно, за все неудачи и провалы отвечают те же самые кадры, или, выражаясь более современно, топ-менеджмент.
Видимо, исходя из этих соображений, Л.Миттал в июле решил расстаться с генеральным директором своего украинского актива, крупнейшего в стране криворожского горно-металлургического комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" Жаном Жуэ. Действительно, формальных поводов для претензий к его руководству у Л.Миттала хватало. Достаточно вспомнить, что по итогам 2009 года АМКР снизил выплавку стали на 18,9% в сравнении с предыдущим периодом, до 5,05 млн тонн, чугуна – на 21,6%, до 4,42 млн тонн, выпуск готового проката – на 20%, до 4,49 млн тонн.
Радикально ухудшились и финансовые показатели. Выручка предприятия уменьшилась на 35,7%, до 14,98 млрд грн., а чистый убыток составил 120,03 млн грн. против чистой прибыли в 4,676 млрд грн., полученной годом ранее. Все это привело к невыполнению запланированной на 2009 год инвестпрограммы по модернизации производственных мощностей объемом в 130 млн долл.
Кроме того, недовольство собственника вызывала растущая задолженность со стороны госбюджета перед АМКР по возмещению НДС. К концу июня этот показатель, напомним, превысил 1 млрд грн., в связи с чем свободный операционный поток АМКР приходилось поддерживать, очевидно, за счет средств холдинга "ArcelorMittal".
В штаб-квартире концерна это расценивали как неспособность Ж.Жуэ наладить эффективное взаимодействие с местными властями. А его жалобы на постоянные проверки комбината различными контролирующими инстанциями только укрепляли руководство ArcelorMittal в этом убеждении.
Тот факт, что французу в 2009 году удалось договориться с Фондом госимущества Украины об отсрочке выполнения инвестобязательств на период финансово-экономического кризиса, просто не учитывался. Как и улучшение производственных показателей за первое полугодие, когда выплавка стали на комбинате выросла на 33,9%, до 3,072 млн тонн, чугуна – на 31,3%, до 2,662 млн тонн, выпуск готового проката – на 23,3%, до 2,62 млн тонн. Наличие крупных сумм невозмещенного НДС у других предприятий украинского ГМК также не рассматривалось как смягчающее обстоятельство.
Поэтому, осознав, что бизнес в Украине требует подходов, несколько отличающихся от тех, которым учат выпускников Сорбонны, Гарварда и Кембриджа, Л.Миттал решил сделать ставку на человека, хорошо разбирающегося в специфике на постсоветском пространстве – и владеющего при этом западными технологиями менеджмента.
Но теперь индийский миллиардер пошел от обратного, вспомнив о принципах своего американского коллеги Генри Форда, который еще в 1930 годах был глубоко убежден, что настоящему менеджеру абсолютно все равно, чем управлять – хоть автомобильным заводом, хоть кинотеатром. И потому новым генеральным директором АМКР Л.Миттал поставил человека, который до этого никогда не сталкивался с металлургией.
Его предыдущим местом работы является лесопромышленная компания Mondi Europe&International, где Ринат Старков был директором по логистике. Еще раньше он работал генеральным директором Сыктывкарского лесопромышленного комбината, где и получил богатый опыт взаимодействия с местными властями по различным конфликтным вопросам.
Характерно, что одно из немногочисленных интервью Р.Старкова в местной прессе, датированное январем 2005 года, так и называлось: "Мы не хотим быть богатыми мальчиками, на которых повесят все проблемы республики". Теперь для Л.Миттала это имело гораздо большее значение, чем 30-летний опыт работы Ж.Жуэ в металлургии. Кстати, для французского специалиста это кадровое решение оказалось настолько чувствительным ударом, что он решил уйти не только с АМКР, но и вообще из ArcelorMittal.
Что же касается нового руководителя криворожского комбината, представленного коллективу 4 августа, то начало его работы в этой должности назвать удачным никак нельзя. Так, в августе предприятие сократило объем выплавки стали по сравнению с июлем на 6,1%, до 462 тыс. тонн. По словам Р.Старкова, такой результат связан с неудовлетворительной работой аглофабрики, что привело к дефициту агломерата, необходимого для производства чугуна. Он также пожаловался на "слабость рыночных сигналов" – что можно расценивать как подведение обоснования под дальнейшее снижение объемов производства.
Кроме того, в августе у АМКР произошел очередной конфликт с украинскими метизными заводами, которые обвинили комбинат в задержке с отгрузкой сварочной катанки. По их мнению, затягивание сроков связано с тем, что первоочередными для производителя являются экспортные поставки. В связи с этим ассоциация "Укрметиз" обратила внимание Министерства промышленной политики и профильного объединения "Металлургпром" на недопустимость подобного поведения "ArcelorMittal Кривой Рог".
Далее, в первых числах сентября, Антимонопольный комитет Украины завершил начатое в июле расследование в отношении АМКР, сократившего в текущем году поставки сортового проката Константиновскому метзаводу без объективных, по мнению потребителя, причин. АМКУ подтвердил неправомерность действий криворожского комбината, которому пришлось во избежание крупных штрафных санкций (до 10% от годового оборота) увеличить отгрузки в адрес Константиновского метзавода.
Но и на этом неприятности АМКР не закончились. Уже 10 сентября Государственная таможенная служба сообщила о возбуждении уголовного дела по факту попытки контрабандного ввоза в Украину 67,6 тыс. тонн коксующегося угля для криворожского комбината. Контрабанда выразилась в занижении декларируемой стоимости коксующихся углей при импорте в Украину. Так, по документам, представленным для таможенного оформления, стоимость товара составила 107,5 млн грн.
Вместе с тем экспертиза, проведенная по инициативе Гостаможслужбы, показала, что классификация исследуемого угля отличается от заявленной, а его настоящая рыночная стоимость составляет почти 203 млн грн., или вдвое выше задекларированной. Подобные несоответствия Уголовным кодексом трактуются как попытка избежать уплаты в полном объеме предусмотренных таможенных платежей.
Совершенно очевидно, что это уголовное дело не только ощутимо ударило по деловой репутации АМКР, но еще и сильно осложнило для Р.Старкова дальнейшее общение с украинскими властями. Теперь в случае возникновения какого-либо проблемного вопроса чиновники вплоть до самого высокого уровня всегда смогут сослаться на то обстоятельство, что и сам комбинат не отличается безупречным соблюдением действующего законодательства.
Между тем говорить о том, что "черная полоса" для нового руководителя АМКР закончилась, пока не приходится. Потенциальную угрозу для социальной стабильности на предприятии несет объявленный администрацией второй этап программы сокращения персонала. Профсоюз комбината уже заявил о негативном отношении к данной инициативе. В дальнейшем это может привести к социальному взрыву и забастовке – например, как это произошло в августе на Полтавском ГОКе.
Стоит отметить, что с момента прихода Л.Миттала на криворожский комбинат в октябре 2005 года по 10 февраля нынешнего года штатная численность работников на предприятии уже сократилась с 56 891 до 37 782. При этом несоблюдение договорных сроков поставки метизной продукции украинским потребителям на АМКР объясняют как раз нехваткой персонала – из-за этого, дескать, нет возможности использовать на полную мощность имеющееся оборудование.
Также нельзя забывать и об успевшем стать традиционным конфликте между АМКР и Укрзализныцей в связи с задержкой вагонов на комбинате сверх установленных в договоре сроков. Напомним, что в прошлом году железнодорожники были вынуждены пойти на крайние меры – перестали обслуживать вагоны, которые должны были подаваться на криворожский комбинат. Тогда это привело к блокированию поставок коксующегося угля на АМКР.
И с наступлением осенне-зимних холодов есть основания ожидать повторения подобной ситуации – ведь причины, которые привели к задержкам с перевалкой грузов на комбинате, не устранены. В частности, речь идет об отсутствии дополнительных сушильных мощностей для поступающего угля. А невозможность его быстрой разгрузки администрация объясняла как раз смерзанием угля, имеющего повышенную влажность. -- ИА "Минпром (Украина)"