18 сентября в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, состоялось торжественное заседание Генерального Совета ФНПР, посвященное 20-летию со дня образования организации.
В заседании приняли участие члены Генсовета, профсоюзные работники и профактивисты всех общероссийских профсоюзов из всех регионов РФ, представители законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообщества, видные общественные деятели, ветераны профдвижения, зарубежные гости - всего около тысячи человек.
ГМПР представляла делегация в составе 24 чел. во главе с председателем профсоюза Михаилом Тарасенко.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков отметил, что общая численность работников, состоящих в профорганизациях ФНПР, составляет более 25 млн человек, за кризисный год создано 5,5 тысяч новых профсоюзных организаций, куда вступило более 1,5 млн наемных работников России.
По словам Михаила Викторовича, прямым результатом успешной деятельности ФНПР в кризисный период стало то, что, несмотря на рекордное сокращение ВВП (10,8%), в России удалось избежать повальной безработицы и сохранить большую часть промышленных производств. Председатель ФНПР отметил в числе приоритетных задач преодоление экономической бедности, обеспечение условий для квалифицированного труда и создание безопасных рабочих мест.
Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что "в разгар кризиса удалось не допустить самых тяжёлых, но возможных в тот период времени последствий, избежать худшего сценария развития событий. Убеждён, это произошло и благодаря ответственной позиции профсоюзов, благодаря нашей совместной работе и той поддержке, которую вы оказали там, где считали возможным и целесообразным для работающих".
В заключительном слове премьер еще раз подтвердил, что правительство видит в ФНПР надежного и конструктивного партнера, "потому что наша общая задача, задача государства, Правительства и профсоюзов - улучшить жизнь наших граждан" и выразил надежду на скорое подписание нового соглашения между правительством, работодателями и профсоюзами (выступление В.В. Путина публикуется ниже).
С поздравлениями в адрес ФНПР выступили зам.председателя Государственной Думы Надежда Герасимова, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, мэр Москвы Юрий Лужков, председатель ФНПР в период 1990-1993 гг. Игорь Клочков, главы крупнейших территориальных и отраслевых профсоюзных организаций-членов ФНПР.
Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина
Уважаемые коллеги, друзья!
Прежде всего я от души поздравляю вас с 20-летием со дня основания Федерации независимых профсоюзов Российской Федерации. Это крупнейшее общественное объединение нашей страны.
Федерация независимых профсоюзов России была образована в 1990 году как независимый от государства, независимый от политических и предпринимательских структур национальный профсоюзный центр.
В рядах ФНПР состоит 25 млн человек. Это около 95% от численности всех членов профсоюзов в России.
Наши встречи с представителями профсоюзов носят традиционный, деловой и открытый характер.
Михаил Викторович Шмаков участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации практически постоянно. Могу подтвердить, что это происходит не для галочки. Михаил Викторович такой конкретный человек, не очень всегда удобный переговорщик для Правительства, часто со своим мнением, которое далеко не всегда совпадает с мнением различных министерств и ведомств.
Например, по предложениям именно профсоюзов мы последовательно включаем в российское законодательство нормы Международной организации труда. Даже тогда, когда некоторые ведомства считают, что пока это по тем или иным экономическим соображениям делать преждевременно.
В этом году уже ратифицировано три конвенции МОТ, которые касаются прав оплачиваемых отпусков, защиты представителей работников и содействия коллективным переговорам. Ведётся активная работа еще по восьми конвенциям.
Уважаемые коллеги!
В 2001 году, я начну с этого, мы много спорили. Тогда шла, на мой взгляд, жёсткая, но очень полезная и содержательная дискуссия. И в итоге мы нашли общую точку зрения - провели через Думу новый Трудовой кодекс.
Это очень важный, базовый документ. Я бы даже назвал его своеобразной конституцией, основным законом для сферы трудовых отношений.
Приняв Кодекс, мы обеспечили разумный баланс между интересами работников и работодателей в условиях современной, быстро развивающейся экономики.
Теперь мы видим, что достигнутый в те годы компромисс выдержал испытание временем, в том числе и в исключительно сложный последний период - кризисный. В 2008 году вместе со всем миром Россия оказалась втянута в кризисные явления, испытала на себе его негативные последствия: и спад производства, и рост безработицы, сокращение заработных плат на многих предприятиях.
Но, несмотря на это, в разгар кризиса удалось не допустить самых тяжёлых, но возможных на тот период времени последствий. Удалось избежать худшего сценария развития событий. Убеждён - это произошло не в последнюю очередь и благодаря ответственной позиции профсоюзов, благодаря нашей совместной работе и той поддержке, которую вы оказали там, где посчитали возможным и целесообразным для работающих, действиям Правительства.
Собственно, профсоюзы были одним из наших основных партнёров и соавторов - я скажу это без всякого преувеличения: одним из основных соавторов антикризисных мер.
В результате были сохранены базовые социальные стандарты и конструктивные отношения между всеми сторонами социального партнёрства. Страна не вернулась к массовым, унизительным задержкам заработной платы. Да, конечно, задержки есть и сейчас, но для справки могу сказать - да собственно говоря, наверняка, вы многие об этом знаете, - на 1 сентября текущего года задержка по зарплатам в России составляет 3 млрд 350 млн рублей. Это ниже чем в докризисном, вполне благополучном, 2007 году.
Были оперативно запущены программы поддержки занятости. Они охватили свыше 3,5 млн человек и абсолютное большинство из них либо сохранили свои рабочие места, либо получили новую специальность и новую работу.
Более того, несмотря на кризис, мы продолжили реализацию системных преобразований в социально-трудовой сфере.
Например, с 2009 года, как вы знаете, в федеральных бюджетных учреждениях были введены новые системы оплаты труда, а фонды оплаты труда увеличены на 30 %. Мы ведём постоянный мониторинг этого процесса и при необходимости вносим коррективы. Сейчас только с Михаилом Викторовичем (Шмаковым) обсуждали эту проблему, вопросов там много и мы продолжим эту дискуссию. По вопросу реформы заработной платы у нас эта дискуссия продолжается постоянно.
И конечно, не могу не сказать о модернизации пенсионной системы и социального страхования. Напомню вам, уважаемые коллеги, именно не просто при поддержке, а по инициативе профсоюзов мы вернулись к страховым платежам в государственные внебюджетные фонды.
Да, определённые сложности есть, мы это понимаем. Мы понимаем и озабоченность предпринимательского корпуса, мы на них, кстати говоря, реагируем. Особенно это касается высокотехнологичных производств - мы делаем для них исключения, создаём переходный период. И в целом переход проходит абсолютно гладко, без существенных сбоев.
И самое главное - в результате валоризации пенсионного капитала и дополнительного увеличения в апреле 2010 года средний размер пенсий по старости составляет сейчас 8 тыс. 169 рублей в месяц. По году будет рост в 45 с небольшим процентов, а в будущем году мы ещё раз проиндексируем пенсии.
* * *
Уважаемые друзья!
Наверное, даже в рамках нашей юбилейной встречи будет не лишним сказать о тех задачах, которые сегодня стоят перед нами и которые Правительство и профсоюзы должны решать в тесном партнёрстве друг с другом.
Сейчас экономика страны постепенно восстанавливается после кризиса. Именно постепенно. Восстановление идёт уверенными, но всё-таки не такими темпами, как нам бы хотелось, хотя может быть даже и с опережением некоторых ожиданий. Во всяком случае с опережением ожиданий некоторых экспертов: наших и иностранных.
В течение года было создано около миллиона новых рабочих мест или воссоздано утраченных ранее рабочих мест. Безработица сократилась до 7% экономически активного населения: в конце 2009 года было 8,6%, сейчас - 7%, как я уже сказал.
Рост реальной заработной платы (за минусом инфляции) составляет 4,9%. Кстати говоря, мы с вами и в кризисное время, когда практически во всех странах отменяли индексации, понижали заработную плату и так далее, обеспечили небольшой, но всё-таки рост реальной заработной платы в целом по стране. Сегодня он составляет 4,9%.
Промышленное производство выросло на 9,6%. Напомню, что в кризисное время рухнуло, просто рухнуло почти до 10%, а в обрабатывающей промышленности был спад до 15,3%. Сегодня, кстати, обрабатывающая промышленность растёт более быстрыми темпами, чем весь промышленный сектор.
Мы рассчитываем, что такие позитивные тенденции будут укрепляться.
Основной вопрос сегодня - это качество развития нашей экономики. В наших общих интересах, чтобы рост шёл прежде всего за счёт модернизации производства, создания эффективных, более высокооплачиваемых рабочих мест и за счёт роста производительности труда. Кстати говоря, в этом году рост производительности труда наблюдается, правда не рекордный, но всё-таки стабильно растёт. И мы должны обязательно обеспечить именно такое качество развития промышленности. В противном случае отечественные предприятия не смогут поддержать свою конкурентоспособность, а новые рабочие места, так как это происходит во многих странах Западной Европы, будут создаваться не в нашей стране, а где-то за рубежом.
И позиция профсоюзов должна, на мой взгляд, состоять в том, чтобы увязать реализацию планов развития производств с созданием квалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест. Логично, что модернизация предприятий, освоение новой продукции обязаны вести к росту заработной платы.
Своё слово профсоюзы должны сказать и по такой актуальной проблеме, как определение справедливой структуры заработной платы. Очевидно, что для разных отраслей и профессий она разная и должна быть разная и нужно находить выверенный баланс между постоянной тарифной частью и стимулирующими выплатами. Я думаю, что подавляющее большинство в этом зале со мной согласится: уравниловки быть не должно, нужно стимулировать тех, кто стремится к повышению квалификации.
Вторая крупная проблема связана с улучшением условий труда.
Вы, конечно, знаете, например, о недавно принятой комплексной программе развития Норильского комбината, и этого региона, и города Норильска. В течение 10 лет в решение социальных и экологических вопросов, для улучшения условий труда здесь будет вложено около 27 млрд рублей.
Конечно, Норильск - это особый случай. Проблемы в городе и на комбинате копились десятилетиями, и потому потребовалось принять по Норильску отдельную программу при федеральной поддержке.
Но думаю, будет оправданно и требование повсеместного улучшения условий охраны труда. Пренебрежение этой темой обходится людям и государству слишком дорого. Мы, к сожалению, видели это и на Саяно-Шушенской ГЭС, и на шахте "Распадская", да и на многих других предприятиях.
Со своей стороны могу отметить, что мы обеспечили принятие закона о страховании опасных производственных объектов, предусмотрели возможность экстренной приостановки работы предприятий, на которых нарушаются правила безопасности.
Кстати говоря, я уже об этом говорил, публично хочу в этом зале ещё раз повторить: считаю, что при реализации подобных подходов роль и значение профсоюзных организаций на таких предприятиях многократно возрастает, потому что мы должны предусмотреть антикоррупционные механизмы, которые возможны, к сожалению, при диктате со стороны чиновников при решении вопроса об остановке производства. И здесь профсоюзные лидеры должны быть начеку, должны чётко и ясно понимать, что происходит, и сказать своё веское слово.
Также готовим поправки в законодательство, которые усилят экономическую заинтересованность работников в соблюдении норм охраны труда. Наряду с этим будет усилена административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
Но скажу, что готовятся поправки усиливающие административную ответственность - за различные правонарушения предполагается увеличить штраф от 2 до 10 раз.
И еще один вопрос хотел бы поднять.
Россия ведёт линию на формирование цивилизованного рынка труда, в том числе и в части, которая касается привлечения иностранной рабочей силы. Мы с вами прекрасно знаем: для России это особенно актуально. Имею в виду наши особые отношения со странами СНГ, с которыми у нас нет визового режима, да и границ по существу нет. Это непростой и социально-политический, и трудовой вопрос, и вопрос международных отношений, и вопрос выбора баланса между различными направлениями наших национальных интересов.
Мы заинтересованы в том, чтобы трудовая миграция была абсолютно легальной, чтобы здесь не возникало серых зон, порождающих криминал и коррупцию.
Нужно помогать законопослушным людям, приехавшим к нам на заработок. Помогать адаптироваться в России, защищать их трудовые интересы. И здесь открывается огромное поле для деятельности профсоюзов, у которых есть большой опыт разрешения трудовых споров и хорошая, сильная, профессионально подготовленная юридическая служба.
* * *
Уважаемые коллеги,
Завершая свое выступление, хотел бы вновь заверить вас, что Правительство видит в профсоюзах надежного и конструктивного партнера.
Мы заинтересованы и в скорейшем заключении нового Генерального соглашения между объединениями профсоюзов, работодателями и Правительством. Соглашения, в котором будут определены конкретные планы нашей совместной работы на 2011-2013 годы.
Я благодарю за внимание и еще раз поздравляю вас с юбилеем. Спасибо.
Заключительное слово В.В.Путина:
Поздравить я вас уже поздравил. Мне, к сожалению, нужно будет сейчас уйти, поработать по своей собственной программе. Но перед тем как покинуть этот зал, хочу сказать, что действительно перед нами с вами стоят очень сложные задачи. Они сложны потому, что нам с вами всегда нужно найти такой компромисс в решении сложных проблем, который вёл бы нас к развитию, как сейчас коллега выступавшая сказала.
Вот говорили об оборонке. Конечно, хорошая была. Она со своими проблемами, но тем не менее в тех условиях была создана неплохая система социальной защиты в советские времена. Собственно говоря, в основном профсоюзы и предприятия тащили на себе всю социалку.
Но что такое предприятие? Это государство. В тех условиях предприятие - это государство. В сегодняшних - это не так. Как правило, не так. И сегодня, в условиях кризиса особенно, на примере, допустим, не оборонной, а автомобильной промышленности. Мы помогли ВАЗу забрали у него объекты социального назначения и для ВАЗа это дополнительная помощь и поддержка. Потому что иначе он должен был бы тратить миллиарды рублей на содержание этих учреждений (просто в кризис это становится наиболее понятно), а значит, он просто должен был бы уволить, чтобы остаться на плаву и не закрыться совсем, энное количество работников. Просто уволить. И мы пошли на то, что эти сотни миллионов дали ему просто из госбюджета, по разным каналам, но, по сути, просто из федерального бюджета дали и всё.
А что говорить о тех предприятиях, где государство совсем не присутствует? А таких у нас очень много, большинство. Это правило, конечно, на сегодняшний день не может носить универсального характера - взять и всё сбросить. И более того, если что-то отдается в муниципалитеты, на региональный уровень, это должно делаться при сопровождении соответствующего финансирования с регионального либо с федерального уровня. Все должно делаться постепенно, спокойно, с обеспечением как минимум прежнего уровня обслуживания, а, может быть и желательно, с увеличением уровня обслуживания. И конечно, и государство, и профсоюзы за этим должны самым внимательным образом наблюдать.
То же самое касается и МРОТа, и индексации заработной платы, различных пособий, в том числе пособий по безработице.
Когда начался кризис, мы с вами - я говорю именно мы с вами, потому что это делали мы как раз в тесном контакте с профсоюзами - договорились о резком подъёме (относительно резком), но тем не менее по тем меркам, которыми мы оперируем, по тем цифрам, которыми мы оперируем, значительном повышении пособия по безработице.
Я не буду скрывать, многие руководители регионов, губернаторы говорили: "У нас сразу появились люди, которые и раньше не работали, но пришли за этим пособием". Я, кстати говоря, не считаю, что это плохо, пусть люди хоть это получат. Но постоянно автоматом накручивать это пособие - это надо подумать. Как мы стимулируем рынок труда? Как мы здесь работаем? Каких целей мы достигаем? Или может быть нам выработать другие пути? Может быть, не менее эффективные и менее затратные, но дающие позитивный результат для граждан. Куда направить эти деньги - федеральные бюджетные деньги в данном случае? Также и по очень многим другим составляющим.
Я когда выступал, говорил, что если мы не разработаем такого механизма (собственно, мы его разработали, его надо только совершенствовать), механизма взаимодействия с профсоюзами при определении наиболее эффективных путей решения тех или иных проблем, то ведь мы можем попасть в ситуацию западноевропейских стран. Они переносят и переносят производство за границу, переносят и переносят, и не остановить никак процесс. Скоро всё производство будет в Китае и Индии, даже уже высокотехнологичное. Потому что стоимость рабочей силы там по сравнению с европейской и американской несопоставима, а уровень квалификации растёт.
И здесь нам с вами нужен аккуратный баланс и ограничительные меры нужны какие-то для бизнеса. Я с этим полностью согласен. Им только дай пальчик - Александр Николаевич (А.Н.Шохин, глава РСПП) пусть на меня не сердится, - и до локтя могут отхватить ручонку-то. Повнимательнее надо к этому подходить, но и нельзя порождать иждивенчество с другой стороны. Это тонкий вопрос.
Мы с вами в целом выработали хорошо функционирующий механизм согласования позиций. И я очень рассчитываю на то, что мы в таком контексте дальше и будем двигаться.
Опять вернёмся к оборонке. Ведь тоже в контакте с профсоюзными организациями многие вопросы решали. И не только по соображениям безопасности, хотя это очень важно, и обороноспособности, но и имея в виду, что это напрямую государственная ответственность. В условиях кризиса мы оборонке дали даже больше средств, чем другим отраслям.
Общее падение производства в реальном секторе было почти до 10% (9,8%), а в оборонке подъём - 7%, а в ракетостроении - 17%, по-моему, даже. Я боюсь ошибиться в цифрах, но такие примерно цифры. Это результат поддержки государства. И именно потому, что вопрос не только, как я сказал, обороноспособности, но и прямой ответственности государства.
В любом случае, мы с вами прямые, естественные партнёры, потому что, как здесь было правильно сказано, наша общая задача, задача государства, Правительства и профсоюзов - улучшить жизнь наших граждан, качество жизни каждого конкретного российского гражданина.
Я хочу вас поблагодарить за совместную работу последних лет и пожелать вам успехов. Спасибо вам большое. -- INFOLine, ИА (по материалам компании)